О противоречиях и мистификациях

§297. Противники Спиритизма часто возражают, что последователи его не согласны между собой, что не все разделяют одинаковые верования. Одним словом, что они противоречат друг другу. "Если, - говорят они, - учение дано вам духами, то почему оно не тождественно среди всех его последователей?" Одно только серьёзное и глубокое изучение предмета может дать настоящее объяснение этому доводу.

Поспешим сказать сперва, что эти противоречия, которыми так хвастают некоторые из наших опровергателей, противоречия скорее кажущиеся, чем действительные. Они касаются более внешности, чем сущности предмета, и, следовательно, не имеют особенной важности. Противоречия происходят от двух источников: от людей и от духов.

§298. Противоречия, происходящие от людей, были достаточно объяснены в главе о системах (§36). Каждый поймёт, что в начале, когда наблюдения были ещё не полны, возникли различные мнения относительно причин и последствий спиритических феноменов, мнения, три четверти которых пало уже перед более серьёзным и глубоким изучением предмета. За исключением немногого и некоторых особ, нелегко расстающихся с идеями, которые оне составляли себе, можно сказать, что в настоящее время существует единство у огромного большинства спиритов, по крайней мере, относительно всех малозначащих подробностей.

§299. Чтобы понять причину и важность противоречий, происходящих от духов, нужно быть знакомым с невидимым миром и изучить его во всех видах. С первого взгляда может показаться странным, что все духи не думают одинаково, но это не может удивить того, кто знает, что есть бесчисленное множество степеней, которые духи должны пройти, прежде чем достигнуть верхней ступени иерархической лестницы. Предположить, чтобы они одинаково судили о вещах, значило бы предполагать, что все они равны между собой. Думать, что все они имеют правильный взгляд - значит допускать, что все они достигли совершенства, чего нет и быть не может, если взять во внимание, что они не что иное, как люди, оставившие свою телесную оболочку. Так как духи всех разрядов могут сообщаться с нами, то сообщения их носят на себе печать их невежества или их знаний, их низкого или их высокого развития. Все их наставления, изложенные нами, должны вести к тому, чтобы отличать истину от лжи, добро от зла. Не должно забывать, что между духами, как и между людьми, есть лжеучёные и полуучёные, гордые, надменные и систематики. Так как только одним Высшим Духам дано знать всё, то для остальных, как и для нас, есть тайны, которые они объясняют по-своему, сообразно своим идеям, и относительно которых они могут составлять мнения более или менее правильные. Эти мнения они стараются сделать господствующими и помещают их в свои сообщения. Виновны в этом некоторые медиумы, слишком легко принявшие мнения, противные здравому смыслу, и сделавшиеся ответственными распространителями их.

Итак, противоречия спиритического происхождения не имеют другой причины, кроме различия умственных способностей, суждений и нравственного состояния некоторых духов, не способных ещё всё знать и всё понимать. (См. "Книгу Духов", Введение, XIII; Заключение, IX).

§300. К чему же служит Учение Духов, скажут некоторые, если оно представляет нам не более достоверности, чем и учения людские?

На это легко ответить. Мы не принимаем с одинаковым доверием учения всех людей и из двух учений предпочитаем то, автор которого кажется нам более просвещённым, более способным, более рассудительным и менее подверженным влиянию страстей. Точно так же нужно действовать и относительно духов. Если между ними встречаются такие, которые стоят не выше человечества, то есть много и таких, которые превзошли его, и эти последние могут дать нам наставления, каких мы напрасно искали бы у людей самых просвещённых. Следовательно, нужно хлопотать о том, чтобы отличать сообщения Духов Высших от сообщений, идущих от низших, и к этому-то отличию ведёт глубокое знание Спиритизма. Но эти сообщения духов сами имеют пределы, и если духам не дано всё, то тем более люди не могут надеяться проникнуть во все тайны.

Итак, есть вещи, о которых спрашивать бесполезно или потому, что их запрещено открывать, или потому, что духи не знают их сами. О таких вещах они могут высказывать нам только своё личное мнение; и это-то личное мнение гордые духи выдают за абсолютную истину. Они настаивают в особенности на том, что должно быть скрыто от нас, как, например, будущее и начало вещей, чтобы через это сделать вид, будто они обладают тайнами Божьими. Относительно этих предметов и встречается больше всего противоречий. (См. главу предыдущую).

