Ценностные ориентации, вера, идеалы, убеждение, воля к действию, сомнение, догматизм, скептицизм и т.д.

Функции философии

1)Мировоззренческая-состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности.

Методологическая- связана с выработкой в рамках философи представлений об оптимальнойм образе человеческих действий в сфере познанияЭ практики и коммуникации

3)Гносеологическаязаключается в создании обощенной картины познания мира, формулировке принципов познавательного отншения субъекта к объекту, разработке универсальных методов научного познания и логического мышления

4)Критическая- состоит в выявлении средствами философии заблуждений , догм и устаревших стериотипов мышления

5)Аксиологическая-ориентирована на критический анализ коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственных и эстетическоих идеалов духовных регулятивов поведения в мире

Социальная

7)Воспитательно-гуманитарная

8)Прогностическая- связана с выроботкой средствами философии представлений , отражающих возможые состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

4. Культурно-исторические особенности становления философии Древнего востока
«Возникновение философии относится к той эпохе всемирной истории, когда на смену первобытно-общинному строю пришел более развитый – рабовладельческий. В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало, прежде всего, накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей (появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии».
Уже в народном творчестве древнейших эпох, в мифологических сказаниях о богах и героях, наряду с религиозно-мистическими представлениями о сверхъестественных божественных существах, возникали зародыши натуралистического, естественного понимания окружающих человека явлений мира. Так, в мифах древних египтян говорится, что все произошло из вод океана и что воздух пребывает во всех вещах. Один из древнейших памятников индийской мифологии «Ригведа», наряду с мифами о дэвах (божествах первобытной религии), содержит представление о естественном характере происхождения вещей. Подобные зачатки натуралистического подхода к природным явлениям в последствии стали идейным источником древнейших философских учений. Передовые мыслители Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая, Греции и Рима и других стран древнего мира противопоставили мифологическим взглядам, господствовавшим в древние времена, материалистическое понимание природных явлений. Они рассматривали мир таким, каков он есть, каким он представлялся нашему непосредственному взгляду, без привнесения в него предвзятых идей.
Древние философы впервые поставили вопрос о том, что лежит в основе мира. Совершенно очевидно, что при формировании мировоззрения вопрос о первоначале и основе единства многообразных явлений окружающей человека действительности выдвигается на первый план. В сущности, задача философии тогда и состояла именно в том, чтобы попытаться охватить единым взором все пестрое и великое многообразие явлений природы и общества, найти единство и связь там, где на поверхности выступает хаотическое переплетение вещей и процессов.
Материальность мира и его материальное единство понимались древними философами как нечто само собой разумеющееся, требовалось лишь показать, какова именно эта единая материальная основа вещей. Одни философы за материальную основу и «первоначало» всех вещей принимали огонь, другие воду, третьи воздух, четвертые материальную основу всех вещей видели не в одном, а в совокупности ряда качественно различных элементов: в огне, воздухе, воде, земле и т.д. Это были, хотя и наивные, но смелые попытки объяснить мир из него самого, при помощи естественных причин. Размышления древних мыслителей о материальной основе всех вещей явились первоначальным естественно-научным подходом к природным явлениям.
В древней Индии уже за несколько веков до нашей эры философы-материалисты чарваки выдвигали требование объяснить мир, природу, не прибегая ни к какому божественному существу. Древние китайские мыслители учили, что явления природы состоят из материальных частиц ци и подчиняются объективной естественной закономерности дао





5. Конфуциантство и Даосизм в Древнем Китае.
Три основных этапа развития философии Китая

1)VIIв. до н. э. – IIIв. н. э. – зарождение и становление

древнейших национальных философских школ;

2) III– XIXвв. н. э. – проникновение в Китай из Индии буддизма (IIIв. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;

4)ХХ в. н. э. – современный этап – обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

даосизм;

конфуцианство;

легизм.

Меньшее распространение получили:

моизм;

натурфилософия;

номинализм.

