Часть III. Семь этапов исследования с помошью интервью

Качество, а не количество. При взгляде на современные исследования с помощью интервью складывается впечатление, что большинство из них значительно выиграло бы, если бы было проведено меньше интервью, но больше времени было отведено на их подготовку и анализ. Возможно, это защитное гиперреагирование — некоторые качественные исследования с помощью интервью, похоже, планировались в соответствии с количествен­ным принципом: чем больше интервью, тем больше научности. Предлагае­мый здесь подход, напротив, делает упор не на количестве интервью, а на их качестве.

Экспертиза. Хорошее интервью требует компетентности — как в пред­мете обсуждения, так и в человеческих отношениях. Если для проведения интервью нанимаются помощники, то этим новичкам может потребоваться интенсивное обучение, чтобы они смогли проводить интервью на хорошем уровне. К примеру, специфические формы анализа лингвистических аспек­тов интервью требуют специальной подготовки.

КОГДА НЕ НУЖНО ИНТЕРВЬЮ

В современных социальных исследованиях встречается неоправданное применение интервью, а также использование его для решения задач, кото­рые лучше решать, используя другие методы. Иногда кажется, что основ­ной причиной использования качественного интервью было желание убе­жать от статистики. При планировании исследования с помощью интервью полезно поразмыслить, нет ли других методов, которые лучше подошли бы для исследуемой темы и целей исследования. Ч. Маршалл и Г. Россман (Marshall, Rossman, 1995) предлагают очень четкий обзор различных мето­дов проведения качественного исследования, соответствующих разным те­мам и целям.

Здесь, может быть, уместно упоминание некоторых тем и целей, для исследования которых качественное интервью не очень подходит. Если це­лью исследования является предсказание массового поведения (например, предсказание итогов голосования), то необходимо опросить гораздо боль­ше респондентов, чем это можно сделать с помощью занимающего боль­шое время качественного интервью. В таких случаях подходящим мето­дом является опросник с кодированными ответами. То же самое касается проекта, который нужно провести за короткое время: так как опрос обыч­но проводится быстрее, анализ результатов и написание отчета занимают меньшее время, чем исследование с помощью интервью.

Слова 5. Выбор темы и планирование...

Если вы хотите изучать поведение людей и их взаимоотношения с ок­ружающими, то наблюдения в полевых условиях, как правило, дают более валидные знания, чем просто расспрашивание людей об их поведении. Если же тема исследования касается скорее скрытых смыслов и понимания без слов (например, того, что считается само собой разумеющимся в дан­ной группе или культуре), то наиболее валидную информацию могут дать полевые исследования со включенным наблюдением, дополненные нефор­мальными интервью.

Если целью исследования является получение более глубоких знаний о личности, с акцентом на эмоциональные личностные конфликты, то такие знания лучше всего достигаются на основе доверия, появляющегося при тесном личностном взаимодействии в длительном эмоциональном процес­се терапии. Необходимой частью терапии является вызов установившему­ся образу Я личности и провоцирование сильных чувств в этом процессе, как это было в сессии, представленной К. Роджерсом (глава 2, «Терапевти­ческое интервью о ненависти»). Вызывать настолько сильную эмоциональ­ную динамику просто в исследовательских целях было бы неэтично.

Одна из задач этой книги — предостеречь некоторых читателей от ис­пользования исследовательского интервью, показав, что другие методы мо­гут быть более подходящими для предмета и целей их исследования. Гово­ря это, не следует забывать, что интервью особенно подходит для изучения того, как люди понимают смыслы в своем жизненном мире, описания их переживаний и прояснения и детализации их взглядов на жизненный мир.

От метода к мастерству

Глава 4, посвященная качественным исследованиям, завершалась опи­санием дилеммы терапевтического исследования: необходимо пройти по узкому проливу между Харибдой — чудовищем «отсутствия метода» и Сциллой — чудовищем «только метода». Представленные принципы пла­нирования исследовательского интервью могут показаться попыткой про­вести интервью в опасной близости от чудовища «только метода». Сис­тематическое планирование (если вспомнить метафору, приведенную во введении) навевает, скорее, образ горного инженера, а не беседующего пу­тешественника.

Чтобы довести качественное интервью до уровня исследования, необ­ходимо выйти за рамки дихотомии «отсутствие метода» — «только метод». Я опишу подход мастера, который обходит это противопоставление жест-к°го формализма и наивной спонтанности. Мастерство в данном случае

Наши рекомендации