Структурализм как научный метод и философское направление
Структурализм- интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Возник С. (1950-1960-х) Основой для С. послужила методология структурного анализа, применявшаяся с 1920-х гг. вначале лишь к разработке проблем лингвистики, литературоведения, психологии. Начало формирования структуралистической методологии традиционно связывают с выходом в свет книги Ф. де Соссюра "Курс общей лингвистики" (1916г.). Другим важным источником С. стал психоанализ З. Фрейда и К.Г. Юнга. С. заимствовал из него понятие бессознательного как универсального внерефлективного регулятора человеческого поведения. Также отмечается влияние неопозитивизма и раннего постпозитивизма (разработка логических проблем научного знания и метаязыка науки). В развитии структурализма выделяют три основных этапа: 1) становление структурного анализа в конкретно-научных исследованиях 2) распространение структурного метода в сфере философской проблематики, философское осмысление этого процесса 3) включение структурализма в широкий социокультурный и социополитический контекст, критика и самокритика, перерастание структурализма в постструктурализм. Центральным базовым понятием С. является понятие структуры. Структура- взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство, совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. Основная специфика С. заключалась, прежде всего, в том, что его сторонники рассматривали все явления, доступные чувственному восприятию, как "эпифеномены", то есть как внешнее проявление ("манифестацию") внутренних, глубинных и поэтому "неявных" структур, вскрыть которые они и считали своей задачей. Любая структура, которую в структурализме очень часто определяют как модель, должна отвечать трем необходимым условиям: 1) целостности - подчинение элементов целому и независимость последнего; 2) трансформации - упорядоченный переход одной подструктуры (или уровня организации составляющих данную структуру элементов) в другую на основе правил порождения; 3)саморегулированию - внутреннее функционирование правил в пределах данной системы. Таким образом, структура выступает не просто в виде устойчивого "скелета" объекта, а как совокупность правил, следуя которым, можно из одного объекта получить второй, третий и так далее. При этом обнаружение единых структурных закономерностей некоторого множества объектов достигается не за счет отбрасывания отличий этих объектов, а путем анализа динамики и механики взаимопревращений зафиксированных различий в качестве конкретных вариантов единого абстрактного инварианта.
Смысл и содержание «психологического поворота» в социально-гуманитарных исследованиях
«Психологический поворот» – обращение к достижениям психологии, психологическим категориям, терминам и понятиям в социально-гуманитарных областях исследования. Данный процесс начинается с учения Зигмуда Фрейда о бессознательном (н. XX века), с его психоанализ (стремился объяснить все, и поэтому не является наукой, так как наука стремится разрешить конкретную определенной научной области). Фрейд открыл бессознательное, предложил толкование сновидений, противопоставил психику и сознание. Бессознательное доминирует у Ф. над сознательным. Таким образом, сущность человека по Фрейду – трехчастна: 1) бессознательное, оно, id – природное, связанное с инстинктами; 2) сознание, Я, ego, определяется окружающими событиями; 3) окружающая социальная среда, сверх Я, super-ego, также те вытесненные переживания, желания, чаяния, которые мы не можем совершить из-за определенных правил, норм, они уходят в бессознательное. Желания человека требуют выхода наружу, но человек живет в обществе, где есть свои табу, он не может их нарушать ради собственных желаний, этим человек инвестирует культуру, но культура реинвестирует человека. Желания – некая психологическая энергия, которая никуда не уходит, если не реализуется, то это приведет к состоянию невроза. Ф. говорит о культуре как о следствии невротических состояний (из-за нереализованных желаний), как о следствии сублимации. Станислав Гроф раздвинул рамки психической динамики человека, добавил перинатальный период и трансперинатальный. Чтобы описать их (периоды), кормил пациентов ЛСД, иногда пациенты говорили на незнакомых языках, приходит к выводу, что у нашей психики есть родовые функции, родовые особенности. Карл Густав Юнгутверждал принцип о существовании коллективного бессознательного всего человечества. У разных народов – одни и те же содержательные элементы, структуры, например в сказках (эта теория повлияла на развитие литературоведения, фольклористики). По Ю. человечество соткано из архетипов –устойчивая инвариантная, бинарная структура нашего мышления, которая каждый раз насыщается различным историческим содержанием; особое бинарное противопоставление: свой – чужой, земля – небо, инь – ян, истинное – ложное. Жан Лакан соединил лингвистику и психологию, вместо триады Фрейда – своя: воображаемое, символическое, реальное. Отрыв от матери, взросление, переход от стадии воображаемого к символическому отпечатывается на психике, драма на всю жизнь, порождает Я-для других и Я-для себя. Принцип: бессознательное реализуется в языке. Эдвард Сепир «Язык», монограф.: «Люди, говорящие на разных яз., живут в разных мирах». Мишель Фуко призывал к 1) изучению исторического процесса, поделенного на этапы, так как каждый имеет свой дискурс (Античность, Ср. века, Возрождение); 2) изучению маргинальных процессов культуры.