Постулаты легизма

1)человек обладает изначально злой природой, движущей силой его поступков являются личные эгоистические интересы, как правило, интересы отдельных индивидов взаимопротивоположны; 2)чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

3)государство должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

4)основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

6)основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;

7)законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам, если они нарушили законы;

8)государственный аппарат должен формироваться из профессионалов;

9государс)тво – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

6. Древнеиндийская философия
Три основных этапаразвития философии Индии:

1)XV– VIвв. до н. э.– ведический период;

2) VI– IIвв. до н. э.– эпический период;

3)IIв. до н. э.– VIIв. н. э.– эпоха сутр.

Веды–религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XVв. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Ведывключали в себя:

1)«священное писание», религиозные гимны («самхиты»);

2)описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;

3)книги лесных отшельников («араньяки»);

4)философские комментарии к Ведам («упанишады»).

5)Особенностью древнеиндийского общества было его разделение на четыре касты, представляющие собой замкнутые группы людей, передающие из поколения в поколение отличительные знаки, культуру, образ жизни, традиции, профессию и т.д. – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Привилегированной из них считалась каста брахманов, которая занималась государственными делами и выполняла жреческую функцию. 1)Вопросами военного дела ведала каста кшатриев. Торговля, земледелие и ремесло были в ведении вайшьи. 2)Самая низшая каста – шудры – выполняла всю черновую работу. Древнеиндийская гносеология -изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений – выделяет три вида сознания древнеиндийской философии: 1)«пракрити» – материальное сознание; 2)«пуруша» – чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);

3)«майя» – сознание сновидения, мираж.

Душавиндийской философии состоит из двух начал – атмана и манаса. Атман – частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Манас– душа человека, возникающая в процессе жизни. Сансара– учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма– предопределенность человеческой жизни, судьбы. Мокша– высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается Ахимса– единство всех форм жизни на земле. Буддизм и его основные идеи

Буддизм- религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда(Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

«Средний путь» – этопуть знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана– высшая благодать.

Четыре благородные (арийские) истины:

1)земная жизнь полна страданий;

2)страдания имеют свои причины–жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;

3)от страданий можно избавиться;

4)существует путь, освобождающий от страданий,– отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

Восьмеричный путь

1)правильное видение –понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

2)правильная мысль – жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

3)правильная речь – слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;

4)правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;

5) правильный образ жизни –соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;

6)правильное умение – усердие и трудолюбие;

7)правильное внимание –контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

8)правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.

Пять заповедей буддизма:

1не убий;

2не укради;

3будь целомудренным;

4не лги;

5не употребляй опьяняющих иодурманивающих веществ.

7. Зарождение античной философии как самостоятельной формы сознания Космоцентризм древнегреческой философии. философия античности(от лат. antiquus – древний), подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах.
Греческая философия как особое духовное явление возникает в VII-VI столетиях до н. э. в греческих городах-колониях на побережье Малой Азии. Это города Милет, Эфес, Клазомены. Эти города были перекрестками морских торговых путей и точками, в которых соприкасались различные культуры того периода.

Города богатели, и появились люди, свободные от повседневных нужд. А известно, что наличие свободного времени у достаточно большого слоя людей является одним из условий развития искусства, науки и философии.

С другой стороны, была возможность сравнивать мировоззрения, традиции и обычаи, религиозные верования различных культур. Возникал вопрос, какими же должны быть истинные верования и нормы? И можно ли вообще говорить об истинных и ложных ценностях? Все это приводило к вопросу, с которого начинается философия, – что есть истина?

Крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Его настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним

Аристократическая монархия.

Форм.

6)Тимократия — несправедливая
власть большинства, власть военных,
вождей, армии.

7)Олигархия — несправедливая власть
меньшинства.

8)Демократия - справедливая власть
большинства.

9)Тирания — несправедливая власть
одного человека

План государственного устройства по Платону 10)Идеальное государство есть сообщество: 11)земледельцев и ремесленников,
производящих все необходимое для
поддержания жизни граждан; 12)воинов, охраняющих безопасность; 13)философов-правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление государством. 14)Граждане государства вместе
проводят свободное время. 15)Институт брака упраздняется
(все жены и дети общие). 16Допускается и приветствуется
труд рабов. 17)Допускается небольшая частная собственность и личное имущество для всех сословий.

11. Классический период в развитии греческой философии. Учение Аристотеля в истории философии и науки.
Классический период

1)период расцвета греческой философской мысли

2)развитие категориальных средств постижения бытия и богатство мыслей, опередивших свое время

появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное

Аристотель 384-322 до н.э.)