§301. Вот ответы, данные духами на следующие вопросы относительно противоречий.

Один и тот же дух, сообщающийся в двух различных собраниях, может ли давать об одном и том же предмете противоречивые ответы?

- "Если эти два собрания различаются между собой мнениями и мыслями, то ответы могут доходить до них в изменённом виде, потому что они находятся под влиянием различных духов; не ответы бывают противоречивы, а способ выражения их."

Понятно, что ответ может быть искажён, но если качества медиума устраняют всякую мысль о дурном влиянии, то каким образом случается, что Высшие Духи говорят различно и противоречиво об одном и том же предмете особам совершенно серьёзным?

- "Духи истинно высокие никогда не противоречат себе, и язык их всегда одинаков с одними и теми же особами. Он может быть различен только сообразно с лицами и местом, но в этом случае нужно быть внимательными, потому что противоречие часто бывает только кажущимся. Оно заключается больше в словах, чем в мыслях. Обдумав хорошенько, найдём, что основная идея одна и та же.

Кроме того, один и тот же дух может отвечать различно на одинаковый вопрос, смотря по степени совершенства тех, которые вызывают его, потому что не всегда может быть полезно, чтобы все имели одинаковый ответ, если не все одинаково развиты. То же самое сделал бы ты, если б дитя и учёный предложили один и тот же вопрос. Очевидно, ты отвечал бы одному и другому так, чтобы они оба поняли тебя и были удовлетворены. Но ответы твои, хотя и различные, имели бы одно и то же основание."

С какой целью серьёзные духи укрепляют, повидимому, некоторых особ в идеях и даже предрассудках, каковые отвергают в беседах с другими?

- "Нужно, чтоб нас понимали. Если кто-нибудь имеет твёрдое убеждение относительно известного учения, ложного даже, то мы должны отклонить от этого убеждения, но постепенно. Вот почему, обращаясь к такому предубеждённому человеку, мы часто употребляем, как может показаться, его термины и имеем одинаковые с ним идеи, чтобы не поразить внезапно и чтобы он не перестал пользоваться нашими наставлениями.

Впрочем, не должно нападать слишком резко на предрассудки. Это может быть средством удалить от себя слушателей. Вот почему духи часто говорят согласно с мнением тех, кто их слушает, чтобы мало-помалу привести их к истине. Они приноравливают язык свой к личностям, с которыми говорят, как делаешь и ты сам, если ты хоть сколько-нибудь искусный оратор. Поэтому они не будут говорить с китайцем и магометанином так, как говорят с французом или христианином, потому что они уверены, что их тогда не станут слушать.

Не должно принимать за противоречие того, что часто бывает лишь очищением пути для истины. Все духи имеют обязанности, назначенные им Богом. Они исполняют их при условиях, какие находят удобными для пользы тех, кто получает их сообщение."

Противоречия, кажущиеся даже, могут порождать сомнения в уме некоторых особ. Что может быть контролем для узнания истины?

- "Чтобы отличать ложь от истины, нужно вникать в эти ответы и обдумывать их долго и серьёзно, а это уже целое исследование. Для этого нужно время, как и для всякого изучения.

Изучайте, сравнивайте, обдумывайте. Мы беспрестанно говорим вам, что знание истины приобретается только этой ценою. И каким образом хотите вы достигнуть истины, когда вы объясняете всё согласно со своими ограниченными идеями, которые вы принимаете за идеи

великие? Но скоро настанет день, когда Учение Духов будет везде одинаково в подробностях, как и в главных основаниях. Миссия духов состоит в том, чтобы уничтожить заблуждение, но это можно сделать не иначе как постепенно."

Есть особы, которые не имеют ни времени, ни способности, необходимой для серьёзного и глубокого изучения, и которые принимают без разбора всё, что сообщают им. Не рискуют ли оне усвоить себе заблуждения?

- "Пусть оне делают добро и избегают зла - это главное. Для этого нет двух различных учений. Добро всегда добро, будете ли делать его во имя Аллаха или Иеговы, потому что для Вселенной есть только один Бог."

Каким образом духи, повидимому, развитые умственно, могут иметь идеи явно ложные относительно некоторых вещей?

- "Они имеют своё учение. Те, которые недостаточно развиты и которые слишком много думают о себе, принимают свои идеи за истину. Это то же, что бывает и между вами."

