Общая характеристика философии Платона

1)Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный мир, в

котором живет человек. Но есть и другой мир – несотворимый и неуничтожимый,

т.е. вечный. Это мир причины, чистых форм и сущностей вещей.

Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей».

2)Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса).

Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое существование;

идеи вечны и неизменны.

3)Идеи - причины вещей и причина мира в целом, но они не присутствуют в мире.

Они пребывают в душе человека. Именно душа содержит знания об идеях,

поскольку она до вселения в тело обитала в мире идей. Поэтому идеи познаются не

через чувства, а посредством «припоминания» разума. Материальный мир познается,

мир идей – «припоминается». Этим и определяется строение души:

высший уровень - разумный, с высоты которого человек созерцает вечный мир идей

и стремится к благу, и низший - чувственный, с помощью которого он познает мир вещей.

4)Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или

«высшего блага».Далее, это идеи: человеческих ценностей(мудрости, справедливости

добра и зла), отношений (любви, ненависти, власти, государственности и т.п.),

Учение Платона о государстве

Социально-политическое учение Платона в разных вариантах излагается им в трех
диалогах: «Государство», «Политик», «Законы» и целиком направлено против
античной демократии

Классификация государственных
форм по Платону

1)«Идеальное государство» (или при­
ближающееся к идеалу).

2)Аристократия — справедливая
власть меньшинства.

Аристократическая республика.

Аристократическая монархия.

Нисходящая иерархия государственных

Форм.

6)Тимократия — несправедливая
власть большинства, власть военных,
вождей, армии.

7)Олигархия — несправедливая власть
меньшинства.

8)Демократия - справедливая власть
большинства.

9)Тирания — несправедливая власть
одного человека

План государственного устройства по Платону 10)Идеальное государство есть сообщество: 11)земледельцев и ремесленников,
производящих все необходимое для
поддержания жизни граждан; 12)воинов, охраняющих безопасность; 13)философов-правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление государством. 14)Граждане государства вместе
проводят свободное время. 15)Институт брака упраздняется
(все жены и дети общие). 16Допускается и приветствуется
труд рабов. 17)Допускается небольшая частная собственность и личное имущество для всех сословий.

11. Классический период в развитии греческой философии. Учение Аристотеля в истории философии и науки.
Классический период

1)период расцвета греческой философской мысли

2)развитие категориальных средств постижения бытия и богатство мыслей, опередивших свое время

появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное

Аристотель 384-322 до н.э.)

- ученый-энциклопедист, философ,

Ученик Платона, воспитатель Александр Македонского.

335-322 гг. до н.э. основал философскую школу –Ликей (перипатетическую школу)

Общая характеристика философии Аристотеля

1)Аристотель считал, что философия не есть продукт единоличного индивидуального творчества, а
итог работы целых поколений мыслителей.

2)Он внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение об
«эйдосах» («чистых идеях»). Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от
реального мира, поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение
(«вещи»). Аристотель дает свое понимание бытия через десять категорий. Бытие – это сущность
(субстанция), обладающая свойствами количе­ства, качества, отношения, места, времени,
положения, состояния, действия, страдания.

3)Критика учения об идеях Платона приводит Аристотеля к принципиальным положениям, которые
легли в основу его миропонимания:

Мир один. Это духовно-материальный, реально существующий мир.

Вещи, явления и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е

Изучать следует саму действительность, а не мир идей.

В центре познания должны быть не умозрительные схемы, а реальный мир. Тогда наука

Получает смысл как познание реального посредством понятийного мышления, которое

Изучается логикой. Логика - орудие постижения сущности вещей, явлений и процессов мира.

Наши рекомендации