Методика измерения когнитивной самооценки.

Испытуемому предъявлялся стандартный бланк с 10 вертикальными линиями, каждая длиной 10 см. Инст­рукция: «Каждый человек в большей или меньшей степени знает себя. Сейчас я хочу узнать, насколько хорошо Вы себя знаете. На листе нарисованы 10 вер­тикальных линий. Допустим, что на каждой из них расположены все люди по каким-то качествам. Вам необходимо отметить свое место на каждой из этих шкал. Я буду называть Вам признаки каждой линии, а Вы отмечайте свое место на ней так, как Вы себя знаете». Пояснялось, что на самом верху — люди с максимальной выраженностью этой характеристики, с лучшим ее качеством, внизу — с наихудшим, за­тем последовательно задавались признаки шкал ис­следовавшихся параметров, (...) Предлагались для опенки следующие 10 параметров: память, внима­ние, воля, восприятие, эмоциональность, ум, речь, здоровье, счастье, характер.

Методика измерения когнитивной самооценки. - student2.ru

' Функции лобных долей мозга / Под ред. Е.Д.Хом-ской, А.Р.Лурия. М.: Наука, 1982.С.170-174, 187—191.

1. Методика измерения эмоциональной самооцен­ки.Предъявлялся стандартный бланк, содержащий от 6 до 12 шкал типа шкал Осгуда, заданных биполяр­ными антонимичными прилагательными; например:

Сильно Средне Слабо 0 Средне Хороший Прекрасный Сильно Без(
Активный П;
Чистый  

Обследуемому предъявлялась инструкция: «Вам необходимо разнести по шкалам слова, которые я сейчас буду называть. Каждое слоао может быть в буквальном или переносном смысле более или ме­нее хорошим, а также «чистым», «грязным», «ак­тивным» или «пассивным» и т.д. Соответственно Вашему ощущению поместите слово ближе к лево­му или правому краю каждой шкалы. Наверху над шкалами обозначена степень каждого качества, каж­дой шкалы. На основании того, как Вы чувствуете, отметьте подходящее для этого слова место на всех шкалах».

В случайном порядке предъявлялись 10 исследуе­мых параметров. Последним всегда предъявлялось сло­во «Я».

обработка результатов

Результаты исследования когнитивной самооцен­ки обрабатывались путем подсчета баллов, поставлен­ных индивидом самому себе по каждому параметру из расчета 1 см равен 1 баллу (нижний полюс шкалы — О, верхний — 10 баллов). Кроме цифрового выражения, результаты имели и графическое — строился профиль самооценки испытуемого по данным параметрам пу­тем соединения поставленных им оценок на стандар­тном бланке-протоколе.

При обработке результатов исследования эмоцио­нальной самооценки рассчитывались средние веса всех понятий по фактору оценки: сумма значений всех оце­ночных шкал делилась на их число. После этого вы­числялся сдвиг значений каждого из предъявлявшихся слов со словом «Я». Значение получаемого словосо­четания рассчитывалось по формуле:

Методика измерения когнитивной самооценки. - student2.ru

где Ед-~ значение выражения по фактору оцен­ки, р! и Р2— числовые веса значений двух понятий по этому фактору.

Затем, для сравнения с данными первой методи­ки, полученные результаты переводились в 10-балль­ную шкалу (из расчета: 10=3 единицам Осгуда). Результаты имели как цифровое, так и графическое выражение: для сопоставления с данными когнитивной самооценки они совмещались на одном графике.

результаты

Когнитивная и эмоциональная само­оценки изучались у здоровых испытуемых (75 человек) и у 52 больных с различными по локализации поражениями мозга.