Что думать об учениях, согласно с которыми лишь один дух может сообщаться, и дух этот есть Бог или Иисус?

- "Дух, проповедующий это, есть дух, желающий господствовать. Поэтому он и хочет уверить, что сообщается он один только. Но несчастный, осмеливающийся называть себя Богом, дорого заплатит за свою гордыню. Что же касается до этих учений, то они опровергаются сами собой, потому что противоречат доказанным фактам. Они не заслуживают серьёзного разбора, потому что не имеют никакого основания.

Рассудок говорит вам, что добро приходит от доброго источника, а зло от дурного. Каким же образом вы можете полагать, что хорошее дерево принесёт дурные плоды? Срывали ль вы когда-нибудь виноград с яблони? Различие сообщений есть самое очевидное доказательство различия их происхождений. Впрочем, духи, которые уверяют, что они сообщаются одни только, забывают сказать, почему другие не могут делать того же. Их теория есть отвержение всего, что Спиритизм имеет в себе самого прекрасного, самого утешительного: сношения видимого мира с миром невидимым, людей с существами близкими им, которые без этого были бы навсегда для них потеряны.

Эти-то сношения знакомят человека с его будущностью, отрешают его от матерьяльного мира. Отнять эти сношения - значит погрузить его снова в сомнения, составляющие причину его мучений, дать новую пищу его эгоизму. Разбирая со вниманием учение этих духов, нельзя не заметить на каждом шагу противоречий, ничем не оправдываемых, и потому верных признаков их низкого развития .

Дух Истины"1

Из всех противоречий, замечаемых в сообщениях духов, чаще всего встречается противоречие относительно перевоплощения. Если перевоплощение есть необходимость для жизни духа, то каким образом не все духи проповедуют его?

- "Разве вы не знаете, что есть духи, идеи которых ограничиваются настоящим, как у большей части людей? Они думают, что настоящее существование их должно длиться вечно. Они не видят дальше круга своих понятий и не заботятся ни о происхождении, ни о значении своём, а между тем они должны подчиняться закону необходимости. Перевоплощение есть для них необходимость, о которой они думают тогда только, когда она наступает. Они знают, что дух совершенствуется, но каким образом? Это для них загадка. В таком случае, если вы их спросите, они будут говорить вам о семи небесах, расположенных как этажи. Есть даже такие, которые будут вам говорить об огненной сфере, о сфере звёзд, потом о стране цветов, о стране избранных."

Мы понимаем, что духи малоразвитые могут не понимать этих вопросов. Но как в таком случае происходит, что духи заметно неразвитые как в умственном, так и в нравственном отношении говорят самопроизвольно о своих различных существованиях и о своём желании перевоплотиться, для того чтобы искупить своё прошлое?

- "В мире духов совершаются вещи, которые вам трудно понять. Не встречаете ли вы между собой людей весьма невежественных относительно некоторых вещей и сведущих относительно других; людей, которые имеют больше суждений, чем ума? Не знаете ли также, что некоторые духи находят удовольствие оставлять людей в невежестве, делая вид, что просвещают их, и пользуясь лёгкостью, с какой верят их словам? Они могут увлекать тех, которые не углубляются в сущность предмета, но когда их преследуют рассуждениями, они недолго выдерживают свою роль.

Кроме того, нужно иметь в виду осторожность, с которой духи вообще раскрывают истину: слишком яркий и внезапный свет ослепляет, а не освещает. Следовательно, они могут, в некоторых случаях, найти полезным распространять её не иначе как сообразно с временем, местом и личностями. Моисей не учил всему, чему учил Христос, и сам Христос говорил много таких вещей, которые могли быть поняты только будущими поколениями.

Вы говорите о перевоплощении и удивляетесь, что это учение не было проповедано в некоторых странах. Но подумайте же, что в стране, где господствует предрассудок цвета кожи, где невольничество вкоренилось в обычай, Спиритизм отвергли бы, если б он объявил перевоплощение, потому что идея о том, что тот, кто теперь господин, может сделаться невольником, и наоборот, показалась бы идеей ужасной.2 Не лучше ли было заставить сперва принять общие начала, с тем чтобы потом вывести из них следствия?

