Постструктурализм, деконструктивизм и постмодернизм
Постструктурализм–движение, считающее претензии структуралистов (Фуко) на объективность гуманитарного знания необоснованными. Знание одних лишь структур не дает полного понимания исторических событий Необходимо знание того, что лежит за пределами всякой структуры – контекст, индивидуальные особенности автора. Постструктурализм (последняя треть XX в.) – движение критиков структурализма. По их мнению, структуралисты переоценили самодостаточность структур, оставили за пределами анализа контекст. В литературоведении П. проявился в форме движения «деконструкции» – специального метода критики текста (автор – франц. философ Деррида. Цель критики – разрушение целостности текста, выявление в нем внутренней противоречивости, скрытых не только от «наивного» читателя, но и от самого автора «остаточных смыслов». Результатом критики должны стать собственные размышления критика, навеянные чтением исходного текста. При этом они более важны, чем сам текст. Деконструктивисты отрицают существование единственной «правильной» интерпретации литер. текста. Любая структура (порядок) рождается из неструктуры (хаоса). Поэтому важна не целостность, а ее части, фрагменты, не безличная структура, а личность и переживания ее автора. Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества. Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия, как известно, покоится на таких категориях, как бытие, единое, целое и т.д. Непосредственными предшественниками постмодернистской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Первый из них отверг системный способ мышления Гегеля, противопоставив ему мышление в форме небольших фрагментов, афоризмов. Постмодернизм в философии находится в русле тенденции, возникшей в результате «лингвистического поворота» (Дж. Р. Сёрль), осуществленного западной философией в первой половине XX столетия. Постмодернизм весьма скептически относится к понятию истины, пересматривает прежнее понимание знания и познания. Он решительно отвергает сциентизм (это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире) и перекликается с агностицизмом (направление в философии, отрицающее возможность объективного познания субъектом окружающей действительности посредством собственного опыта). Не менее скептически смотрит он на человека как субъекта деятельности и познания, отрицает прежний антропоцентризм (философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) и гуманизм. В целом постмодернистская философия выглядит весьма противоречивой, неопределенной и парадоксальной.
Новое литературоведение: литература как предмет философского и методологического анализа. Поэтика М.М. Бахтина
Литературове́дение – наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры. Главные отрасли: теория литературы, история литературы. Некоторые ученые так же выделяют фольклористику, как главную отрасль литературоведения. В литературоведении есть много направлений, в том числе нетрадиционных – психоаналитическое и психиатрическое. Поэтика – наука о структуре произведения, о творчестве писателя в целом, о целых исторических литературных эпохах. Анализ худ. произведений, их выразительных средств, худ. стиля. Литературоведение в общих формах рассуждений приближается к философии. Михаил Михайлович Бахтин– 20-е гг. ХХ в. – студент, интерес к языку, глубокое понимание организации текста. Определил место слова: слово само по себе, слово во фразе, в предложении, в абзаце, в романе – везде разная функция, разные коннотации, оттенки. . По Б. вся культура – диалог, диалогична по своей основе. Хронотоп – единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного смысла. Каждый герой имеет свой индивидуальный хронотоп, смысл поступка героя – хронотипич. строение. Хронотоп отражает жанровую определенность произведение, жанр определяется хронотопом (хронотоп сказки, хронотоп романа). Б.Рассел в «Автобиографии» признается, что написание литературных рассказов было великим разрешением его невысказанных чувств и мыслей, которые он не мог выразить из-за опасения, что они не имеют под собой достаточных рациональных оснований. Он изложил в художественно-литературной форме идеи, которых в значительной степени придерживался, но которые, по его мнению, не имели достаточно прочных оснований для полной уверенности16. По сути - это гипотезы, получившие в дальнейшем научно-философское развитие. Подобное суждение высказывает и Э.Левинас, отмечая, что литература— величайшая верность бытию и она имеет смысл там, где наука недостаточна. А.С.Колесников, исследуя особенности современного развития художественной литературы, подчеркивает, что в XX веке философия соединяется с художественными формами слова, чтобы глубже и разностороннее выразить бытие человека.