Рис. 1. Усредненные результаты
исследования когнитивной и
эмоциональной самооценок
здоровых испытуемых:
сплошная линия — когнитивная
самооценка; пунктир —
эмоциональная самооценка;
штрихлунктир — оценка
«независимых судей"; / — здоровье;
IX X // — память;///— внимание; IV —

волн; V — счастье; VI — восприятие; VII — эмоциональность; VIII — ум; IX — характер; X — речь

Изучение здоровых людей показало, что когнитив­ная и эмоциональная самооценки не совпадают, что, по-видимому, отражает наличие двух принципиально различных систем восприятия и оценки себя (табл. 1 и рис. 1). По характеру соотношений этих двух систем самооценки выделены две полярные («адекватная» и «неадекватная») группы испытуемых. В «адекватную* попали те испытуемые, у которых обе самооценки были близки к оценке «независимых судей» (усредненной оценке не менее 20 человек, знающих нашего испы­туемого в течение 3—5 лет). В «неадекватную» — те, у которых когнитивная, и, в меньшей степени, эмоци­ональная, расходились с оценкой «судей*. В целом по группе здоровых испытуемых эмоциональная само­оценка статистически достоверно ближе к оценке «су­дей» (оценивавших реальные проявления измеряемых качеств в поведении), чем когнитивная. Следует отме­тить, также, что норма характеризуется большей сгла­женностью эмоциональной самооценки. Когнитивная же могла быть либо сглаженной («адекватная» груп­па), либо — значительно дифференцированной по параметрам (Д.В.Ольшанский, 1979, 1980). У ^больных патологический очаг располагался в лобных долях мозга или существенно влиял на них, у 14 были внелобные очаги поражения. У 37 больных локализация патоло­гического процесса была уточнена на операции. У ос­тальных — с помошью диагностических процедур: вентрикулографии, ангиографии и пневмографии либо на основании клинической картины заболевания.

Таблица 1

Усредненные результаты исследования когни­тивной и эмоциональной самооценок и оценок «независимых» судей, усл. баллы

Оценка Параметр
здоровье память внимание воля
5,89 (5,22) 5,81 (5,09) 5,94 (6,20) 5,54 (7,75)
7,25 (2,30) 7,07 (1,46) 7,15 (1,69) 7,90 (2,23)
8.17 . (1,94) __ 7,29 (1,08) 6,88 (1,32) 7,60 (2,29)
Оценка Параметр
восприятие эмоцио­нальность ум характер
6,97 . (4,32) 6,52 (6,51) 6,70 (3,38) 5,37 _[6,38_}_
7,21 (1.31) 7,00 (1.84) 7,34 (1,68) 6,79 (1,77)
6,84 (1,26) 6,62 (1,51) 7,15 (1,42) 6,55 (1-46)

Примечание. В скобках под каждым результатом при­ведены дисперсии: 1 — когнитивная; 2 — эмоциональ­ная самооценка; 3 — оценка «независимых судей».

По особенностям когнитивной и отчасти эмоцио­нальной самооценки обследованных больных удалось разделить на три группы, соотносимые с локализаци­ей поражения. (...)

Хотя и бесспорно, что каждый больной представ­ляет собой неповторимую индивидуальность, и наи­более адекватным является качественный анализ имеющихся у него нарушений, мы, однако, рискнули усреднить результаты больных, относящихся к отдель­ным выделенным группам (со сходной локализацией поражения). Это сделано для удобства анализа и для более демонстративного изложения совокупности ре­зультатов.

Сравним усредненные результаты исследования когнитивной и эмоциональной самооценок по всем испытуемым всех обследованных групп (рис. 2).

Анализ данных, полученных в I группе больных — с поражением лобных отделов доминантного полушария (или с выраженным влиянием патологического про­цесса на эти отделы) — показал, что в целом (за ис­ключением больной Кад.) когнитивная самооценка располагается ниже эмоционально-аффективной, что может говорить о большей адекватности первой и более положительной — второй, Когнитивная самооценка рез­ко различна по параметрам, что можно, по-видимо­му, расценить как нарушение целостного восприятия себя на когнитивном уровне.

Эмоциональная самооценка в целом отражает об­щий эмоциональный фон организма. Это подтвержда­ется, например, результатами больной Кад., обшая заторможенность, адинамичность и вялость которой прямо коррелируют с резко заниженной эмоциональ­ной самооценкой (по всем параметрам она ниже сред­ней линии, 2 оценки — 0, еще 3 — меньше 3 баллов). Для большинства же обследованных характерна имен­но более высокая эмоциональная самооценка, чем ког­нитивная.