О, люди! Ваше зрение слишком ограничено, чтобы судить о планах Божьих! Знайте же, что ничто не делается без позволения и без цели, в которую вы часто не можете проникнуть. Я сказал вам, что единство восстановится в спиритических верованиях. Будьте же уверены, что это исполнится, что разномыслие уже сейчас менее заметно и сгладится мало-помалу, по мере того как люди будут просвещаться, и исчезнет наконец совершенно, потому что такова воля Божья, против которой заблуждение не может устоять.

Дух Истины"

Ложное учение, которое может быть проповедано некоторыми духами, не имеет ли следствием замедление прогресса истинного учения?

- "Вы желали бы всё иметь без труда. Так знайте же, что нет поля, где не росли бы сорные травы, которые земледелец должен вырвать с корнем. Эти ложные учения суть следствие низкой степени развития вашего мира.

Если б люди были совершенны, они понимали бы только то, что истинно. Ложные идеи как бы поддельные камни, которые только опытный глаз может отличить. Вам нужна опытность, чтобы научиться отличать истину от лжи, и вот ложные учения полезны тем, что доставляют вам случай упражняться в этом."

- Те, которые усваивают себе заблуждение, не замедляют ли этим своё развитие?

- "Если усваивают себе заблуждение, то, значит, они недостаточно развиты, чтобы понять истину."

§302. Пока восстановится единство, каждый думает, что ему открыта истина, и утверждает, что он один не ошибается. Это иллюзия, которую часто поддерживают духи-обманщики. На чём может основываться человек бескорыстный и беспристрастный, чтобы произвести своё суждение?

- "Свет самый чистый не бывает помрачён ни одним облаком. Тот бриллиант ценится наиболее, на котором нет пятен. Судите о духах по чистоте их учения. Единство восстановится с той стороны, где добро никогда не было перемешано со злом. К этой-то стороне люди присоединятся силою вещей, потому что они поймут, что там истина. Заметьте, впрочем, что основные начала везде одинаковы и должны соединять вас в общей мысли: любовь к Богу и добрые дела.

Следовательно, каким бы путём ни содействовали прогрессу душ, конечная цель одна и та же, и средство достигнуть её также одно: делать добро; и нет двух способов делать добро. Если б возникли важные разномыслия относительно оснований Учения, то вы имеете верное правило для оценки. Вот оно: лучшее учение то, которое больше удовлетворяет сердце и разум и которое имеет больше данных вести людей к добру. Это учение, уверяю вас, восторжествует.

Дух Истины"

Примечание. Противоречия, встречающиеся в спиритических сообщениях, могут зависеть от следующих причин: от невежества некоторых духов; от обманов низших духов, которые вследствие хитрости или злости говорят противное тому, что сказал в другом месте дух, имя которого они принимают на себя; от воли самого духа, который говорит сообразно с временем, местом и личностями и который может найти полезным не всё открыть каждому; от недостаточности языка человеческого для выражения вещей бестелесного мира; от недостатка средств сообщения, не всегда позволяющих духу передать свою мысль; наконец, от значения, какое каждый может придать слову или объяснению, сообразно со своими идеями, предрассудками или взглядом на вещи.

Изучение, наблюдение, опытность и отрешение от всякого чувства самолюбия одни только могут научить отличать столь различные оттенки.

О мистификациях

§303. Если неприятно быть обманутым, то ещё неприятнее быть одураченным. Впрочем, это одно из неудобств, от которых легче всего предохранить себя. Средства открывать хитрости духов-обманщиков вытекают из всех предыдущих наставлений. Поэтому мы скажем о них только несколько слов. Вот ответы духов об этом предмете.

Мистификации составляют один из самых неприятных камней преткновения спиритической практики. Есть ли средство от них предохраниться?

- "Мне кажется, что вы можете найти ответ на это во всём том, что уже было сказано. Да, разумеется, для этого есть простое средство. Это требовать от Спиритизма того только, что он может и должен делать. Цель его есть нравственное улучшение человечества. Пока вы не будете уклоняться от этого пути, вы никогда не подвергнетесь обманам, потому что нет двух способов понимать истинную мораль, которую может допустить каждый, имеющий здравый рассудок.

Духи являются просвещать и руководить вас на пути добра, а не на пути почестей и богатства и не для того, чтобы служить вашим мелочным страстям. Если б у них не спрашивали ничего пустого и того, что не касается их, то не привлекали бы к себе духов-обманщиков. Из этого вы можете заключить, что тот, кто подвергается мистификациям, получает заслуженное им.

