Человек и исторический процесс. Личность и массы.

I. Источники саморазвития общества:

а) взаимодействие общества и природы (Шарль Луи Монтескье);

б) техника и процесс разделения труда в обществе (Теодор Адорно);

в) реализация религиозного или светского идеала (Арнольд Тойнби и Питирим Сорокин);

г) развитие производительных сил и производственных отношений (К.Маркс).

II. Движущие силы истории

  1. Объективные

а) природно-исторические закономерности;

б) географические условия;

в) космические влияния (планеты, звезды и т.д.);

г) влияние психосферы планеты (Тонкие Миры)

  1. Субъективные

а) выдающиеся исторические личности;

б) социальные группы и классы;

в) народные массы;

г) субъекты истории

III. Понятие личности и социализацииЛичность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

IV.Сферы проявления активности личности Активность личности проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении и формируется под воздействием среды и воспитания.

V. Теории о роли личности в истории

1. «Творческое меньшинство» и «инертное большинство» (А.Дж. Тойнби)

2. «К вопросу о роли личности в истории» 1898 (Плеханов)

История - это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим. На развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет человек.

Человек - это субъект исторической динамики, способный влиять на происходящие события посредством своей общественной деятельности.

Свобода и необходимость.

I. Понятие свободы в истории философии(свобода воли в средневековой философии) В каждую эпоху проблема свободы ставится и решается по-разному, нередко в противоположных смыслах, в зависимости от характера общественных отношений, от уровня развития производительных сил, от потребностей и исторических задач. Философия свободы человека была предметом исследования различных направлений: Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева.

II. Виды свободы ( экономическая, политическая, духовная, гносеологическя)

III. Ответственность

IV. Детерминация свободы человека ( объективные и субъективные причины)

V.Свобода и необходимость

1. Проблема соотношения свободы деятельности человека и необходимой обусловленности ее законами

Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве рассматривают свободу и необходимость как взаимоисключающие понятия и понимают свободу как самоопределение духа, как свободу воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению. Они полагают, что идея детерминизма, устанавливающая необходимость человеческих поступков, полностью снимает ответственность человека и делает невозможной нравственную оценку его действий. Ничем не ограниченная и безусловная свобода выступает единственной основой человеческой ответственности и этики. С.Ясперс в объяснении свободы допускает крайний субъективизм.

Сторонники механистического детерминизма отрицают свободу воли, мотивируя это тем, что действия и поступки человека во всех случаях определены внешними, не зависящими от него обстоятельствами.

Научное объяснение свободы и необходимости основано на признании их органической взаимосвязи. Спиноза определял свободу как осознанную необходимость.

Французский философ П. Гольбах отмечал: "во всех своих поступках человек подчиняется необходимости... его свобода воли есть химера". По Бюхнеру свобода - это свобода человека со связанными руками, свобода птицы в клетке.

В истории философии проблемы взаимосвязи свободы и необходимости существует 3 наиболее общих подхода:

- детерминизм (абсолютизирующий всевластье необходимости и, по сути, отрицающий свободу воли);

- индетерминизм (гипертрофирующий, напротив, автономию воли, противопоставленной необходимости);

- принцип единства, взаимообусловленности свободы и необходимости (Гегель).

Наши рекомендации