Сравнивая результаты этой группы больных с нор­мативными данными, полученными у здоровых ис­пытуемых (Д.В.Ольшанский, 1976), можно видеть, что у больных когнитивная самооценка снижена, а эмо­циональная самооценка, напротив, несколько завы­шена. Вместе с тем по сравнению с больными других групп у данной группы больных и когнитивные и эмо­циональные оценки снижены.

IIгруппа обследованных—- с преимущественными по­ражениями лобных отделов субдоминантного полушария — показала, что когнитивная самооценка имеет ровный, недифференцированный по параметрам характер. Она располага­ется во всех случаях ниже эмоциональ­ной, которая лежит значительно выше средней линии, приближаясь к верхним полюсам шкал. Такое высокое расположе­ние эмоциональной самооценки подтвер­ждается данными клинического наблюде­ния за этими больными: они благодушны, большей частью эйфоричны, склонны к недооценке своего состояния и дефектов. Иначе говоря, и здесь, как и в первой группе, эмоциональная самооценка со­ответствует общему эмоционально-эф­фективному фону этих больных.

Лишь случай больной ан. стоит не­сколько особо. В клиническом наблюдении фиксировалось нарушение эмоционально­го отношения к своему заболеванию, а психиатр от­метил и некоторую анозогнозию. Исследование самооценки показало, что и эмоциональная оценка и особенно когнитивная, у нее ниже, чем у остальных членов группы. Наше обследование проводилось поз­же, чем осмотры психиатра и неиропсихолога, непос­редственно перед операцией. Видимо, в данном случае можно говорить о флюктуации синдрома и более адек­ватном отношении к себе в стрессовой ситуации — перед операцией.

У больных этой группы когнитивная оценка себя лишь несколько выше, чем у здоровых испытуемых, а эмоциональная — значительно выше.

Сопоставляя результаты больных всех трех групп, отметим, что больные II группы показали самую вы­сокую эмоциональную оценку себя. Их когнитивнаясамооценка по большинству параметров занимает про­межуточное между двумя другими группами положение. Обе самооценки не дифференцируются по парамет­рам, позволяя говорить о целостном положительном (или даже «сверхположительном») восприятии и оцен­ке себя.

У последней, /// группы больных (внелобные очаги поражения) когнитивная самооценка лежит ниже эмо­циональной. Дифференциация по параметрам мень­ше, чем у I группы, но больше, чем у II. Наблюдается она в пределах, как правило, положительной (выше средней линии) части шкал. Эмоциональная самооцен­ка в целом мало дифференцирована по параметрам и приближается к верхним полюсам шкал.

Сравнивая результаты этой группы больных с нормативными, отметим, что и когнитивная, и эмо­циональная самооценки находятся несколько выше, чем у здоровых испытуемых.

Сопоставив результаты трех групп больных, мож­но установить, что когнитивная самооценка боль­ных III группы по большинству параметров выше, чем у остальных групп, эмоциональная же самооцен­ка приближается к таковой во II группе.

В целом для этой группы характерна максимально высокая (по сравнению со здоровыми испытуемыми и с больными других групп) когнитивная оценка себя по большинству параметров и умеренно завы­шенная эмоциональная самооценка,

Если оценивать три обследованные группы боль­ных по критерию адекватности их собственному со­стоянию, то картина выглядит следующим образом.

Наибольшую адекватность когнитивной само­оценки (о полной, разумеется, речи быть не может) проявляют больные с поражением лобных отделов доминантного полушарил: им свойственны отрица­тельные, находящиеся ниже нормативных оценки себя. Несколько менее адекватно (более положитель­но) оценивают себя больные с поражением лобных отделов субдоминантного полушария. Еще более не­адекватно (еще выше) оценивают себя по ряду ха­рактеристик больные с поражением глубинных отделов субдоминантного полушария.

