Часто III. Семь этапов исслеЗоВония с помошью интервью
Глава 8. Качество интервью
Врезка 8.2. Продолжение
4. Мягкость. Позволяет собеседнику закончить то, что он говорит, дает ему возможность думать и говорить в своем собственном ритме. Добродушен, спокойно переносит паузы, обозначает допустимость обсуждения нетривиальных и провокационных мнений, а также возможность проявлять эмоции.
5. Чуткость. Активно прислушивается к содержанию сказанного, слышит в ответе множество смысловых нюансов и старается добиться более подробного описания оттенков смысла. Интервьюер обладает развитой эмпатией, прислушивается к эмоциональным посланиям, вложенным в слова, слышит не только то, что сказано, но и то, как сказано, а также отмечает то, что не сказано. Интервьюер чувствует, когда тема становится слишком эмоциональной для продолжения интервью.
6. Открытость. Интервьюер слышит, какие аспекты темы интервью важны для собеседника. Слушает с неослабевающим вниманием, открыт новым аспектам темы, которые может ввести собеседник, и готов их исследовать.
7. Ведение, управление. Интервьюер, знает, что хочет отыскать: он знаком с целями интервью, с тем, какие именно знания важно получить. Он контролирует ход интервью и не боится пресекать отклонение интервьюируемого от темы.
8. Критичность. Не принимает на веру все, что ему говорят, стремится проверить надежность и валидность того, что говорит ему собеседник. Этой критической проверке могут быть подвергнуты как сами по себе высказывания собеседника, так и логичность и последовательность его положений.
9. Хорошая память. Интервьюер помнит все, что говорил собеседник на протяжении всего интервью, может воспроизвести более раннее высказывание и попросить развернуть его, может соотнести то, что было сказано в разные моменты интервью, и связать все это в единое целое.
10. Способность к интерпретации смыслов. На протяжении всего интервью стремится прояснить и расширить смысл высказываний собеседника, интерпретирует то, что было сказано, причем его интерпретации могут как подтверждаться, так и опровергаться собеседником.
Еще раз обратимся к трем интервью из главы 2. Интервьюер, расспрашивающий об украшении интерьера, задает ясные вопросы, ведет себя мягко и открыто по отношению к тому, что говорит собеседник, чутко прослеживает ответы и ведет интервью так, чтобы узнать то, что хочет знать о переживании научения. Интервьюер-терапевт ведет себя мягко и
создает ощущение безопасности, позволяя клиентке эмоционально критиковать его, чутко прислушивается к тому, что говорит клиентка, и возвращает ей сказанное с небольшой долей интерпретации. Сократ структурирует свое интервью, начав с речи Агафона и обозначив цель своих вопросов о природе любви. Затем он прогоняет своего собеседника через безжалостный допрос. Хорошо помня высказывания Агафона, он интерпретирует противоречия в его ответах, критически анализирует их логику на основании своего собственного четкого концептуального знания любви
и красоты.
Можно упомянуть и короткий отрывок интервью насчет разговорчивости и оценок (глава 1, «Беседа как исследование»). Воспроизводя ответ, полученный ранее в интервью, и открыто спрашивая об этом, интервьюер сразу получает две интересные гипотезы учеников о связи между разговорчивостью ученика и его оценками, а также о связи между оценками и согласием с мнением учителя. Интервьюер не принимает высказывание полностью на веру, но прослеживает его, сначала открыто и даже наивно расспрашивая об этой зависимости, а затем, во втором вопросе, открыто оспаривая эту связь, что побуждает ученика, который продолжает держаться своего мнения, приводить примеры в поддержку своего высказывания.
Несмотря на критерии, данные во врезке 8.2, не существуют абсолютных стандартов квалификации интервьюера. В интервью с действительно важной темой все технические правила и критерии могут потерять смысл при экзистенциальной значимости предмета разговора. Имея практику проведения различных типов интервью с разными людьми, опытный интервьюер может выйти за пределы технических рекомендаций и критериев, а иногда даже сознательно игнорировать или нарушать правила.
Один из случаев нарушения правил в интересах качественного интервьюирования произошел на семинаре, посвященном интервью. Участники разделились на группы и интервьюировали друг друга. По инструкции интервьюер должен был исследовать значение авторитета для собеседника. Все группы, кроме одной, возвратились на пленарное заседание с позитивными отчетами. Негативный опыт был получен в группе, в которой интервьюер держался требовательно, враждебно и отчужденно, постоянно перебивал собеседника, нарушая все правила хорошего интервью, в результате чего вся эта группа вернулась раздраженная и злая. Сам интервьюер дал этому очень простое объяснение — вместо того чтобы расспрашивать о значении авторитета, он сыграл роль авторитарного интервьюера, получив таким образом широкий спектр спонтанных реакций собеседника на феномен авторитета.