Роль духов состоит не в том, чтобы сообщать вам сведения о вещах здешнего мира, а в том, чтобы руководить вас в вещах полезных вам для мира иного. Когда они говорят вам о вещах земных, то потому только, что находят это нужным, а не потому, что вы просили об этом. Если вы видите в духах друзей всего лишь гадателей и волшебников, то вы непременно будете обмануты.

Если б людям стоило только обратиться к духам, чтобы всё знать, тогда они не имели бы свободной воли и вышли бы из стези, начертанной Богом для человечества. Человек должен действовать сам собою. Бог посылает духов не для того, чтобы сгладить матерьяльный путь жизни, но чтобы приготовить путь для жизни будущей."

Но есть лица, которые ничего не спрашивают и которые бывают недостойно обмануты духами, являющимися самопроизвольно, без всякого зова?

- "Если они ничего не спрашивают, то позволяют говорить себе, что одно и то же. Если б они принимали с осторожностью и недоверчивостью всё, что уклоняется от существенного предмета Спиритизма, то лёгким духам было бы не так легко обмануть их."

Почему Бог позволяет, чтобы люди серьёзные и принимающие Спиритизм чистосердечно подвергались мистификациям? Не может ли это поколебать их верования?

- "Если б это могло поколебать верования, то, значит, вера их была недостаточно тверда. Те, которые отказались бы от Спиритизма вследствие простого разочарования, доказали бы этим, что они не понимают его и что они не обращают внимания на серьёзную сторону его. Бог допускает

мистификации, чтобы испытать постоянство истинных последователей и наказать тех, которые делают из этого для себя забаву.

Дух Истины"

Примечание. Хитрость духов-мистификаторов превосходит иногда всё, что можно себе вообразить. Искусство, с каким они устанавливают свои батареи и сочетают средства для убеждения, было бы очень любопытно, если б дело касалось всегда только одних невинных шуток. Но эти мистификации могут иметь последствия неприятные для тех, которые не принимают мер предосторожности.

Мы очень счастливы, что могли вовремя открыть глаза некоторым особам, которые просили у нас совета, и избавить их от действий смешных и предосудительных. В числе средств, употребляемых этими духами, нужно поместить на первом плане - как чаще всего пускаемые в ход - те, которые имеют целью возбудить алчность; например, сообщения относительно мнимых скрытых сокровищ, объявление наследств или других источников богатства. Кроме того, нужно считать в высшей степени подозрительными предсказания, определяющие время, равно как и все точные указания, касающиеся матерьяльных выгод; остерегаться всех действий, предписанных и советуемых духами, если цель их не вполне разумна; не позволять себе обольщаться именами, которые принимают на себя духи, чтобы придать словам своим вид истины; не доверять неосновательным теориям и системам; наконец, остерегаться всего, что только уклоняется от нравственной цели проявлений. Мы могли бы составить целую книгу, очень любопытную, если б описали все случаи мистификаций, дошедшие до нашего сведения.

1 "Дух Истины" - иерархически очень высокий дух. Сколь высок он, можно судить по тому, что сам Иисус Христос обещал его Землянам в качестве прямого своего преемника и продолжателя. (Й.Р.)

2 Слова Духа Истины сбылись: нигде произведения Кардека не пользуются таким невниманием, как в Америке. А.Н.Аксаков любил упирать на это, и совершенно напрасно. (Асгарта)

Глава Двадцать Восьмая

ШАРЛАТАНСТВО И ФИГЛЯРСТВО

§304. Так как всё может сделаться предметом личных выгод, то нет ничего удивительного в том, что некоторые желали употребить духов в свою пользу. Остаётся узнать, каким образом взялись бы они за дело, если б когда-нибудь затеялась подобная спекуляция.

Скажем сперва, что ничто не представляет столько удобства для шарлатана и фокусника, как подобное ремесло. Если есть поддельные сомнамбулы, то ещё скорее могут быть поддельные медиумы, и это уже может быть основательной причиной недоверия. Бескорыстие, напротив, есть самое решительное возражение против тех, которые видят в спиритических явлениях одни лишь ловкие фокусы. Бескорыстного шарлатанства нет. Какая цель может заставить людей употреблять плутовство без всякой выгоды, тем более когда всем известная честность их ставит их выше всяких подозрений?

