Общая характеристика философии Платона
1)Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный мир, в
котором живет человек. Но есть и другой мир – несотворимый и неуничтожимый,
т.е. вечный. Это мир причины, чистых форм и сущностей вещей.
Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей».
2)Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса).
Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое существование;
идеи вечны и неизменны.
3)Идеи - причины вещей и причина мира в целом, но они не присутствуют в мире.
Они пребывают в душе человека. Именно душа содержит знания об идеях,
поскольку она до вселения в тело обитала в мире идей. Поэтому идеи познаются не
через чувства, а посредством «припоминания» разума. Материальный мир познается,
мир идей – «припоминается». Этим и определяется строение души:
высший уровень - разумный, с высоты которого человек созерцает вечный мир идей
и стремится к благу, и низший - чувственный, с помощью которого он познает мир вещей.
4)Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или
«высшего блага».Далее, это идеи: человеческих ценностей(мудрости, справедливости
добра и зла), отношений (любви, ненависти, власти, государственности и т.п.),
Учение Платона о государстве
Социально-политическое учение Платона в разных вариантах излагается им в трех
диалогах: «Государство», «Политик», «Законы» и целиком направлено против
античной демократии
Классификация государственных
форм по Платону
1)«Идеальное государство» (или при
ближающееся к идеалу).
2)Аристократия — справедливая
власть меньшинства.
Аристократическая республика.
Аристократическая монархия.
Нисходящая иерархия государственных
Форм.
6)Тимократия — несправедливая
власть большинства, власть военных,
вождей, армии.
7)Олигархия — несправедливая власть
меньшинства.
8)Демократия - справедливая власть
большинства.
9)Тирания — несправедливая власть
одного человека
План государственного устройства по Платону 10)Идеальное государство есть сообщество: 11)земледельцев и ремесленников,
производящих все необходимое для
поддержания жизни граждан; 12)воинов, охраняющих безопасность; 13)философов-правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление государством. 14)Граждане государства вместе
проводят свободное время. 15)Институт брака упраздняется
(все жены и дети общие). 16Допускается и приветствуется
труд рабов. 17)Допускается небольшая частная собственность и личное имущество для всех сословий.
11. Классический период в развитии греческой философии. Учение Аристотеля в истории философии и науки.
Классический период
1)период расцвета греческой философской мысли
2)развитие категориальных средств постижения бытия и богатство мыслей, опередивших свое время
появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное
Аристотель 384-322 до н.э.)
- ученый-энциклопедист, философ,
Ученик Платона, воспитатель Александр Македонского.
335-322 гг. до н.э. основал философскую школу –Ликей (перипатетическую школу)
Общая характеристика философии Аристотеля
1)Аристотель считал, что философия не есть продукт единоличного индивидуального творчества, а
итог работы целых поколений мыслителей.
2)Он внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение об
«эйдосах» («чистых идеях»). Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от
реального мира, поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение
(«вещи»). Аристотель дает свое понимание бытия через десять категорий. Бытие – это сущность
(субстанция), обладающая свойствами количества, качества, отношения, места, времени,
положения, состояния, действия, страдания.
3)Критика учения об идеях Платона приводит Аристотеля к принципиальным положениям, которые
легли в основу его миропонимания:
Мир один. Это духовно-материальный, реально существующий мир.
Вещи, явления и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е
Изучать следует саму действительность, а не мир идей.
В центре познания должны быть не умозрительные схемы, а реальный мир. Тогда наука
Получает смысл как познание реального посредством понятийного мышления, которое
Изучается логикой. Логика - орудие постижения сущности вещей, явлений и процессов мира.