В Часто III. Семь этапов исследований с помощью интервью

ки анализировать перебивающие друг друга голоса (см. Morgan, 1998). Раз­ные группы респондентов требуют разного подхода. Например, интервью с представителями элиты предполагают проблемы доступа к ним и обычно требуют от интервьюера хорошего знания темы интервью, чтобы поддер­живать беседу на должном уровне (см. Hertz, Imber, 1995).

СКОЛЬКО РЕСПОНДЕНТОВ МНЕ НУЖНО?

На обычный вопрос: «Сколько мне нужно респондентов?» — есть про­стой ответ: «Столько, сколько нужно, чтобы узнать то, что вы хотите знать».

Количество необходимых респондентов зависит от цели исследования. В исследованиях, проводимых с помощью качественных интервью, ко­личество респондентов бывает или слишком маленькими, или слишком большим. Если количество респондентов слишком мало, то нет возмож­ности получить статистические закономерности или проверить гипотезы относительно различия между группами. Если респондентов слишком много, то невозможно сделать глубокие и подробные интерпретации ин­тервью. Если цель состоит в предсказании результатов национальных вы­боров, то обычно требуется выборка в 1000 человек, так что вопрос о ка­чественных интервью просто не стоит. Если цель состоит в том, чтобы понять мир, переживаемый конкретным человеком, то достаточно этого одного человека.

Если цель состоит в том, чтобы проверить гипотезу о том, что девочки и мальчики по-разному относятся к соревнованию за оценки, то для исполь­зования коэффициента значимости Фишера необходимая выборка может быть маленькой — три мальчика и три девочки. В зависимости от распре­деления результатов значимость различий между двумя группами может быть проверена статистически на уровне р < 0,05 (Siegel, 1956). Однако если исследование направлено на исследование и подробное описание от­ношения мальчиков и девочек к оценкам, то должны проводиться новые и новые интервью, вплоть до точки насыщения, когда последующие интер­вью дают мало новой информации. В современных исследованиях с помо­щью интервью количество респондентов обычно находится в пределах 15±10. Видимо, это количество объясняется удачным сочетанием времени и ресурсов, которые имеются в распоряжении, и действием закона миними­зации повторов.

Как правило, исследовательское интервью критикуют за то, что полу­ченные результаты не переносимы на другие выборки из-за небольшого количества респондентов. В истории психологии есть парадоксальный от-

вет на это: если поставлена цель получить обобщенное знание, то нужно сосредоточиться на интенсивном изучении отдельных случаев. Одним из примеров является вклад изучения Фрейдом индивидуальных случаев в общие знания по психологии личности и психопатологии. Гораздо меньше внимания обращают на тот факт, что пионерское исследование в естествен­нонаучной психологии — эскпериментально-статистическое исследование запоминания и забывания бессмысленных слогов Г. Эббингауза — было ис­следованием всего одного случая — его самого. Новаторское исследование когнитивного развития детей Ж. Пиаже начиналось с психоаналитически ориентированных интервью с его собственными детьми. Радикальный би-хевиорист Б.Ф. Скиннер в работе «История случая в научном методе» (Skinner, 1961) возражал против частого использования больших выборок и статистики в психологии: статистические средние являются оправданием для тех исследователей, которые недостаточно потрудились над нахожде­нием специфических способов подкрепления программ, контролирующих исследуемое поведение.

Принимая во внимание различия между исследованиями первопроход­цев, упомянутыми выше, можно предложить две причины того, что важ­ные знания, полученные от немногих респондентов, оказывается, можно затем распространить на более широкие группы. В количественном отно­шении каждый случай содержит огромное количество отдельных наблю­дений. В качественном отношении сосредоточение на единичном случае дает возможность детально исследовать взаимоотношения между индиви­дом и ситуацией. Конкретные виды этих отношений могут варьировать от переноса в психоаналитической терапии до программ подкрепления в на­учении. Их объединяет то, что посредством интенсивного изучения случая происходит выработка последовательных повторяющихся паттернов.

ДОСТУПНЫЕ РЕСУРСЫ

Время и деньги. Количество ресурсов, необходимых для исследова­тельского интервью, можно легко подсчитать на этапе планирования. Для этого нужно задать себе вопросы типа: «Каким временем располагает ис­следователь для проведения исследования?»; «Сколько денег отпущено на вспомогательные работы — например, для распечатывания расшифровок интервью?». Само по себе проведение интервью обычно не занимает мно­го времени, гораздо больше времени и денег уходит на расшифровку. По­следующий анализ расшифрованных интервью, как правило, занимает "Олыцую часть всего времени исследования.



Наши рекомендации