Философия науки – происхождение понятия и ее предмет

Философия науки имеет два значения:

1. Это область философии, в которой исследуются особенности научно-познавательной деятельности. Она возникла гораздо раньше, чем сам появился термин (в начале XX века).

2. Это особое направление в философии (особый тип философствования), которое сформировалось на основе позитивизма в XX веке, в так называемом постпозитивизме (Поппер). Постпозитивизм – это философия науки, анализ развития науки.

Философское исследование науки возникло вместе с наукой. Но нет общего мнения, когда возникла наука. По поводу возникновения науки существует три основных концепции:

1. Возникновение науки связано с формированием рационального познания на основе логики и фактов. Это наблюдалось не только в Древней Греции, но и в Месопотамии и в Египте. Сам термин появился в Античности в «Метафизике» у Аристотеля.

2. В позднем Средневековье и раннем Возрождении возникновение науки связано с возникновением университетов. В эту эпоху формируется доктрина "двойной истины". Уже у Эразма Роттердамского в «Похвале глупости» и «Оружии христианского воина». Щит – это вера, копье – это наш разум. Вывод – разум и вера два пути к одной цели. Как следствие – наука возникает на основе христианской идеологии. Христианство сделало возможным возникновение науки.

3. Наука возникает в XVI-XVII веках, в период «научной революции» от Коперника до Ньютона, когда формируется новая картина мира, происходит формирование основ опытного исследования природы (Галилей).

В науке возникли свои науки для изучения науки, например: науковедение, наукометрия, социология науки, психология научного творчества. Предметом философской науки является исследование общих закономерностей формирования и развития научного познания, исследование стилей научного мышления установок сознания и ценностей, которыми определяются характер и направленность научного познания.

При этом следует особо выделить связь между философией науки и историей науки. Ибо Томас Кун, один из исследователей истории науки в своем труде "Структура научных революций" показал органическую связь между философско-научными и историко-научными исследованиями (перефразируя Канта): "Если история науки без философии науки слепа, то философия науки без истории науки пуста".

Существует периодизация развития научного знания, которая сглаживает различия между тремя концепциями происхождения науки:

1-й этап – протонаука – первые формы (мыслительного) упорядочивания действительности в мышлении, которое имело место в практиках древних культур. Прежде всего, под этими формами понимается мифология и магия.

2-й этап – архаика – период формирования и функционирования утилитарных эмпирических знаний и навыков, необходимых для существования человека, в форме различных ориентаций и технологий. Это период Античности и большей части Средневековья. Развитие человеческих знаний о мире и технике не систематично, продиктовано прагматическими целями. Авторы технических новшеств, как правило, были ремесленниками-одиночками.

3-й этап – классическая наука (между XVII - нач. XX вв.) ­– от Галилея до Пуанкаре. Для этого периода характерно стремление к объективности, стремлению понять как устроена природа на самом деле, характерно наличие присутствия определенной методологии.

Основные установки:

- установка на однозначное (независимое от времени и условия) объяснение событий;

- установка на окончательную и абсолютную истину;

- установка на субстанциональность, на существование некоей первоматерии, первоисточника;

- установка на исключение из контекста науки характеристик исследователя (субъекта),

субъективность тут отрицательна;

- установка на понимание познавательной деятельности в рамках наивно-реалистической концепции

познания, то есть в рамках понимания познания как зеркального отражения действительности.

4-й этап – неклассическая наука (XX-XXI вв) – стиль мышления, сформировавшийся в математическом знании, физике, и распространившийся в другие познания. Квантовая теория, квантовая механика, релятивистская физика (теория относительности Энштейна). В неклассической физике оказывается, что результаты опыта зависят от наблюдателя. Нет неподвижной системы координат, все они движутся сами и относительно друг друга.

5-й этап – постнеклассическая наука – осознание факта включенности наблюдателя в контекст научного знания. Наличие особых ценностных ориентаций, телеологичности (от «телеос» - цель). Сущностью науки не является любознательность, такой сущностью являются непосредственные практические цели человека. Современная наука носит прагматичный характер (основана не на удивлении).

Характер современной науки в том, что она приобретает специфические черты. Если традиционная наука преследовала познавательные цели, то современная наука направлена на преобразование природы, на создание второй природы, иной реальности, которая создается совместными усилиями науки и техники. Современная наука не средство познания мира, а средство создания новой техногенной реальности.

17.11.16

Три подхода к определению науки (определение должно соответствовать контексту, в котором

оно употребляется, отсюда такое количествово определений):

1. Наука – система знаний о мире (объективной действительности) Рене Декарт

2. Наука – деятельность по производству знаний и технологий.

3. Наука – социальный институт, государственная структура, решающая познавательные задачи. В

Европе, со времен Английского общества ученых. В Париже – королевская академия наук.

Наши рекомендации