II. Порядок выполнения курсовой работы
Оглавление (содержание)должно содержать все пункты, которые определены выбранным вариантом работы, а также обязательные академические компоненты: введение, заключение, список литературы, приложение.
Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме. Введение, заключение и список литературы всегда в самом тексте начинаются с отдельной страницы, а параграфы, пункты последовательно сменяют друг друга через одинарный интервал.
Введение содержит:
1) определение темы работы;
2) обоснование выбора темы, определение ее актуальности и значимости для науки и практики;
3) обзор литературы по данной теме;
4) определение границ исследования (предмет, объект, хронологические и/или географические рамки);
5) определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач;
6) определение теоретических основ и базового метода исследования.
Обзор литературных источников.
Обзор литературы разделяется на обзор первоисточников и обзор литературы. Под первыми понимаются тексты, которые являются объектом исследования. К таковым относятся тексты, принадлежащие к определенному первоисточнику. Ко вторым относятся тексты, которые описаны в учебных пособиях, статьях, не являющиеся непосредственным объектом вашего исследования.
Основная часть.
Для контрольных по философии более важное значение имеет теоретическая часть с последующим обобщением, систематизацией и выводами.
В конце каждого раздела основной части требуется составить краткие выводы из предшествующего изложения. Необходимо, чтобы разделы были соединены друг с другом последовательностью текста, без явных смысловых разрывов.
Каждая работа по философии должна строиться на основе строгого использования основных понятий и выражений (категорий).
Заключение.
В заключении студент должен обобщить все умозаключения, сделанные в каждом пункте и определить итог по выбранной тематике.
Список литературы.
Для списка литературы – источники в списке использованной литературы указывают в следующей последовательности: официальные документы, принятые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (название нормативного акта, кем принят, дата принятия, опубликовавший его печатный орган); книги, монографии, учебники, учебные пособия, сборники научных трудов, учебно-методические материалы; источники из периодических изданий (журнальные и газетные публикации); статистические сборники, справочники; электронные ресурсы (автор, название статьи, сайт Интернет). Список литературы в конце работы не отменяет необходимость постраничных сносок в тексте. Несоблюдение правил постраничных сносок является причиной, по которой работа может быть не зачтена.
Приложение. В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. Это могут быть: таблицы, инструкции, методики, документы.
III ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 1. Отношение «мир-человек» как проблема философии. 1. Мировоззрение и его исторические типы. 2. Специфика философских проблем. 3. Основные разделы философского знания. |
Тема 2. Человек в философии Древнего Востока. 1. Становление индийской и китайской философии. 2. Философские идеи ведического периода и буддизма. 3. Конфуцианство и даосизм о человеке. |
Тема 3. Философия Древней Греции. 1. Становление античной философии. Учение Демокрита о бытии. 2. Философия Сократа и Платона о сущности человека. 3. Проблемы бытия, человека и общества в философии Аристотеля. |
Тема 4. Средневековая европейская философия. 1. Основные черты средневековой философии. 2. Проблемы бытия. Номинализм и реализм. 3. Человек и его история в учениях А. Августина и Ф. Аквинского. |
Тема 5. Философия Возрождения. 1. Антропоцентризм и пантеизм философии Возрождения. 2. Образ человека как творца самого себя. Противоречивость гуманизма. 3. Диалектика Бога, мира и человека в учении Н. Кузанского. |
Тема 6. Новоевропейская философия. 1. Формирование научной картины мира в XVI-XVII в.в. 2. Обоснование истинности научного знания в учениях Ф. Бэкона и Р. Декарта. 3. Идеалы человека и общественного устройства в философии Просвещения. |
Тема 7. Немецкая классическая философия. 1. Основные принципы немецкой классической философии. 2. Философия И. Канта: активность субъекта познания; постулаты практического разума. 3. Система и метод философии Гегеля. 4. Сущность антропологического материализма Л. Фейербаха. |
