Целью нашего исследования было изучение роли

миндалевидного комплекса в формировании агрес­сивности и пароксизмальных аффективных состоя­ний у человека, удобную модель которых представляет височная эпилепсия. В данном случае под термином «агрессивность» мы, так же как и некоторые другие авторы, подразумеваем резкую раздражительность, злобность, грубость, не поддающиеся социальному контролю.

Исследования электрической активности глубин-ных структур височной доли и эффектов электро­литической деструкции МЯК человека производили у 14 больных височной эпилепсией с выраженной агрессивностью и пароксизмальными аффективны­ми состояниями. (...)

Выводы

1. У больных височной эпилепсией с выраженными эмоционально-аффективными нарушениями в дорсомедиальнои части миндалевидного комплеса регистрируется эпилептическая электрическая активность.

2. Деструкция дорсомедиальнои части миндалевидного комплекса приводит к уменьшению или полному исчезновению агрессивности и пароксизмальных аффективных состояний у человека.

3. Гиппокамп не является структурой, непосредственно участвующей в механизмах эмоциональных реакций. Развитие эмоционально-аффективных нарушений при сушествовании эпилептического очага в гиппокампе является результатом распространения судорожного разряда на другие структуры лимбической системы, в частности на миндалевидный комплекс.

Ж.М.ГЛОЗМЛН ЛИЧНОСТЬ И НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ1

Анализ проблем личности и общения на чате-риале патологии как органического, так и функцио­нального гснеза отчетливо выявляет, во-первых, их взаимосвязь и взаимообусловленность, каковы бы ни были .этиология и феноменология нарушении личности и общения

Будучи продуктом общественного развития, лич­ность диалогична по своей природе Поэтому любое изменение личности, ее мотивационной сферы, ценностных ориентации, динамических смысловых образовании и пр не может не изменить сферу меж­личностных взаимодействии данного человека, не от­разиться на структуре его общения с другими людьми И наоборот, сужение круга общения человека или изменение по субъективным или объективным при­чинам характера его межличностных взаимодействий приводят к выраженным нарушениям различных ас­пектов личности этого человека и вследствие этого личностного компонента всех его психических функ­ции и процессов Взаимосвязь изменений личности и обшения была подтверждена в целом ряде теоретичес­ких и экспериментальных исследований Особенно ярко она проявляется в феномене «порочного круга» при нарушениях речи, когда патологическая личностная реакция в виде «страха речи» препятствует актуализа­ции даже имеющихся у больного возможностей обще­ния, а невозможность общения еще более усиливает «страх речи» и другие неврозоподобные изменения личности И наоборот, как было показано в ряде опи­санных экспериментальных исследовании и клини­ческих наблюдении, восстановление возможностей вербального и невербального общения способствует полной личностной динамике, прежде всего в облас­ти самооценки личностных реакций и установок боль­ного, что отражается и на поведенческом уровне (уменьшается «страх речи», увеличивается общая и вер­бальная активность больного), и в сфере межлич­ностной перцепции и межличностных отношений с окружающими

Все эти данные вносят свои вклад в проблему по­нимания соотношения биологического (органическо­го) и социального в развитии болезни и изменений психики больного Экспериментально на модели изу­чения феномена тревожности у больных с афазией была подтверждена двойственная природа изменений личности при нарушениях общения органическая (обусловленная заболеванием) и функциональная (свя­занная с реакцией больного на дефект и отношение окружающих к нему), различающиеся по своим про­явлениям, времени формирования на протяжении болезни и специфике обратного развития в ходе вос­становительного обучения Здесь находит свое приме­нение известная формула С Л Рубинштейна о том, что внешние причины деиств>ют, преломляясь через внут­ренние условия

