Ii. понимание речи и словесных значении

21. Понимание ситуативной речи.

Проверяется в процессе беседы с больным и выполнения
ряда проб из 1-го раздела методики.

1 Возможность называния действия также можно исследовать при
составлении предложений к сюжетным или последовательным картинкам,
задавал испытуемому соответствующие вопросы.

22. Понимание значения отдельных слов.
Покажите, пожалуйста (делается пауза):

окно, дверь, часы, карандаш, подоконник, люстру.
23. Понимание простых команд:

закройте глаза посмотрите в окно

покажите язык положите руку в карман

поднимите руку зажгите и погасите свет.

*24. Понимание (отчуждение) смысла слов.
Покажите, пожалуйста (делается пауза):

глаз, ухо, нос, ухо, глаз, нос...

ухо - глаз глаз - нос - ухо

нос - ухо ухо –нос - глаз

нос - глаз нос - ухо - глаз

глаз - нос глаз - ухо - нос

ухо - нос ухо - глаз - нос

ухо-глаз... нос-глаз-ухо...

*25. Удержание речевого ряда.

Перед испытуемым раскладывают 12 изображений предме-
тов (используются рисунки для исследования называния-
рис. 1 и предметной зрительной памяти-рис. 19а, 196, 19в).
Вначале набор рисунков закрыт. Называются 4 предмета как
часто, так и относительно редко встречающиеся в быту, затем
через 3-5 секунд, открыв набор, просят больного их показать
на матрице набора. В таком виде опыт повторяют 3 раза. Если
испытуемый не справляется с заданием, то опыт проделывают
с серией из 3 изображений и т. д. Если задание с 4 изображе-
ниями выполняется, то продолжать исследование нет необходи-
мости. Рекомендуется перед каждым новым предъявлением ме-
нять порядок расположения карточек в наборе для того, чтобы
исключить влияние местоположения изображения на удсржание
речевого ряда.

ПОНИМАНИЕ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР

*26. Понимание флективных отношений
Покажите, пожалуйста:

ключ - ручкой ключом -ручку

ручку - ключом ручкой - ключ

ручкой-ключ ключ-ручкой

*27. Понимание отношений между предметами, выражен-
ных одним предлогом и наречием места:

положите ручку под книгу

положите книгу на ручку

положите ручку над книгой

положите ручку справа от книги

положите книгу перед ручкой

положите ручку между книгой и тетрадью

*28. Понимание отношений между предметами, выражен-
ных двумя предлогами:

положите тетрадь в книгу, но под ручку
положите ручку на тетрадь, но под книгу
положите ручку в тетрадь, но над книгой

*29. Понимание конструкций родительного падежа
Одно ли это и то же?

Отец брата и брат отца

Сестра матери и мать сестры

Сын сестры и сестра сына

*30. Понимание инвертированных конструкций:
Я позавтракал после того, как прочитал газеты.

Что я сделал раньше?
Прежде чем сдать экзамены, я хорошо подготовился.

Что я сделал раньше?

Я стал купаться после того, как установилась жаркая
погода?

Что я сделал позже?

*31. Понимание проб Хеда
Покажите, пожалуйста:
указательным пальцем правой руки-нос;
указательным пальцем левой руки-правый глаз;
указательным пальцем правой руки-левое ухо;
указательным пальцем левой руки - нос и ухо;
указательным пальцем правой руки-левый глаз и нос;
указательным пальцем левой руки-левое ухо

и правый глаз.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

*32. Определение количества букв в словах

Из какого числа букв состоят слова:

окно, якорь, коньки, люстра, ножницы, полководец
Здесь и далее могут быть и другие 6 слов при сохранении
общего принципа эксперимента.

33. Определение первой и последней букв в словах:
дом, спорт, успех, медаль, ромашка, астрономия

*34. Анализ слов по одной фонеме

Опыт выполняется по условно-рефлекторной методике: если
произносится слово, в котором есть звук «с», больной должен под-
нять руку. Первые 2-3 слова обычно произносятся с усилением
нужной фонемы:

сстол, ззабор, лошадь, весна, мороз, пуговица, рссница,
автобус, циферблат, турист, вокзал, электростанция

*35. Анализ слов по двум фонемам

Больной поднимает руку, когда в слове есть звук «ш» и не
поднимает на звук «р»:

шапка, чашка, ручка, вешалка, кран, мотор, шмель,
гуляш, ремонт, портной, мышеловка, эскалатор

Можно также предъявить больному ряд изображений пред-
метов (рис. 1) и предложить выбрать те из них, в словесном
обозначении которых встречаются заданные фонемы. Для ис-
ключения влияния артикуляции в фонематическом анализе и
синтезе больного просят при выполнении заданий зажать
язык между зубами или что-либо прикусить (карандаш, палец
и т. п.).

При оценке особенностей импрессивной речи обращается
внимание, главным образом, на понимание значении слов и
коротких фраз, стойкость значения слова в зависимости от
объема удержания ряда, «отчуждение смысла слова», когда
больной, правильно повторяя отдельные слова, не может их
соотнссти со значением слова, как бы «отчуждая» название
предмета от его смысла, способность понять сложные грамма-
тические конструкций.

III. ПИСЬМО

36. Списывание коротких фраз, например:

«золотая голова»
«сегодня хорошая погода»
«куй железо, пока горячо»

(или другие, написанные экспериментатором крупными пе-
чатными буквами). Рис. 3 и 4.