- ученый-энциклопедист, философ,

Мира и человека.

2)Аристотель выделяет шесть типов государства: «плохие» (тирания, крайняя олигархия и
охлократия – власть толпы, крайняя демократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Идеал Аристотеля – политая, представляющая собой совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса».

12.Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Физика и этика Эпикура,фатализм ?стоиков,рационализм скептиков.
Эллинистический период начался с III в. до н. э. Философы этого периода не обязательно были греками по рождению, а область распространения философии вышла далеко за пределы Греции. Однако в философии роль греческого фактора была настолько велика, что инокультурный элемент проявлялся в ничтожно малом объеме. Основные идеи этого периода разрабатывались еще в Афинах на рубеже IV и III вв. до н. э. Правда, начиная со II в. до н. э., афинское философское общество начало терять свое влияние, а в Риме и Александрии появились новые центры, но в них еще очень долгое время развивались лишь идеи афинян.

Философия также перестала быть единственной наукой: она подверглась расчленению и разделению на части, которые были внешне независимыми друг от друга: логику (известную в некоторых школах как «каноника»), физику и этику, или теорию познания, теорию бытия и теорию блага.

СтоицизмОдно из основных направлений эллинистической философии. Название произошло от портика в котором собирались первые стоики.

Основоположник - Зенон Китионский, самые знаменитые представители - Хрисипп, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др.

Разделили философию на три части:физику, логику и этику.

В «физике» эклектично сочетали элементы материализма и идеализма. Вслед за Гераклитом полагали, что мир состоит из огняи в конце космического цикла уничтожается пожаром.

Стоики - пантеисты: космос отождествляется ими с единым Богом.

В «логике» выдвинули учение о внутреннем (мышление) и внешнем (речь) логосе. Большое внимание уделяли исследованию диалектики и языка.

В области этики выдвигали идеал бесстрастного мудреца, руководствующегося исключительно разумом, стойко исполняющего свой долг, несмотря на все испытания и несчастья.

Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.

1) ранняя стоя (III – II вв. до н. э.), представители – Зенон, Клеанф и др.;

2)средняя стоя (II – I вв. до н. э.) – Панеттий, Посидоний;

3)поздняя стоя (I в. до н. э. – IIIв. н. э.) – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

К характерным чертам стоической философии относятся:

• призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);

• признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом;

• определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;

• призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

• признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

• неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

• оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

• восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений

мировой культуры; высокий эстетизм в мыслях и поступках;

• осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

• признание стремления к счастью высшей целью человека.

ЭпикурДревнегреческий философ-материалист, сторонник атомистического учения Демокрита, основал в Афинах школу, называвшуюся «Сад».

Утверждал, что основной целью занятия философией и изучения природы является обретение душевного покоя. Изучение природы должно помочь людям избавиться от страхов и тревог.

Для доказательства наличия свободы воли допустил возможность произвольного отклонения атомов, что делает их поведение непредсказуемым.

Призывал не бояться смерти, утверждая, что она не имеет к нам никакого отношения; учил о смертности составленной из атомов души.

Боги обитают в междумириях и не вмешиваются в земные дела; их не следует бояться и о чём-то умолять.

В теории познания был сенсуалистом, призывал безоговорочно доверять чувствам; считал, что ошибаться может лишь разум.

Будучи гедонистом, полагал, что целью жизни является достижение удовольствия.

Выдвинул девиз: «Проживи незаметно».

В эпикурействе можно различать учение о бытии (физика), теорию познания (каноника) и этику.

ФизикуЭпикур заимствует у Демокрита. Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы неизменны, неуничтожимы, различаются видом, величиной и весом. Двигаясь вихреобразно, атомы сталкиваются и сочетаются в различные комбинации, образуя миры и отдельные вещи.

Эпикур вводит понятие «клинемен» – самопроизвольное отклонение атома от прямой траектории в случайном месте и в случайное время. Это отклонение приводит снова к столкновению атомов, и поэтому в мире происходят события.

Тем самым Эпикур вводит в мир случайность, в отличие от Демокрита, согласно которому в мире господствует строгая, однозначная необходимость, а всякая случайность мнимая.