Эмоциональная самооценка всех групп больных оказалась выше, чем у здоровых. В большинстве слу­чаев совпадает с эмоционально-аффективным ста­тусом данных больных (благодушием). Наиболее адекватно — т.е. низко — она располагается у боль­ных с поражением левой лобной доли. Несколько ме­нее адекватна (более положительна) эмоциональная оценка себя у больных с поражением глубинных от-

Методика измерения когнитивной самооценки. - student2.ru II III

IV V

VI VII VIII

дедов правого полушария. И максимально неадекват­на (располагаясь в непосредственной близости от положительных полюсов шкал) эмоциональная са­мооценка больных с поражением лобных отделов субдоминантного полушария.

Интересно отметить, что такого рода эмоцио­нальная неадекватность отмечалась в нейропсихо-логическом статусе не всех больных. И хотя уже неоднократно подчеркивалось совпадение получен­ных результатов, говорящих о нарушении самооцен­ки, с теми случаями, когда в нейропсихологическом статусе отмечались подобные (или близкие) рас­стройства, необходимо указать на целый ряд случаев полного отсутствия нарушений как в эмоциональ­ной, так и в личностной сферах.

Зги заключения несколько противоречат получен­ным результатам, но надо иметь в виду, что они, бе­зусловно, не являются окончательными. Сложность исследования таких феноменов, как личность, обуслов­лена многими обстоятельствами. Поэтому на данном этапе работы следует говорить лишь о тенденциях, о преимущественных зависимостях, выявленных в экс­периментах на больных с различной по локализации патологией головного мозга.

Выводы

1. Полученные данные подтвердили гипотезу о наличии двух систем самооценки человека. Применявшаяся для их выявления процедура обследования показала свою адекватность целям исследования.

2. Исследование эмоциональной и когнитивной самооценок позволяет дифференцировать больных по группам, имеющим в целом гомогенную локализацию поражений.

3. При поражениях лобной доли дминантного полушария когнитивная самооценка в целом низка и дифференцирована по параметрам. Эмоциональная лишь несколько выше, отражая, по-видимому, преобладание отрицательных эмоций у подобных больных.

Поражения лобной доли субдоминантного полу­шария проявляются в завышении самооценок (осо­бенно эмоциональной) и в недифференцированности когнитивной оценки себя.

Больные с поражениями глубинных отделов пра­вого полушария дают промежуточные результаты, сохраняя некоторую дифференцированность в ког­нитивной оценке себя и некоторое завышение эмо­циональных самооценок.


Методика измерения когнитивной самооценки. - student2.ru

Рис. 2. Усредненные результаты

исследования когнитивной и

эмоциональной самооценок трех групп

больных:

А — когнитивная;

— эмоциональная (1-я группа);

—когнитивная;

—эмоциональная (2-я группа);
LJ —когнитивная;

Ш — эмоциональная (3-я группа); остальные обозначения те же, что и на рис. 1

П.М.САРАДЖИШВИЛИ, С.А.ЧХВНКЕЛИ, В. М, ОКУДЖАВА О РОЛИ МИНДАЛЕВИДНОГО КОМПЛЕКСА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ1

С тех пор, как были сформулированы основные представления об участии структур медиальной поверх­ности больших полушарий мозга в осуществлении цен­тральных механизмов эмоций, миндалевидный ядерный комплекс (МЯК) привлекает пристальное внимание как одно из центральных образований, уча­ствующих в реализации эмоционального «выражения» и «переживания». В дальнейшем, помимо установле­ния фактов, зачастую противоречивых, участия МЯК в механизмах эмоционального поведения, была обна­ружена определенная локализация функций внутри амигдалы. (...)

Развитие представлений о механизмах височной эпилепсии, «психомоторных» припадков, пароксиз-мальных аффективных состояний и агрессивности при эпилепсии привело к признанию важнейшей роли медиобазальных структур височной доли и осо­бенно МЯК в формировании указанных состояний и обоснованию нейрохирургических вмешательств на этой структуре лимбической системы. (...)

! Физиология человека.1977. Т. 3. № 2. С.195, 200.

Наши рекомендации