37. Писъмо букв под диктовку:

А, И, У, К, П, Щ

38. Писъмо слогов под диктовку:

ра, эр, дил, маш, чест, стра

39. Запись автоматизированных энграмм (речевых стерео-
типов):

имя и собственная фамилия, родной город, название ули-
цы, где живет больной и т. д.

*40. Писъмо слов под диктовку, например:

мак ястреб

стена мужество

ремонт кораблекрушение

41. Составление тех же слов из отдельных букв разрезной
(магнитной) азбуки или кубиков; при этом сравнивается, оди-
наковы ли трудности в выполнении заданий - написать или
сложить слова из отдельных букв.

*42. Писъмо фраз под диктовку:

Я еду на дачу

Завтра будет хорошая погода

Войсками командовал выдающийся полководец

*43. Самостоятелъное письмо. Написать 2-3 фразы на за-
данную тему (квартира, семья, работа и т. п.).

IV. ЧТЕНИЕ

44. Чтение идеограмм, например:

имя, фамилия больного, родной город, имена членов
семьи, профессия, месяц рождения.

45. Чтение (узнавание) букв в наборе, выполнением разными
шрифтами (рис. 3).

Покажите, пожалуйста: А, Е, К, Т, Ш, Ю (или др. 6 букв).
Учитывается выбор любого образца заданных букв, написан-
ных разными шрифтами.

В другом варианте опыта испытуемому предлагается под-
ложить к буквам В, Г, Д, Т, А, Н буквы, написанные различ-
ными шрифтами, в том числе и стилизованные.

46. Чтение букв вслух:

А, Д, К, Р, Ц, Я (или других 6 букв)

*47. Узнавание «зашумленных» букв.

Предъявляется набор из 2-х вариантов букв на фоне «шума»-
0,35 (более интенсивный, содержащий 35% черных элемен-
тов) и 0,25 (менее интенсивный, содержащий 25% черных
элементов). Если больной не справлястся с заданием при уров-
не шума 0,35, переходят к менее зашумленным рисункам (рис.
5а и 56).

48. Чтение вслух слогов и псевдослов:

му, ана, лет, цир, позд, стра и т. п.

*48а.

ном, килбут, лосоп, радогруд, асюкр, цазаб.

49. Чтение слов (простых и сложных):
лес, зерно, автобус, индустрия, реставрация, энциклопедия.

Слоги и слова пишет экспериментатор крупными печатны-
ми буквами. Если больной не читает вслух слоги, псевдослова
и слова, его просят подложить названия предметов под их изо-
бражения (глобальное чтение) (рис. 1), при этом письменные
обозначения предметов должны быть заготовлены крупными
печатными буквами (входит в набор, изготовленный для экс-
периментатора).

*50. Чтение вслух простых предложений (можно восполь-
зоватъся рис. 3 и 4):

«золотая голова», «сегодня хорошая погода», «не красна
изба углами, а красна пирогами» или другие 3 предложения,
используя заготовленные для набора образцы текстов.

51. Чтение про себя или «молчаливое чтение»: выполнение
писъменных заданий без проговаривания (по 3 пробы в каждом
задании)

а) подкладывание подписей под предметные картинки;

б) подкладывание подписей под сюжетные картинки (зара-
нее изготовленные);

в) чтение и понимание простых инструкций, например:
улыбнитесь, закройте глаза, встаньте и посмотрите в окно.

*52. Чтение вслух короткого рассказа (см. тексты пробы
«повествовательная речь» или др. тексты, близкие по величине
и сложности слов).

При оценке проб «письмо» и «чтение» кроме специфиче-
ских ошибок, обозначенных в шкале, учитывается, в какой ме-
ре нарушение письма и чтения отражает особенности устной
речи больного и каково соотношение тяжести нарушений
письма и чтения, а также в какой мере сохраняется способ-
ность понимания прочитанного.

V. СЧЕТ

53. Чтение (называние) чисел:

8, 14, 41, 1010, 1155, 71017 (рис. 3)

* В этом сенсибилизированным вариантом является проба № 48а,
которая оценивается отдельно.

54. Письмо чисел
Напишите, пожалуйста:

9, 21, 117, 711, 1515, 41024

*55. Автоматизированные счетные операций (таблица ум-
ножения):

3x4 4x6 6x9
9x7 8x9 9x8

*56. Сложение и вычитание однозначных и двузначных чи-
сел:

9-6 7 + 8 32-15
57 + 28 83-47 27 + 64

*57. Письменный счет

49 + 36 669-185 131x14
227 + 369 931-486 576:24

*58. Решение простых задач:

В одной корзине 9 яблок, в другой в 4 раза больше.

Сколько яблок во второй корзине?

* * *

На одной полке 6 книг, на другой на 5 книг больше.
Сколько всего книг на полках?

* * *

На 2-х полках 32 книги. На одной на 8 книг больше.
Сколько книг на каждой полке?1

При оценке результатов исследования следует по возмож-
ности оценить избирательность нарушений счета — выяс-
нить, обусловлены ли нарушения в счетных операциях соб-
ственно акалькулией или речевыми расстройствами, в част-
ности неудержанием речевого ряда или отчуждением смысла
слов.

VI. ПРАКСИС

Наши рекомендации