Тема 7. Конфликты в организациях

Индустриальная социология: возникновение и основные этапы развития (Ф. Тейлор, А.Файоль, Э. Мэйо, Дж. Морено). Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Социальная структура трудового коллектива. Мотивы объединения людей в производственные группы. Формальные и неформальные отношения между членами коллектива. Экономические противоречия как источник конфликта.

Методы и стиль работы руководителя. Требования к личным качествам руководителя трудового коллектива. Типы лидерства в коллективе. Социометрическая методика при изучении групповых связей в трудовом коллективе.

Причины и особенности протекания социально-трудового конфликта. Модели разрешения конфликтов на предприятии (деловой спор, психологический антагонизм, формализация отношений). Типы поведения людей в конфликтных ситуациях. Правовые формы регулирования трудовых отношений. Значение конфликта в функционировании организации.

Тема 8. Конфликты в сфере управления.

Сущность управления и его структура. Предпосылки конфликтности процесса управления. Типы конфликтов в сфере управления. Конфликт между субъектом и объектом управления и его причины. Конфликты между различными уровнями

управления и внутри них. Конфликты стиля управления. Роль оптимизации

управленческой структуры в предупреждении управленческих конфликтов. Принцип

гласности и социальной справедливости в управленческой деятельности как фактор

предупреждения конфликтности. Подбор и расстановка кадров как средство разрешения

управленческих конфликтов.

Тема 9. Конфликты в семье.

Соотношение понятий «брак» и «семья». Структура семейных отношений.

Кризисные периоды в развитии семьи. Исторические формы семьи и брака.

Взаимоотношения между родственникам в различных типах семей. Социальные функции

семьи. Распределение ролей в семье. Причины конфликтов между детьми и родителями.

Формы проявления конфликтов между супругами. Психотравмирующие последствия

супружеских конфликтов. Девиантное поведение как фактор конфликтности. Тактика

регулирования супружеских и межпоколенческих конфликтов.

Тема 10. Переговоры и посредничество в конфликте.

Переговорный процесс, его функции и основное содержание. Характеристика

основных этапов переговорного процесса. Модели поведения партнёров в переговорном

процессе («Избегающий», «Уступающий», «Отрицающий», «Наступающий»). Технология

управления эмоциями в переговорном процессе. Правила самоконтроля эмоций

(эмоциональная выдержка; рационализация эмоций и поддержание высокой самооценки),

их применение в переговорном процессе. Манипулятивные технологии в переговорном

процессе и их виды. Типы стратегий: «выигрыш-выигрыш», «выигрыш-проигрыш».

Тактики переговоров: «видимое сотрудничество», «дезориентация партнёра»,

«ультиматум», «уступка» пр. Правила ведения деловых переговоров. Роль третьей

стороны в урегулировании конфликта. Типы посредничества.

Планы семинарских и практических занятий

Тема 1. Возникновение и развитие конфликтологии.(2часа)

Занятие 1.

Форма проведения семинара – дискуссия.

Эволюция взглядов на противоречие и конфликт в истории философской мысли. (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, Просвещение, XIX в.)

Для более углубленного понимания поставленных проблем студентам необходимо ответить на следующие вопросы:

Каковы этапы эволюции взглядов на конфликт в истории философии?

Почему долгое время конфликтологическая мысль развивалась в рамках философии? Каким образом происходило осмысление конфликтов в Древней Греции и Древнем Риме? (на примере философских учений Гераклита, Платона, Аристотеля, Цицерона и др.) Ставилась ли проблема насилия и войн в религиозных теориях Августина Блаженного, Фомы Аквинского?

Кто предпринял первую попытку системного анализа социальных конфликтов в эпоху Возрождения?

Формула «Цель оправдывает средства» применима к современной политической ситуации в мире?

Объясните концепцию «войны всех против всех» Т.Гоббса.

Согласны ли вы с позитивистской трактовкой конфликта как «борьбы за существование» и выживание сильнейшего?

Внесла ли немецкая классическая философия вклад в науку о конфликте?

Сообщения

Конфликтологические идеи в философской мысли Древнего Востока.

Особенности развития теории конфликта в марксистской философии.

Тема 2. Структурные элементы конфликта.(2часа)

Занятие 1

Форма проведения семинара – ролевая игра-«презентация».

Социальный конфликт: понятие, особенности.

Определение конфликта с позиций психологии и социологии. Макро- и микро-уровни в исследовании конфликтных ситуаций. Характеристика основных параметров конфликта (сущность, причины, структура, динамика). Позитивные и негативные функции конфликта. Необходимые и достаточные условия наступления конфликтной ситуации (наличие у субъектов противоположных мотивов и суждений, состояние противоборства и т.д.) Методики анализа конфликта - карта конфликта и матрица возможностей. Эвристические возможности использования карты конфликта. Различение позиций и потребностей конфликтующих сторон при анализе конфликта.

Сообщения

Трансактный анализ о роли параллельных и пересекающихся трансакций в формировании конфликта.

Соотношение причины и повода в конфликте.

Деловая игра

Студентам предлагается решить задачи с конкретными ситуациями из производственной сферы, выделив в них основные элементы конфликта.

Тема 3. Критерии типологизации конфликтов.(2часа)

Занятие 1

Форма проведения семинара - беседа со студентами.

Вопросы для обсуждения:

Классификация конфликтов по различным основаниям: по длительности и форме протекания, напряженности, по сфере действия, по последствиям, по предмету, по субъектам. Виды конфликтов по зонам разногласия: внутриличностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые, конфликты с внешней средой. Типология межличностных конфликтов по степени включенности ценностно-мотивационной сферы личности в конфликт: ситуативные конфликты и глубинные конфликты. Виды ситуативных конфликтов: информационно-когнитивные, трансактные, эмоциональные; виды глубинных

конфликтов: ролевые, ценностные, принадлежности.

Виды конфликтов по иерархии нарушенных потребностей.

Решите ситуативный конфликт, используя как можно больше приемов:

-продавщица вас обвесила;

- вы съели счастливый билет, а тут контролер;

- студенческий забыли дома, а охрана на входе вас не пускает.

Сообщения

Конфликты с социальными институтами.

Ролевой конфликт в жизни современного студента.

Наши рекомендации