Тема 8. Марксисткая философия. 1. Формирование марксистской философии. 2. Основные идеи философии марксизма. 3. Концепция человека в марксистской философии. |
Тема 9. Русская философия. 1. Формирование и специфические черты русской философии. 2. Проблема человека и общества у славянофилов и западников. 3. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX – начала XX века. |
Тема 10. Современная зарубежная философия. 1. Общая характеристика современной зарубежной философии. 2. Рационалистическое направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика. 3. Антропологическая проблематика в современной философии: философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм. |
Тема 11. Проблема бытия в философии. 1. Философский смысл понятия бытия. Формы бытия. Материальное и идеальное. 2. Пространство, время, движение как атрибуты форм бытия. |
Тема 12. Идея развития в современной философии и науке. 1. Понятие развития. Проблема прогресса. 2. Диалектика как учение о всеобщих законах развития. 3. Синергетика как наука о самоорганизации систем. |
Тема 13. Сознание как философская проблема. 1. Специфика философского подхода к проблеме сознания. 2. Современные концепции происхождения и сущности сознания. 3. Сознание и язык, их взаимосвязь. |
Тема 14. Проблема человека в современной философии. 1. Человек как проблема для самого себя. 2. Единство природного, общественного и духовного в человеке. 3. Человек как индивидуальность и личность. Проблема смысла человеческого существования. |
Тема 15. Человек в системе духовных ценностей. 1. Нравственные ценности и их роль в жизни человека. Свобода и ответственность. 2. Понятие эстетического. Добро и красота в духовном опыте современного человека. 3. Религия и ее роль в современном мире. |
Тема 16. Проблема познания в философии. 1. Сущность и структура познавательного процесса. 2. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании. 3. Понятие истины. Критерии истины. |
Тема 17. Научное познание. 1. Специфика и структура научного знания. 2. Методы эмпирического и теоретического исследования. 3. Проблема развития научного знания. |
Тема 18. Общество как предмет философского осмысления. 1. Понятие общества в социальной философии. 2. Многообразие форм социально-культурного опыта человечества. Формационная и цивилизационная модели общественного развития. 3. Понятие гражданского общества. |
Тема 19. Проблемы и перспективы современной цивилизации. 1. Особенности современной мировой цивилизации. 2. Глобальные проблемы современности, их сущность и происхождение. 3. Пути решения глобальных проблем. Стратегии выживания человечества. |
Тема 20. Философия и культура 1. Философский смысл культуры 2. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» 3. Понятие, концепции происхождения и сущность цивилизации. |
Тема 21. Философия техники. 1. Движущие силы истории 2. Закономерное и случайное в истории 3. Роль личности в историческом процессе |
Тема 22. Глобальные проблемы современности. 1. Природа как объект философского и научного анализа. Природные (биологические, географические, демографические) предпосылки развития человеческого общества. Природа как естественная и искусственная среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы. 2. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского познания. Альтернативы глобализации. Современные антиглобалистские движения. 3. Будущее человечества и перспективы развития мировой цивилизации. Духовно-экологическая цивилизация как идеал и цель развития общества. |
Тема 23. Современная зарубежная философия. 1. Общая характеристика современной зарубежной философии. 2. Рационалистическое направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика. 3. Антропологическая проблематика в современной философии: философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм. |
Тема 24. Идея развития в современной философии и науке. 1. Понятие развития. Проблема прогресса. 2. Диалектика как учение о всеобщих законах развития. 3. Синергетика как наука о самоорганизации систем. |
Тема 25. Средневековая европейская философия. 1. Основные черты средневековой философии. 2. Проблемы бытия. Номинализм и реализм. 3. Человек и его история в учениях А. Августина и Ф. Аквинского. |
