Друг и дружба (71), Ложь (73), Любовь (74), Счастье (76).
Приложение 3. ФРАЗЫ ДНЯ77
ПРЕДИСЛОВИЕ
Один странствующий искатель истины увидел большой камень,
на котором было написано: «Переверни и читай».
Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне:
«Зачем ты ищешь нового знания,
если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?».
(Вместо эпиграфа)
Огоньки – что может быть проще? Но мы снова решили подробно остановиться на этой теме. Многим вожатым кажется, что огонек – это элементарно. Но почему-то у некоторых вожатых ребята воспринимают огоньки как любимое отрядное дело, готовы лучше пропустить дискотеку, чем огонек, а для других – это скучная обязаловка, вынужденная формальность. От чего это зависит? Может быть, от отношения к делу? От того, интересно ли самому вожатому, находится ли он в постоянном поиске нового.
В первой части нашей брошюры вы найдете множество идей по подготовке и проведению огоньков. Это не означает, что нужно использовать все в течение одной смены. Вам необходимо выбрать то, что вам ближе, разумеется, с учетом возрастных и психологических особенностей ваших детей, периодов и тематики смены, настроения ребят, стадии развития коллектива. Мы не стали подробно расписывать саму методику организации огоньков, сейчас она довольно распространена во многих загородных лагерях и детских центрах. Но при необходимости, вы можете познакомиться с ней у нас в методическом кабинете.
Вторая часть пособия содержит легенды, которые рассказывают о наших законах и традициях; об озере, на берегу которого расположен наш центр; об островах Любви и Разлуки; о камне Разбитое сердце; о домике моряка; о березке, растущей на берегу; о маленьких фонариках, напоминающих своим расположением созвездие Кассиопеи; о валунах, которых у нас на Карельском перешейке огромное множество; даже о часах, которых никогда не было на башне нашей школы. Все эти легенды (кроме легенды о Светлане, которую нельзя рассказывать детям раньше времени) вы можете рассказывать своим детям во время экскурсии по лагерю, на прогулках, и, конечно, на вечерних огоньках.
В приложении вы найдете притчи и афоризмы, которые помогут вам разнообразить вашу отрядную работу, а иногда, может быть, помогут найти выход из сложной ситуации в отряде.
Очень надеемся, что здесь вы найдете для себя что-то нужное, интересное, полезное, что благотворно отразится на вашей подготовке к сменам.
Л.Н. Николаева, методист ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Часть первая. ОГОНЬКИ
...И вожатый снова будет песни петь,
И свеча согреет нас...
В 1969 году на берегу озера Зеркальное вырос лагерь ленинградского комсомольского и пионерского актива «Зеркальный». И конечно, с первых смен одно из самых почетных мест в отрядной работе вожатского отряда «Товарищ» по праву занял отрядный огонек.
Сначала огонек в «Зеркальном» был только формой подведения итогов дня, способом отметить каждого, не пропустить возможность проявить внимание, сказать друг другу спасибо. Со временем функции огонька расширялись, огонек все больше и больше становился тем, чем он является сейчас – одним из важных средств личностного развития ребенка, тонким психотерапевтическим инструментом.
Огонек – уникальная форма отрядной работы. И хотя каждый огонек имеет свои цели и задачи, но можно выделить те, которые решает любой огонек: это привитие навыков самоанализа и коллективного анализа, воспитание культуры общения, осмысленного отношения к жизни, умения рассуждать, вести дискуссию.
Огонёк – особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, снять напряжение дня, получить заряд положительной энергии, разрешить конфликты, научиться понимать других людей, слушать и слышать.
Огонек – это акт общения взрослого (вожатого) и детского коллектива. Это момент, когда наиболее прямо, непосредственно и очевидно происходит передача социального опыта взрослого детям. А коль скоро передача социального опыта есть содержательная сущность воспитательного процесса вообще, то в проведении огонька, как в зеркале, отразится мировоззрение, установки и общая направленность личности вожатого.
Если у вожатого есть потребность в осмыслении жизни, если он умеет это делать, то он сумеет научить этому отряд, передать ему навык анализа, воспитать потребность в этом. Но воспитательная возможность огонька может превратиться в действительность лишь при условии системы и традиции в его использовании.
Грамотно выстроенный огонек - это очень сильное средство педагогического взаимодействия (именно «взаимодействия», а не «воздействия»). С другой стороны, при подготовке отрядного огонька очень уместно вспомнить заповедь врачей: «Не навреди».
ВИДЫ ОГОНЬКОВ
(из опыта ВДЦ «Орленок», ЗЦДЮТ «Зеркальный», методического центра «Школа детства» г. Санкт-Петербург, «Ассоциации учащейся молодежи» г. Ульяновск)
Виды огоньков: следуя логике развития смены, можно выделить огоньки оргпериода, основного периода и итогового периода. По содержанию, огоньки бывают: знакомства, конфликтные, анализа, тематические, адаптации.
Условия, необходимые для проведения огонька:
1. Наличие живого огня (обычно в центре круга).