Диалектика как теория развития и метод познания.

Диалектика (греч. dialektiké) – введено Зеноном и Сократом – искусство выяснения истины в столкновении противоположных мнений.

Понятие диалектики в истории философии:

1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркие представители — Гераклит и досократики, Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель) – подчеркнула изменчивость всего сущего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное.

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель) - движущая сила всякого научного развертывания мысли.

3. Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Вазюлин В. А., Готт В. С.) построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении.

Представители: Гераклит, Гегель, Маркс

Виды диалектики:

объективная (диалектика развития природы и материальной основы общественной жизни).

субъективная (диалектика развития человеческого мышления), материалистическая и идеалистическая

Диалектическая концепция развития понимает источник развития как единство противоположностей, раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними.

Основные законы диалектики:

Сформулированы Гегелем:

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями; принятый принцип построения.

Энгельс:

Закон – это «форма всеобщности», т.к. он выражает общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода, класса.

1) Закон перехода количества в качество и качества в количество.

Суть: количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым качественным изменениям. Переход количества в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изменение качества.

Характеристики (категории) закона: качество, количество, мера, скачок, свойства и отношения.

Первая всеобщая сторона вещей – специфичность – будет обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью – количества.

Качество – внутренняя определенность вещи; специфичность, т.е. отлична от других вещей, в которые она может перейти. Вещь обладает одним качеством и многими свойствами.

Свойство – это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей. Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определенные практические отношения, опосредованные орудиями труда.

Отношение – связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь – качество – свойство – отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи.

Количество – внешняя специфическая определенность вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы.

Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой.

Мера – такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная определенность предмета. Единство качества и количества.

Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое.

Эволюция – постепенные количественные и качественные изменения.

2) Закон единства и борьбы противоположностей. (Энгельс, Гегель, Маркс)

Противоположность – форма различия, когда отдельные вещи начинают взаимоотрицать друг друга.

Борьба – активный характер противоречия.

Единство – отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон.

3) Закон отрицания отрицания – это закон противоречивого развертывания целостной сущности. (сформулирован Гегелем, Энгельс, Маркс)

Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого конечного.

Наши рекомендации