Понятие «клинемен»,или произвольное отклонение атомов, позволяет Эпикуру обосновать человеческую свободу как возможность ухода от рока, или судьбы. Можно уклониться от неизбежного.

Эпикур строит такую физику, где есть место человеческой свободе. Не случайно Эпикур свой Сад основал на окраине Афин, т.е. в стороне, чтобы все события катились мимо.

В Канонике Эпикур допускает любое объяснение природных событий при выполнении двух условий.

В средневековой философии

1)предпочтение отдавалось религиозной вере, а не знанию, религии, а не науке. 2)Первыми формами выражения философской мысли явились:1. апологетика – защитница христианства, направлена была против язычества и враждебных христианству религий; 2. патристика – учение «отцов церкви», священнослужителей, отстаивающих чистоту христианской веры. Главная проблема периода апологетики и патристики – взаимоотношения зарождающегося христианства с языческой мудростью, в особенности с античной философией. Апологеты – христианские писатели, защищавшие в своих трактатах христианское учение. Патристика – учения отцов церкви, в которых были заложены основы христианского богословия и философии. Функции апологетики и патристики – защита и истематизация христианского учения

Августин Аврелий (IV-Vвв.)

Христианский философ, пропагандировал философствование в вере. Вера стимулирует понимание. Без мысли нет веры. «Вера ищет, разум находит». Истину следует искать внутри души.

В «Исповеди» он обращается к своему «Я», обнажая все струны души, показывая, как он отрекся от совей воли во имя Бога. В Душе Бог, углубляясь в Душу мы находим Бога, ибо в душе есть истина.

Основные труды:

«Исповедь» - автобиография, рисующая внутреннее развитие с детских лет до утверждения в ортодоксальном христианстве;

«О граде Божием», где выделены два вида человеческой общности: государственность и духовная общность, основанная на любви к Богу;

«О прекрасном и пригодном»;

«Против академиков»

Августина Блаженного

1)Заложил основы догматов католической Церкви.

2)Утверждал, что Бог – высшее бытие, в котором пребывают вечные идеи, обусловливающие существующий в мире порядок.

Все они равны.

Утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Его философское кредо

«Я мыслю, следовательно, я существую» Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

1)материальные (вещи);

2)духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

3)протяжение - для материальных;

4)мышление - для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжением

(в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производных от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами.

Наибольший след в философии Англии

нового времени оставили:

Фрэнсис Бэкон – считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии;

Томас Гоббс (уделял большое внимание проблемам государства, автор книги «Левиафан», выдвинул идею «общественного договора»);

Джон Локк (изучал проблемы государства,

продолжил традицию Т. Гоббса).

Важнейшую задачу науки видел в:

1. покорении природы и целесообразном преобразовании культуры на основе познания природы;

2. увеличение власти, господства человека над природой;

3. познать причинную связь природных явлений для их использования на благо людей.

Среди работ Фрэнсиса Бэкона – «Новый органон», «Опыты, или наставления нравственные и политические» (1597; эссе на различные темы от морально-бытовых до политических).

Его философское кредо – «Знание – сила!»

Определив главный метод познания– индукцию(всякоепознание должно опираться на опыт, должно двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям), философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность- «путь паука», «путь муравья», «путь пчелы».

Пути познавательной деятельности: «Путь паука»

Получение знаний рационалистическим путем.

Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта.

Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».

« Путь муравья »

Это способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств.

Таким образом, они получают внешнюю картину знаний, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблемы изнутри.

«Путь пчелы»

По Бэкону, - идеальный способ познания. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.

На пути к истинному знанию встречаются различные препятствия. Бэкон назвал их идолами («призраками») и выделил их разновидности:

1. призраки рода;

2. призраки пещеры;

3. призраки рынка;

4. призраки театра.

5. Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей.

Призрак рода – заблуждение, присущее всему человечеству, порождаемое способностями человеческого разума примешивать к природе изучаемых предметов определенные дополнительные признаки, им не свойственные, домысливать их и строить иллюзии.

Призрак пещеры – заблуждения, которые могут вызываться в процессе познания индивидуальными особенностями людей, их воспитанием, образованием, чертами характера и т.д.

Призраки рынка и призраки театра- приобретенные заблуждения.

Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, выражений.