1 Глозман Ж М Личность и нарушения общей М Изд-во Моек ун-та, 1987 С 133—136

Далее, проведенных анализ различных аспектов изменении личности и общения показывает специ­фичность и взаимосвязанность нарушений трех выде­ленных звеньев общения операционально-технических возможностей общения, мотивапионного звена обще­ния и звена контроля общения Нарушение каждого из этих звеньев приводит к специфическим измене­ниям личности больного, но при этом не остаются интактными и остальные звенья процесса общения Так, нарушения операционально-технических возмож­ностей коммуникации приводит к изменению иерар­хии смыслообразующих мотивов больного, мотив, побуждающий и направляющий речевую деятельность больного, приобретает функцию смыслообразования, целью коммуникации становится не обеспечение (пла­нирование, координация и пр ) другой деятельности, а само порождение речевого высказывания Основным механизмом возникновения патологических изменении личности в этих случаях является противоречие между высокой мотивацией к комм\никации и резко огра­ниченными ее операционально-техническими сред­ствами — противоречие, которое больной не может разрешить собственными силами и которое можно устранить, воздействуя с двух сторон с помощью вос­становительного обучения расширить вербальные и не­вербальные возможности коммуникации больного и перестроить под влиянием группового взаимодействия мотивационно-смысловые образования личности

Патология операционально технического звена коммуникации сочетается также у некоторых групп больных с нарушением контроля за своей речью и осознания своих речевых дефектов, в результате чего возникает специфический синдром личностных на­рушении и трудности адекватного восприятия меж­личностных отношении окружающих, в том числе членов семьи больного

С другой стороны, нарушения звена мотивации и контроля общения (тесно взаимосвязанных между со­бой) приводят к сужению (вплоть до аутизма) или искажению коммуникативных возможностей больных, проявляющемуся как в изменениях лексического и грамматического оформления речи больных шизоф­ренией или больных с поражением лобных структур мозга, так и в дефектах перцептивных характеристик общения

Взаимосвязь всех звеньев общения является отра­жением системного строения сложных психологических процессов, обеспечиваемого совместной деятельнос­тью различных функциональных блоков и отделов мозга, образующих сложную саморегулирующуюся систему (А РЛурия, 1973) Это вызывает необходимость системного подхода к анализу общения в его взаимо­связи с другими психическими процессами и функ­циями и, прежде всего, во взаимосвязи с личностью человека как субъекта и объекта общения

Если рассмотреть проанализированные нарушения с точки зрения эллипсоидной структуры жизненного мира человека с двумя равнозначными и взаимосвя­занными концентрами «Я» и «другой», то можно ду­мать, что патология различных звеньев процесса коммуникации вызывает различные типы искажений этой эллипсоидной структуры При нарушении опера­ционально-технических возможностей коммуникации патологический характер носят связи между этими двумя концентрами «Я» и «другой» и прежде всего, путь от «Я» к «другому» При нарушении мотивации к коммуникации бииентрическая структура мира, как нам представляется, заменяется моноцентрическои, т е концентр «другой» утрачивает присущие ему характеристики вне находим ости и равнозначности, дру­гой человек выступает в качестве объекта, а не взаи­модействующего субъекта. При нарушении звена контроля за коммуникацией страдает прежде всего обратная связь между указанными двумя концентрами, т.е прежде всего, путь от «другого» к «Я».

Однако при патологии каждого звена процесс общения страдает целиком, во всех его аспектах, т.е. нарушается в той или иной степени и коммуника­тивная, и интерактивная, и перцептивная стороны общения. Таким образом, материал патологии от­четливо показывает взаимосвязь и взаимообуслов­ленность этих сторон общения.

С другой стороны, эта взаимосвязь может быть использована в качестве опоры в процессе восста­новления личности и общения: активно используя в терапевтической группе интерактивную и перцеп­тивную стороны общения, можно компенсировать коммуникативные дефекты и наоборот.

При этом на первый план выступает задача дея-тельностного опосредствования мотивапионно-смыс-ловых образований личности, такой организации межличностного взаимодействия в группе, при кото­рой максимально активизируется побудительная фун­кция мотивов и достигается «оптимальное как по содержанию, так и по форме сопряжение предметно-практической и коммуникативной деятельности» (АА.Бодалев, 1986, с. 22).

Оптимальная организация общения в терапевти­ческой группе больных создает условия для мобилиза­ции созидательной активности психики, личности, роста ее самосознания, «духовного производства». И тогда вступает в действие формула А.Н.Леонтьева, пе­рефразирующая указанную выше формулу С Л.Рубин­штейна: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет» (AM.Леонтьев, 1975, с.181).

РАЗДЕЛ10

Наши рекомендации