Если выгода, которую медиум извлекал бы из своей способности, может быть причиной подозрения, то она не будет ещё доказательством, что подозрение это основательно. Он может иметь действительную способность и действовать добросовестно, хотя и будет требовать за это вознаграждения; но посмотрим, можно ли в этом случае ожидать удовлетворительного результата.

§305. Если хорошо поняли всё, что мы сказали об условиях, необходимых для того, чтобы служить посредником для добрых духов, о многочисленных причинах, могущих удалить их, об обстоятельствах, независимых от их воли, которые часто мешают им являться, наконец, о всех нравственных условиях, могущих иметь влияние на свойство сообщений, то каким образом можно предположить, чтобы дух сколько-нибудь развитой был во всякое время готов к услугам предпринимающего сеансы и подчинялся бы его требованиям для удовлетворения любопытства первого встречного? Нам известно отвращение духов ко всему, что отзывается алчностью и эгоизмом. Известно, как смотрят они на вещи матерьяльные, и как же хотеть после этого, чтобы они помогали торговать их силой? Это противно рассудку, и надо слишком мало знать мир бесплотных духов, чтобы думать, будто такое может случиться. Но так как лёгкие духи менее взыскательны и ищут только случая позабавиться на наш счёт, то из этого следует, что если не подвергаются мистификациям мнимого медиума, то могут быть обмануты некоторыми из этих духов. Одни эти рассуждения определяют степень доверия, которое должно иметь к сообщениям этого рода. Впрочем, к чему служили бы теперь медиумы, требующие платы, когда способность эту, если не имеешь её сам, можно найти в своём семействе, между своими друзьями и знакомыми?1

§306. Корыстолюбивыми медиумами могут называться не одни те, которые требуют определённого вознаграждения. Корысть не всегда выражается расчётом получить матерьяльный выигрыш, но также всевозможными честолюбивыми видами, на которых можно основать личные надежды. Это одна из слабостей, которую всегда подмечают духи-насмешники и которой они пользуются с замечательной ловкостью и хитростью, убаюкивая ложными мечтами тех, которые подчиняются таким образом их влиянию.

Одним словом, медиумизм есть способность, данная для добра, и добрые духи удаляются от всякого, кто вздумал бы сделать из неё средство для достижения чего бы то ни было, не соответствующего целям Провидения. Эгоизм есть язва общества. Добрые духи стараются уничтожить его, и потому нельзя предположить, чтобы они содействовали ему. Это так ясно, что было бы бесполезно распространяться далее об этом предмете.

§307. Медиумы физических явлений не подходят под эту категорию. Физические явления производятся духами низшими, менее взыскательными. Мы не говорим, чтоб они были через это непременно злые духи: можно быть носильщиком и вместе с тем очень честным человеком. Если б медиум этой категории вздумал извлекать выгоду из своей способности, то он мог бы найти духов, которые помогали бы ему без особенного отвращения. Но здесь представляется другое неудобство. Медиум для физических явлений, точно так же как и медиум для сообщений разумных, получил способность эту не для удовольствия своего. Она дана ему с условием, чтобы он делал из неё хорошее употребление, и если он её употребляет во зло, то она может быть отнята у него или обращена ему во вред, потому что низшие духи подчинены Духам Высшим.

Низшие духи любят обманывать, но не любят, чтобы их самих обманывали. Если они охотно соглашаются шутить, удовлетворять любопытству, потому что это забавляет их, то не любят, так же как и другие, чтобы из них извлекали выгоду или пользовались ими для увеличения дохода. Они

доказывают на каждом шагу, что имеют свою волю, что действуют, когда и как им угодно. Вследствие этого медиумы физических явлений могут быть уверены в аккуратности явлений ещё меньше, чем медиумы пишущие. Надеяться получать их в назначенные дни и часы значило бы выказывать самое глупое невежество.

Что же делать в таком случае, чтобы добыть деньги? Подделывать феномены. Это может случиться только с теми, которые сделали бы из этого формальное ремесло, и с людьми незамысловатыми, которые находят, что это средство легче и удобнее, чем труд.

Если дух не исполняет просьбы, его заменяют искусством: воображение так плодовито, когда дело идёт о том, чтобы достать деньги! Так как матерьяльный интерес есть законная причина недоверия, то он даёт право строго разбирать явления, и медиум не может обижаться на это, не оправдав тем подозрения. Но насколько недоверие законно в этом случае, настолько оно обидно относительно людей честных и бескорыстных.