Тема 26.Философия XIX–XX века. 1. Основные направления философии XIX–XX века и их особенности: рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм. 2. Развитие классических философских традиций: а) неокантианство В. Виндельбанд, Г. Риккерт; б) позитивизм О. Конт и его исторические формы: эмпириокритицизм Э.Мах и др., неопозитивизм Л. Витгенштейн и др.; в) неотомизм Ж. Маритен и др. 3. Иррационализм в философии XIX–XXвеков: «философия жизни» В. Дильтей, Ф. Ницше, экзистенциализм М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр; психоанализ З. Фрейд, К. Г. Юнг. 4. Феноменология Э. Гуссерль, философская герменевтика Х.-Г. Гадамер, структурализм К. Леви-Стросс, М. Фуко, прагматизм Ч. Пирс. 5. Социально-философские концепции XIX–XXвека: франкфуртская школа Т. Адорно, Г. Маркузе, теории «информационного общества» (Д. Белл), «локальных цивилизаций» А. Тойнби, стадий роста У. Ростоу. |
Тема 27. Русская философия XIX-XX вв. 1. Основныеэтапы развития русской философии, особенности и общая характеристика. 2. Западники П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен и др. и славянофилы А. С. Хомяков, И. В. Кириевский и др., их роль в развитии русской философии. Русская идея. 3. Социально-философские воззрения революционно-демократического М. А. Бакунин, Н. Г. Чернышевский и др. и либерального П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский народничества. 4. Неославянофильство и почвенничество второй половины XIX века Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский. 5. Русская философия конца XIX– нач. XXвека: русский марксизм Г. В. Плеханов, В. И. Ленин; религиозно-философские учения Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев и др. Русский космизм Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский и др. |
Тема 28. Проблема бытия в философии. 1. Философский смысл понятия бытия. Формы бытия. Материальное и идеальное. 2. Пространство, время, движение как атрибуты форм бытия. |
Рекомендуемая литература
Бернацкий, Г. Г. Философия: учебник для вузов / Г. Г. Бернацкий, А. С. Кармин. – СПб: Питер, 2006. – 560 с.
Введение в философию: учебное пособие для высших учебных заведений / И. Т. Фролов и др. – М.: Культурная революция, 2007. – 622 с.
Губин, В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. – М.: Проспект, 2009. – 685 с. Гуревич, П. С. Философия / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 399 с.
Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В. А. Канке. – М.: Логос, 2001. – 344 с.
Каратини, Р. Введение в философию / Р. Каратини. – М.: Эксмо, 2003. – 736 с.
Кузнецов, В. Г. Философия: учебник / В. Г Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В Миронов, К. Х. Момджан. – М.: Инфра-М, 2009. – 528 с.
Основы современной философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. М. Н. Росенко. – СПб.: Лань, 2001. – 384 с.
Философия / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – М.: Гардарика, 2008. – 828 с. Философия / под ред. Э. Ф. Караваева, Ю. М. Шилкова. – М.: Юрайт, 2004. – 520 с.
Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / В. Н. Лав- риненко и др.; под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2009. – 561 с.
Философия: учебник для студентов нефилософских специальностей / под ред. А. Ф. Зотова, В. В Миронова, А. В. Разина. – М.: Академический проект, 2009. – 685 с.
Хрестоматия по философии / сост. П. В. Алексеев. – М.: Проспект, 2009. – 576 с.
Литература к темам первой части (история философии) Общая литература по истории философии. Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1–2. Античность и средневековье / Д. Антисери, Дж. Реале; пер. и ред. С. А. Мальцевой. – СПб., 2003. – 688 с.
Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. От Возрождения до Канта / Д. Антисери, Дж. Реале; пер. и ред. С. А. Мальцевой. – СПб., 2004. – 880 с.
Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней /Д. Антисери, Дж. Реале; пер. и ред. С. А. Мальцевой. – СПб., 2003. – 880 с.
Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1, ч. 1 и 2. Философия древности и средневековья / ред. коллегия: В. В. Соколов и др. – М.: Мысль, 1969. – 936 с.
Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 2. Европейская филосо- фия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения / ред. коллегия: В. В. Соколов и др. – М.: Мысль, 1970. – 776 с.
Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 3. Буржуазная философия конца XVIII – первых двух третей XIX в. / ред. коллегия: Н. С. Нарский и др. – М.: Мысль, 1971. – 760 с. Виндельбанд, В. История философии / В. Виндельбанд. – Киев: Ника- Центр, 1997. – 560 с.
Гриненко, Г. В. История философии: учебник по дисциплине «Филосо- фия» для студентов высших учебных заведений / Г. В. Гриненко. – М.: Высшее образование, 2009. – 685 с.
История философии в кратком изложении / пер. с чешского И. И. Богута. – М.: Мысль, 1995. – 590 с.
Мареев, С. Н. История философии / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева. – М.: Академический проект, 2004. – 880 с.
Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – М.: Академический проект, 2009. – 1008 с.
Хрестоматия по истории философии: учебное пособие для вузов в 3-х ч.Ч. 1 / В. А. Башкалова и др. – М.: Владос, 1997. – 448 с.
Хрестоматия по истории философии: учебное пособие для вузов в 3-х ч.Ч. 2 / Н. С. Автономова и др. – М.: Владос, 1997. – 528 с.
Хрестоматия по истории философии: учебное пособие для вузов в 3-х ч.Ч. 3 / З. А. Александрова и др. – М.: Владос, 1997. – 627 с.
Философия и ее предмет Бабушкин, В. У. О природе философского знания / В. У. Бабушкин. – М.: Наука, 1978. – 590 с.
Бибихин, В. В. Язык философии / В. В. Бибихин – М.: Наука, 2007. – 392 с.
Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. – М.: Политиздат, 1991. – 463 с.
Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. – М.: Академический проект, 2008. – 303 с.
Лосев, А. Ф. Философия, мифология, культура / А. Ф. Лосев. – М.: Полит-издат, 1991. – 524 с.
Мамардашвили, М. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили. – М.: Прогресс, 1992. – 416 с.
Мир философии. Ч. 1 / сост. П. С. Гуревич. – М.: Издательство политической литературы, 1991. – 525 с.
Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. – М.: Издательство политической литературы, 1991. – 464 с.
Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? /Х. Ортега-и-Гассет. – М.: Наука, 1991. – 408 с.
Античность Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 2009. – 400 с.
Богомолов, А. С. Античная философия / А. С. Богомолов. – М.: Высшая школа, 2006. – 390 с. Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Ж.-П. Вернан. – М.: Прогресс, 1988. – 221 с.
Виц, Б. Б. Демокрит / Б. Б. Виц. – М.: Мысль, 1979. – 212 с. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо- фов / Диоген Лаэртский. – М.: Мысль, 1986. – 576 с.
Кессиди, Ф. Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии / Ф. Х. Кессиди. – СПб: Алетейя, 2003. – 360 с.
Лосев, А. Ф. История античной философии в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. – М.: ЧеРо, 2005. – 186 с.
Лосев, А. Ф. Платон. Аристотель / А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи. – М.: Моло- дая гвардия, 1993. – 383 с.
Нерсесянц, В. С. Сократ / В. С. Нерсесянц. – М.: ИНФРА-М; Норма, 1996. – 305 с.
Рожанский, И. Д. Анаксагор / И. Д. Рожанский. – М.: Мысль, 1983. – 142 с.
Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. – М.: Высшая школа,1991. – 512 с.
Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1981. – 376 с.
Средневековье, Возрождение Баткин, Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди / Л. И. Бат- кин. – М.: РГГУ, 1995. – 446 с.
Боргош, Ю. Фома Аквинский / Ю. Боргош. – М.: Мысль, 1975. – 183 с.
Брагина, Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения 14–15 веков / Л. М. Брагина. – М.: Высшая школа, 1977. – 254 с.
Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункель. – М.: УРСС, 2009. – 367 с. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле-Гофф. – Екате- ринбург: У-Фактория, 2005. – 568 с.
Майоров, Г. Г. Формирование средневековой философии / Г. Г. Майоров. М.: Мысль, 1979. – 431 с.
