GO Часто II. Осмысление исследовательского интервью

.

f

Феноменологической редукцией называется временный отказ от сужде­ния относительно того, существует или не существует содержание опыта. Редукцию можно описать как попытку вынести за скобки предварительное обыденное и научное знание о феномене, чтобы получить непредвзятое описание сущности этого феномена. Феноменологическая редукция подра­зумевает не абсолютное отсутствие исходных предпосылок, а скорее кри­тический анализ собственных предпосылок.

Первичность жизненного мира. Качественное исследовательское ин­тервью обладает уникальными возможностями доступа к повседневному жизненному миру и его описанию. Попытка получить непредвзятое описа­ние приводит к восстановлению прав Lebenswelt — жизненного мира — в отношении мира науки. Жизненный мир — это мир, с которым мы встреча­емся каждый день, который дан нам в прямом и непосредственном пережи­вании, не зависит от объяснений и первичный по отношению к любым объяснениям. Качественное интервью может рассматриваться как одна из реализаций программы Мерло-Понти, программы для феноменологичес­кой науки, которая начинается с первичного переживания мира:

«Все мои знания о мире, даже мои научные знания, получены мной, исхо­дя из моей собственной точки зрения или из некоего переживания мира, без которого научные символы были бы бессмысленны. Вся вселенная науки пост­роена на мире, который переживается непосредственно, и если мы хотим под­вергнуть саму науку внимательному изучению и прийти к точной оценке ее смысла и границ, мы должны начать с восстановления базового переживания мира, по отношению к которому наука является отражением второго порядка» (Merleau-Ponty, 1962. Р. VIII).

Так, географическая карта является абстрактным отображением мест­ности, где мы впервые узнали, что такое лес, горы или река. В этом фе­номенологическом подходе качественные исследования переживаний субъектом его мира являются базовыми по отношению к более абстракт­ным научным исследованиям социального мира; в этом смысле, интервью является не только несколькими любопытными деталями в дополнение к базовым научным количественным фактам, полученным с помощью оп­росников и экспериментов. Качественное интервью — это исследователь­ский метод, который обеспечивает привилегированный доступ к нашему базовому переживанию жизненного мира. Сосредоточенность описания на живых взаимодействиях в человеческом мире может противостоять техно­логической колонизации жизненного мира, сводящей качественное разно­образие к изолированным фактам и переменным и трансформирующей интенциональное человеческое взаимодействие в формулу средство-цель.

Глава 3. Постмодернизм, герменевтика, феноменология...

Следствия, вытекающие из философской феноменологии примени­тельно к качественным исследованиям, были развиты в серии исследова­ний в университете Дюкесн. Первой была работа А. ван Каама «Чувство, что тебя действительно поняли» (van Kaam, 1959). Далее метод был раз­вит, систематизирован и осмыслен А. Джорджи и его сотрудниками (см. Giorgi, 1970; Giorgi, Fisher, Murray, 1975). Открытый феноменологический подход к смыслу феноменов обыденной жизни был проиллюстрирован выше на примере интервью, описанного Джорджи (глава 2, «Исследова­тельское интервью, посвященное обучению»), и будет продемонстрирован еще раз в контексте анализа интервью (глава 11, «Конденсация смысла»). В обзоре современной литературы по качественным исследованиям Джорджи (Giorgi, 1994) указывает, каким образом более широкий фено­менологический подход мог бы углубить качественное понимание. Общее представление о феноменологическом методе дал К. Мустакас (Moustakas, 1994). Феноменографическое исследование образования, сосредоточенное на качественном описании нашей концепции мира (Marlon, 1981), вдох­новлялось феноменологией, но не разделяло ее философских оснований. Способ понимания в качественном исследовательском интервью, охарак­теризованный выше (глава 2, «Способ понимания в качественном исследо­вательском интервью»), ориентируется на феноменологическое понима­ние, отправной точкой которого выступает жизненный мир, качественное описание смыслов и намеренная наивность как выражение феноменологи­ческой редукции.

Наши рекомендации