§308. Медиумическая способность, ограничивающаяся физическими явлениями, дана не для того, чтобы показывать её на подмостках, и тот, кто надеялся бы иметь духов в своём распоряжении с целью делать из них публичное зрелище, может быть заподозрен в шарлатанстве или в более или менее искусном фиглярстве. Пусть имеют это в виду каждый раз, когда видят объявление о мнимых сеансах спиритизма или спиритуализма с платой за место, и пусть не забывают права, которое покупается вместе с правом войти.

Из всего предыдущего мы заключаем, что совершенное бескорыстие есть лучшая гарантия против шарлатанства. Если оно не всегда обеспечивает достоинства разумных сообщений, то отнимает у злых духов сильное вспомогательное средство и заставляет умолкнуть некоторых клеветников.

§309. Остаётся то, что можно было бы назвать фиглярством любителей, т.е. невинные обманы некоторых шалунов. Это, без сомнения, может случиться в виде препровождения времени в собраниях легкомысленных, но не в обществах серьёзных, куда допускаются только люди серьёзные. Можно забавляться некоторое время этими мистификациями, но нужно иметь необыкновенное терпение, чтобы играть эту роль целые месяцы, и каждый раз в продолжение нескольких часов кряду. Одна только матерьяльная корысть может дать это постоянство, а корысть, повторяем снова, может заставить подозревать всё.

§310. Скажут, может быть, что медиум, отдающий время своё другим для пользы предмета, не может отдавать его даром, потому что ему нужно жить. Но для пользы ли предмета или для своей собственной отдаёт он его, и не потому ли, скорее, что видит для себя выгодное ремесло? Всегда найдутся люди, готовые жертвовать своим временем на этих условиях. Неужели он не может найти другого ремесла? Не будем забывать, что духи, какова бы ни была степень их развития, суть души умерших людей, и если мораль и религия заставляют уважать нас их останки, то обязанность уважать их дух должна быть ещё больше.

Что сказали бы о том, кто вырыл бы тело из могилы и показывал бы его за деньги на том основании, что тело это могло бы возбудить любопытство? Меньше ли будет неуважение к умершим показывать дух их под тем предлогом, что любопытно видеть, как дух действует? И заметьте хорошенько, что цена местам будет соответствовать шуткам, которые он может делать, и привлекательности спектакля. Если этот умерший во время жизни своей был даже комедиантом, то, верно, он не подозревает, что после смерти его найдётся антрепренёр, который заставит его разыгрывать комедию даром, в свою собственную пользу.

Не должно забывать, что физические явления, точно так же как и разумные, дозволены Богом только для нашего назидания.

§311. Несмотря на эти нравственные рассуждения, мы не отвергаем вовсе, чтобы не могло быть медиумов, получающих вознаграждение, честных и добросовестных, потому что честные люди встречаются во всех ремёслах. Мы говорим только о злоупотреблениях. Но нельзя не согласиться, на основании вышеизложенного нами, что злоупотребление скорее может быть со стороны медиумов, берущих плату, чем со стороны тех, которые смотрят на способность свою как на особенную милость и употребляют её для того, чтобы оказывать услуги.

Степень доверия или недоверия к медиуму, получающему вознаграждение, зависит прежде всего от уважения, которого требует его характер и его нравственность, и потом от обстоятельств. Медиум, который, имея истинно серьёзную и полезную цель, был бы лишён возможности употреблять время своё иначе и потому получал бы вознаграждение, не может быть смешиваем с медиумом-спекулятором, который обманно сделал бы из своей медиумической способности промысел.

Итак, смотря по причине и цели, духи могут осуждать, разрешать или даже помогать. Они более судят намерение, чем матерьяльное действие.

§312. Сомнамбулы, извлекающие выгоду из своей способности, находятся при других условиях. Хотя и в этом случае могут быть злоупотребления, и бескорыстие, и здесь, есть лучшая гарантия искренности, но положение их другое, потому что здесь действует их собственный дух. Следовательно, он всегда может быть готов к их услугам, и в сущности сомнамбула извлекает выгоду из себя самой, потому что она имеет право располагать своей особой, как ей угодно, между тем как медиумы-спекуляторы употребляют в свою пользу умерших. (См. §172. Медиумы-сомнамбулы).

§313. Мы знаем очень хорошо, что наша строгость относительно медиумов корыстолюбивых вооружает против нас всех тех, которые извлекают выгоду или хотели бы извлечь её из этого нового промысла, и делает их врагами нашими, равно как и их друзей, естественно принимающих их сторону. Мы имеем также против себя людей, которые не придают этому такой важности; между тем, мы считаем себя вправе иметь своё мнение и излагать его. Мы никому не навязываем его. Если большинство соглашается с ним, то, вероятно, его находят справедливым; потому что мы, право, не видим, каким образом можно доказать, что в спекуляции так же мало шансов найти обман и злоупотребление, как в бескорыстии. Что же касается до нас, то если наши книги содействовали распространению во Франции и в других странах недоверия к корыстолюбивым медиумам, то мы считаем, что это немаловажная услуга, оказанная нами серьёзному спиритизму.

Спиритические обманы

§314. Те, которые не допускают действительности физических явлений, приписывают вообще обману производимые явления. Они основываются на том, что искусные фокусники делают вещи, которые кажутся чудесными, когда не знают их секретов. Из этого они заключают, что медиумы не что иное, как фокусники. Мы опровергали уже этот довод или, скорее, это мнение, а именно в статье о г-не Хоуме и в "Revue Spirite" за январь и февраль 1858г.2

Поэтому теперь скажем несколько слов только, прежде чем начнём говорить о предмете более серьёзно. Впрочем, есть обстоятельство, которое не может ускользнуть от каждого сколько-нибудь рассуждающего человека. Есть, без сомнения, фокусники необыкновенно искусные, но они очень редки. Если б все медиумы занимались фиглярством, то нужно было бы согласиться, что искусство это сделало в короткое время неслыханные успехи и вдруг стало искусством весьма обыкновенным, потому что оно оказывается врождённым не только у людей, которые не подозревали этого, но даже и у детей.

Из того, что есть шарлатаны, которые продают лекарства в публичных местах, из того, что есть медики, которые хотя и не являются в местах публичных, но обманывают доверие, следует ли, что все медики шарлатаны и что медицина должна потерять всякое уважение?

Из того, что есть люди, продающие подкрашенное вино вместо натурального, следует ли, что все продавцы вина подделыватели и что чистого вина вовсе нет? Употребляют во зло всё, даже вещи самые достойные уважения, и можно сказать, что плутовство имеет также своих гениев. Но обман всегда имеет цель и какой-нибудь матерьяльный интерес. Где нельзя ничего выиграть, там нет цели обманывать. Поэтому мы и сказали относительно медиумов корыстолюбивых, что лучшая гарантия в этом случае есть совершенное бескорыстие.

§315. Из всех спиритических феноменов более всего дают повод к обманам феномены физические вследствие причин, которые бесполезно рассматривать. Во-первых, тут обращаются больше к зрению, чем к рассудку, и потому фокуснику легче подражать им. Во-вторых, затрагивая более других любопытство, они скорее могут привлекать толпу и, следовательно, доставлять больше выгоды.

При таком взгляде на вещи шарлатаны имеют много выгод в подражании этого рода явлениям. Зрители, большей частью не знакомые со спиритической наукой, идут искать скорее развлечение, чем серьёзное поучение, а известно, что всегда лучше платить за то, что может служить развлечением. Но, кроме этого, есть другая причина не менее важная. Если фиглярство может подражать матерьяльным явлениям, для которых нужна только ловкость, то мы не слышали до сих пор, чтобы оно обладало даром импровизации, которая требует ума не совсем обыкновенного, или даром производить эти прекрасные и высокие откровения, столь кстати сказанные, которые дают духи в своих сообщениях. Это напоминает нам следующее происшествие.

Один литератор, довольно известный, пришёл однажды к нам и говорит, что он очень хороший медиум сознательный и что он предлагает услуги нашему спиритическому обществу. Так как мы имеем обыкновение допускать в общество тех медиумов только, способность которых известна нам, то мы просили его явиться прежде в частное собрание, чтобы дать доказательства своей способности. Он явился туда действительно. Несколько опытных медиумов получили или рассуждения, или ответы замечательной точности на вопросы, к которым они были приготовлены. Когда пришла очередь этого господина, он написал несколько незначительных слов, сказал, что

он не расположен в этот день, и больше мы его не видели. Он нашёл, вероятно, что играть роль медиума разумных явлений труднее, чем он думал.

§316. Легче в<

Наши рекомендации