Ревякина, Н. В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй полови- ны XIV – первой половины XV веков / Н. В. Ревякина. – М.: Наука, 1977. – 272 с.
Соколов, В. В. Европейская философия XV – XVII веков / В. В. Соколов. – М.: Высшая школа, 2003. – 428 с.
Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М.: ЛКИ, 2008. – 352 с.
Суини, М. Лекции по средневековой философии. Вып 1. Средневековая христианская философия / М. Суини. – М.: ГЛК, 2001. – 304 с.
Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. – М.: Высшая школа,1991. – 512 с.
Новое время, Просвещение Гайденко, П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П. П. Гайденко. – М.: ПЕРСЭ, 2000. – 456 с.
Дворцов, А. Т. Жан-Жак Руссо / А. Т. Дворцов. – М.: Наука, 1980. – 108 с.
Заиченко, Г. А. Джон Локк / Г. А. Заиченко – М.: Мысль, 1988. – 208 с.
Кузнецов, В. Н. Вольтер Франсуа Мари / В. Н. Кузнецов. – М.: Мысль, 1978. – 223 с. Кузнецов, В. Н. Французский материализм XVIII века / В. Н. Кузнецов. – М.: Мысль, 1981. – 103 с.
Кузнецов, В. Н., Мееровский, Б. В., Грязнов, А. Ф. Западноевропейская философия XVIII века / В. Н. Кузнецов, Б. В. Мееровский, А. Ф. Грязнов. – М.: Высшая школа, 1986. – 400 с.
Мееровский, Б. В. Гоббс / Б. В. Мееровский. – М.: Мысль, 1975. – 208 с.
Момджян, Х. Н. Французское Просвещение XVIII века / Х. Н. Момджян. – М.: Мысль, 1983. – 448 с.
Нарский, И. С. Давид Юм / И. С. Нарский. – М.: Мысль, 1973. – 180 с.
Нарский, И. С. Западноевропейская философия XVII века / И. С. Нарский. – М.: Высшая школа, 1974. – 379 с.
Нарский, И. С. Западноевропейская философия XVIII века / И. С. Нарский. – М.: Высшая школа, 1973. – 302 с. Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков / В. В. Соколов. – М.: Высшая школа, 2003. – 428 с.
Соколов, В. В. Спиноза / В. В. Соколов. – М.: Мысль, 1977. – 222 с. Субботин, А. Л. Фрэнсис Бэкон / А. Л. Субботин. – М.: Мысль, 1974. – 174 с. Фишер, К. История новой философии. Декарт: его жизнь, сочинения и учение / К. Фишер. – СПб.: Мифрил, 1994. – 560 с.
Фишер, К. История новой философии: Ведение в историю новой филосо- фии. Фрэнсис Бэкон Веруламский / К. Фишер. – М.: АСТ, 2003. – 541 с.
Немецкая классическая философия, марксизм Асмус, В. Ф. Иммануил Кант / В. Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 2005. – 439 с.
Быкова, М. Ф. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля / М. Ф Быкова, С. В. Кричевский. – М.: Наука, 1993. – 269 с.
Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. – М.: Рольф, 2001. – 416 с. Дворцов, А. Т. Гегель / А. Т. Дворцов. – М.: Наука, 1972. – 174 с.
История диалектики. Немецкая классическая философия / Т. И. Ойзерман и др. – М.: Мысль, 1978. – 363 с.
Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия / В. Н. Кузнецов. – М.: Высшая школа, 2003. – 438 с.
Лапин, Н. И. Молодой Маркс / Н. И. Лапин. – М.: Политиздат, 1986. – 479 с.
Межуев, В. М. Маркс против марксизма. Статьи на непопулярную тему / В. М. Межуев. – М.: Культурная революция, 2007. – 176 с.
Мотрошилова, Н. В. Путь Гегеля к «Науке логики» / Н. В. Мотрошилова. – М.: Наука, 1984. – 351 с.