Призраки театра– влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло.

Учение о единой субстанции

В противоположность дуализму Декарта Спиноза выдвигает монистическую концепцию (монизм) во взглядах на мир. Вместо двух субстанций он говорит об одной, главными свойствами которой является протяженность (атрибут материи) и мышление (свойство сознания).

Для Спинозы Природа и Бог это одно и то же (пантеизм). Природа - Бог способна «дышать» и «мыслить» (гилозоизм). Она является причиной самой себя, самостоятельна и независима от кого-либо или от чего-либо, бесконечна в пространстве и времени, несотворима и неуничтожима, неподвижна. Отдельные проявления субстанции Природа-Бог называются модусами

(вещи как таковые).несуществуетБога, находящегосяитворящеговнеПрироды, возвышающегосянадприродой;

БогвнутриПрироды; толькоединаяПрирода-Богобладаетспособностьютворить, является«миромтворящим»исоздает»мирсотворенный»- единичныевещи;

единичныевещисуществуютнесамипосебе, ониявляютсявсеголишьпроявлениями–«модусами»единойсубстанции- Природы-Бога;

внешнейпричинойсуществованиямодусовявляетсяединаясубстанция(Природа-Бог), они(модусы) всецелозависятотнее, азначит, подверженыизменениям, движутсявовремениипространстве, имеютначалоиконецсвоегосуществования.

Самажесубстанция(Природа-Бог)

обладаетследующимикачествами:

реальносуществует;

самостоятельнаинезависимаоткого-либо;

имеетвнутреннюю(аневнешнюю, какмодусы) причинусамойсебя;

обладаетмножествомсвойств(атрибутов), основныеизкоторых– мышлениеипротяжение(вданномслучаемышлениеипротяжение– свойствавсейсубстанции, анеотдельныхмодусов, какуДекарта);бесконечнавпространствеивремени;вечна(несотворимаинеуничтожимая),

Спиноза выделяет три ступени познания:

«познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин– высший вид познания;

познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций) – второй уровень, менее истинный;

чувственное отражение окружающего мира; полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

Рене Декарт (1596 - 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

обосновал ведущую роль разума в познании;

выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

стал автором теории дуализма, чем попыталсяпримирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;

выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях»

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.); зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно сомневаться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.); следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; мыслить может реально существующий человек; следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; поскольку мышление - это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. его философское кредо

«Я мыслю, следовательно, я существую» Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

1)материальные (вещи);

2)духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

3)протяжение - для материальных;

4)мышление - для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжением

(в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производных от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами.

Три основных направления

1 деистическое

2. атеистическо-материалистическое

3. утопическо-социалистическое (коммунистическое)

Деизм– направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, однако отвергали его какое-либо последующее влияние на окружающий мир и человека, т.е.,

не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);

отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Утопическо-социалистическое (коммунистическое)направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIIIв., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789-1794 гг. и после ее завершения.

К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

24 Характерные черты европейского Просвещения. Проблемычеловека и философии Просвещения ( вольтер, руссо) Вольтер Франсуа (1694 - 1778) - философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:

выступал против религии, особенно католицизма (а в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину!»);

считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;

видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;

в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;

выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»);

вел переписку с рядом «просвещенных» монархов и давал практические рекомендации по обустройству государства .

Жан Жак Руссо (1712-1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии. Он:

видел в Боге мировую волю и мировой разум;

считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;

считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;

был убежден, что человек не в силах до конца познать мир ;

был сторонником эмпирического (опытного) познания;

Главной идеей его учения была проблема социального неравенства и его преодоления. По мнению Руссо, возникновение неравенства - это одновременно и прогресс и регресс в жизни общества. Источником неравенства является частная собственность. «От скольких бы преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: «…плоды земные принадлежат всем, а земля – никому!»

Политическим идеалом для Руссо является прямая демократия, осуществляемая на основе общественного договора. Общественный договор должен дать всем равные права и обязанности. Основным принципом заключения общественного договора между людьми должен быть принцип «разумного эгоизма» - человек должен ограничивать себя, ущемлять свое собственное «я»

во благо общества.

Руссо один из первых в истории философии обращает внимание на ведущую роль общества и социальной среды в формировании человеческой личности

Наши рекомендации