Нарский, И. С. Западноевропейская философия XIX века / И. С. Нарский. – М.: Высшая школа, 1976. – 584 с.
Претель, Д. От «философии марксизма-ленинизма» к философии Маркса / Д. Претель. – М.: УРСС, 2003. – 176 с.
Литература к темам второй части (современная философия и ее основные проблемы) Темы 1–6. Основные течения современной философии Бохенский, Ю. М. Современная европейская философия / Ю. М. Бохенс- кий. – М.: Научный мир, 2000. – 248 с.
Быховский, Б. Э. Шопенгауэр / Б. Э. Быховский. – М.: Мысль, 1975. – 206 с. Гайденко, П. П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века / П. П. Гайденко. – М.: Республика, 1997. – 495 с.
Емельянов, Б. В Русская философия Серебряного века / Б. В. Емельянов, А. И. Новиков. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1995. – 281 с.
Замалеев, А. Ф. Курс истории русской философии / А. Ф. Замалеев. – М.: Наука, 1995. – 190 с.
Зотов, А. Ф. Современная западная философия: учебник / А. Ф. Зотов. – М.: Высшая школа, 2001. – 784 с.
Зотов, А. Ф. Западная философия XX века: учебное пособие для вузов / А. Ф., Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Проспект, 1998. – 432 с.
Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высшая школа, 1988. – 520 с.
Лосев, А. Ф. Владимир Соловьев / А. Ф. Лосев. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 624 с. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. – М.: Выс- шая школа, 1991. – 560 с.
Новиков, А. И. История русской философии / А. И. Новиков. – СПб.: Лань, 1998. – 320 с.
Современная буржуазная философия / под ред. А. С. Богомолова и др. – М.: Высшая школа, 1978. – 582 с.
Бытие и сознание: пространство, время, движение, диалектика Ахундов, М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, пер- спективы / М. Д. Ахундов. – М.: Наука, 1988. – 222 с.
Ахутин, А. Дело философии. Тяжба о бытии / А. Ахутин. – М.: Русское феноменологическое общество, 1997. – 304 с.
Губин, В. Д. Онтология: проблема бытия в современной европейской философии / В. Д. Губин. – М.: РГГУ, 1998. – 191 с.
Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 248 с.
Дубровский, Д. И. Проблема идеального / Д. И. Дубровский. – М.: Канон, 2002. – 368 с.
Иванов, В. Г. Причинность и детерминизм / В. Г. Иванов. – Л.: Наука, 1974. – 144 с.
Кедров, Б. М. Беседы о диалектике / Б. М. Кедров. – М.: УРСС, 2007. – 240 с.
Кузьмина, Т. А. Проблема сознания в современной западной философии / Т. А. Кузьмина. – М.: Наука, 1989. – 256 с.
Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания / В. М. Найдыш. – М.: Альфа, 2004. – 704 с.
Огородников, В. П. Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения / В. П. Огородников. – М.: Мысль, 1985. – 206 с.
Основы онтологии: учебное пособие / под ред. Ф. Ф. Вяккерева, В. Г. Иванова, Б. И. Липского, Б. В. Маркова. – СПб.: СПбГУ, 1997. – 280 с.
Рейхенбах, Г. Философия пространства и времени / Г. Рейхенбах. – М.: Либроком, 2009. – 320 с.
Фурман, А. Е. Круговороты и прогресс в развитии материальных систем / А. Е. Фурман, Г. С. Ливанова. – М.: Изд-во МГУ,1978. – 207 с.
Теория познания и методология науки Бряник, Н. В. Введение в современную теорию познания / Н. В. Бряник. – М.: Академический проект, 2003. – 288 с.
Ильин, В. В. Теория познания: введение / В. В. Ильин. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 163 с.
Кун, Г. Структура научных революций / Г. Кун. – М.: АСТ, 2003. – 608 с.
Купцов, В. И. Философия и методология науки / В. И. Купцов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 552 с.
Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. – М.: УРСС, 2009. – 256 с.
Лекторский, В. А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский. – М.: Наука, 1980. – 360 с.
Рузавин, Г. И. Методология научного познания / Г. И. Рузавин. – М.: Юни- ти, 2005. – 287 с.
Чудинов, Э. М. Природа научной истины / Э. М. Чудинов. – М.: Политиз- дат, 1975. – 312 с.
Швырев, В. С. Научное познание как деятельность / В. С. Швырев. – М.: Политиздат, 1984. – 232 с.
Социальная философия: природа, общество, человек Арефьева, Г. С. Общество. Познание. Практика / Г. С. Арефьева. – М.: Мысль, 1988. – 240 с.
Барулин, В. С. Социальная философия / В. С. Барулин. – М.: Фаир-Пресс, 2002. – 560 с.
Барулин, В. С. Социально-философская антропология / В. С. Барулин. – М.: Академический проект, 2007. – 600 с.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / сост.: Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. – М.: Прогресс, 1990. – 495 с.
Гобозов, И. А. Смысл и направленность исторического процесса / И. А. Гобозов. – М.: Социопресс, 1997. – 234 с.
Горохов, В. Г. Основы философии техники и технических наук / В. Г. Горо- хов. – М.: Гардарики, 2007. – 336 с.
Гуревич, П. С. Философская антропология / П. С. Гуревич. – М.: Омега-Л, 2008. – 608 с.
Круть, И. В. Очерки истории представлений о взаимоотношении приро- ды и общества / И. В. Круть, И. М. Забелин. – М.: Наука, 1988. – 416 с.
Лось В. А. Устойчивое развитие: учебное пособие / В. А. Лось, А. Д. Урсул. – М.: Агар, 2000. – 252 с.
Моисеев, Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. – М.: Язык русской культуры, 2000. – 224 с.
Момджян, К. Х. Введение в социальную философию: учебное пособие / К. Х. Момджян. – М.: Высшая школа, 1997. – 448 с.
Проблема человека в западной философии / сост. П. С. Гуревич – М.: Прогресс, 1988. – 552 с.
Социальная философия: учебник / под ред. И. А. Гобозова. – М.: Изд. Савин С. А., 2003. – 528 с.
Степин, В. С. Философия науки и техники / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. – М.: Гардарики, 1999. – 400 с.
Феномен человека. Антология / сост. П. С. Гуревич. – М.: Высшая школа,1993. – 349 с.
Общественное сознание, культура, духовные ценности Банфи, А. Философия искусства / А. Банфи. – М.: Искусство, 1989. – 384 с.
Васильев, Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев. – М.: КДУ, 2004. – 704 с.
Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. – СПб.: СПбГУ, 1996. – 148 с.
Гулыга, А. В. Принципы эстетики / А. В. Гулыга. – М.: Политиздат, 1987. – 286 с.
Гуссейнов, А. А. Великие моралисты / А. А. Гуссейнов. – М.: Республика, 1995. – 352 с.
Дробницкий, О. Г. Моральная философия: избранные труды / О. Г. Дробницкий. – М.: Гардарики, 2002. – 523 с.
Межуев, В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры / В. М. Межуев. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 408 с.
Митрохин, Л. Н. Философия религии / Л. Н. Митрохин. – М.: Республика, 1993. – 416 с.
Михайлов, Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида / Ф. Т. Михайлов. – М.: Наука, 1990. – 222 с.
Соколов, Э. В. Культурология. Очерки теории культуры / Э. В. Соколов. – М.: Интерпракс, 1994. – 272 с.
Шрейдер, Ю. А. Этика. Введение в предмет / Ю. А. Шрейдер. – М.: Текст, 1998. – 272 с.
Интернет-ресурсы
www.alleg.ru/edu/philos1.htm ru.wikipedia.org/wiki/Философия
www.diplom-inet.ru/resursfilos
http://kursak.net/osnovy-filosofii-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnaya-rabota-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya/
Приложение 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет