Глава 5 выход из замкнутого круга неудовлетворенности


Главными предпосылками к практике тантры, обычно называемыми основными принципами на пути к просветлению колесницы сутр, являются отречение, сердечная преданность боддхичитте и правильное видение пустоты. Для того чтобы подчеркнуть, что культивация этих трех состояний ума создает пространство, в котором может произойти тантрийская трансформация, мы .будем рассматривать эти три аспекта в главах, соответственно названных "Выход", "Открытие" и "Расстворение".

Начнем разговор с отречения, то есть выхода ума за пределы обычных, ограничивающих его.забот и проявления им интереса к осознанию своего безграничного, полностью освобожденного потенциала.


ЧТО ТАКОЕ ОТРЕЧЕНИЕ

Некоторые из предварительных методов создания особого пространства внутри нашего ума уже были упомянуты раньше. Так, эффективная практика тантры может осуществляться только в том случае, если мы разочаровались в привычней г гоне за чувственными наслаждениями и в стремлении удержать их. Мы должны глубоко, на уровне сердца осознать, что такое стремление отнюдь не приводит к ощущению удовлетворенности, но к боли и разочарованию. Если мы не сумеем увидеть, как привязанность к удовольствиям мешает нам вырваться из колеса повторяющихся разочарований (сансары), то в практике тантры мы будем совершать те же ошибки, что при обычном поиске счастья. Каждый раз, пережив блаженное состояние в результате практики, мы будем рассматривать его как нечто, обладающее самостоятельной реальностью и способное доставлять нам нескончаемую радость. Мы будем пытаться удержать это состояние, подобно пауку, набросившемуся на муху. Пытаться таким образом выжать удовольствие из жизни - это путь жестокого заблуждения, и до тех пор, пока мы не избавимся от такого подхода, нам никогда не удастся познать истинного удовлетворения, Если мы не освободимся от привычки цепляться за ощущения и явления, практика тантры будет невольно превращена нами в еще одно бессмысленное блуждание по замкнутому кругу.

Итак, прежде всего, нам нужно развить в себе некоторую способность к отречению. Поскольку отречение нередко путают с подверженным мною критике состоянием напуганного, всеотвергающего ума, я начну с описания того, чем отречение на самом деле не является.
Оказавшись в сложной ситуации, мы можем попросту сдаться, отойти от решения проблемы в сторону. Это можно назвать отречением, но не отречением от сансары. Или, скажем, из-за ссоры с другом мы переезжаем в другой город, чтобы избавить себя от дальнейших страданий. Это тоже не имеет отношения к истинному отречению. А может, мы вообще не можем больше выносить человеческое общество и убегаем от людей в леса (другими словами, в кусты) с криком: "Я отрекаюсь от суетности этой жизни!" Живя, подобно животным, без удобств и достижений цивилизации, мы, несомненно, от чего-то отрекаемся, но это по прежнему нельзя назвать истинным отречением.

Принято считать, что отречение связано с соблюдением религиозных норм: если, мол, мы будем изучать духовные учения и заниматься медитацией, то узнаем, что такое отречение. Но это не совсем так. Если кто-то начинает нас критиковать:

"Да ты просто увлекся какой-то восточной мурой!" и мы расстраиваемся, то это значит, что мы совсем не развили в себе дух отречения. Напротив, это .говорит о том, что мы держимся за свою религию так, как держались бы за любую вещь или явление. Другими словами, стремление удерживать вещи и явления привело к тому, что наша духовная практика превратилась в еще одну форму обычной привязанности.

Под развитием духа истинного отречения подразумевается то, что мы больше не стремимся обрести счастье через чувственные удовольствия; мы видим, что бессмысленно ожидать глубокого удовлетворения от ограниченного и преходящего явления. Ясное понимание этого момента очень важно. Отречение - это не то же самое, что отказ от удовольствий или бегство от счастья. Отречься - значит отказаться от беспочвенных ожиданий относительно обычных удовольствий. Именно эти ожидания являются фактором, превращающим удовольствие в боль. Я не боюсь еще раз повторить, что в удовольствии нет ничего дурного. Отказываться следует не от удовольствий, а от нашего подхода к ним - цепкого, полного преувеличений, искажающего реальность и омрачающего наш ум.

РАЗВИТИЕ ДУХА ОТРЕЧЕНИЯ

Тибетский термин, обычно переводимый как "отречение", на самом деле буквально означает "бесповоротный выход". Он указывает на исходящее из глубины сердца решение о непременном выходе из замкнутого круга бесконечно повторяющихся разочарований обычной жизни. Попросту ' говоря, отречение - это когда человек чувствует, что он по горло сыт постоянно возникающими проблемами, и его ощущения настолько сильны, что он готов отказаться от той или иной привязанности и приступить к поиску иного способа привнесения смысла и удовлетворенности в свою жизнь. Таким образом, культивация отречения, или стремления к "бесповоротному выходу", связана с отстранением от липучего чувства привязанности, удерживающего нас от достижения своего полнейшего человеческого потенциала. '
В жизни бывают определенные периоды (это будет обсуждаться подробнее в главе 10), когда наши чувства автоматически отключаются от воспринимаемых ими в обычном состоянии объектов реальности, и мы переживаем то, что можно назвать естественным отстранением или естественным отречением. В такие моменты нам уже не за что уцепиться и не к чему привязаться. В этом состоянии даже наиболее привлекательный для чувственного восприятия объект перестает нас притягивать и оказывается не в силах отвлечь наш ум от трансцендентного созерцания. Но, как правило, когда дело касается объектов наших переживаний, мы очень далеки от состояния отстраненности. Нас не, перестает манить и завораживать нескончаемый поток чувственных впечатлений. Мы все время находимся в поиске новых, не похожих на предыдущие ощущений - чего-то такого, что бы вызвало у нас интерес и волнение. Если у нас есть машина, нам этого мало: мы хотим две. А когда у нас уже есть две машины, этого тоже оказывается недостаточно: нам нужен катер. А потом и этот катер нас уже не устраивает: мы хотим другой, побольше. И так может продолжаться до бесконечности. Это и есть состояние неудовлетворенности - полной противоположности истинному отречению, или выходу сознания из замкнутого круга недовольства.

Каким-то образом нам нужно научиться быть естественными, а точнее, быть естественно не привязанными к материальным ценностям, свободными от желания получать сегодня то, а завтра это. Я говорю это не потому, что как отсталый тибетец не могу не позавидовать зажиточным жителям Запада. Я также не хочу сказать, что вы плохие люди, потому что живете в достатке, в то время как другие испытывают нужду. Я просто пытаюсь дать ответ на вопрос, почему мы испытываем чувство неудовлетворенности.

Мы всегда умеем найти какую-то внешнюю причину, на которую можно было бы списать его. "Мало этого, не хватает того". Но эта причина никогда не будет истинной подоплекой нашего беспокойства и разочарований. Нам не хватает чего-то внутри нас самих, и это надо признать. Удовлетворение не зависит от материальных объектов; это нечто такое, что происходит от простоты ..внутренней простоты.

Когда я говорю об отстраненности, то я имею в виду непритязательность в отношении к жизни. Отстраненность не означает отказ от всего, что нас - окружает. Это значит, что мы просто должны ослабить хватку и чувствовать себя более расслабленно. В мире очень много приятных вещей, но пока мы напряжены, пока со страхом держимся за свои деньги и имущество, все это будет приносить нам все больше и больше несчастий. Если мы не умеем расслабиться и довольствоваться тем, что у нас есть, не умеем ценить естественную красоту своего окружения, не ощущаем в себе простоты, то даже владея всеми богатствами мира, мы будем чувствовать себя глубоко несчастными.

Что касается отречения, то это совсем не значит, что мы должны отказаться от своих удовольствий. Далеко не значит! Вся философия буддизма в целом и тантры в частности заключается в том, что мы, являясь человеческими существами с практически безграничным потенциалом, должны ставить себе целью достижение высочайшей степени удовольствия. Истинное отречение основывается не на чем ином, как на осознании того, что наши обычные удовольствия второсортны. Они ничтожны по сравнению с исключительным, несравненным блаженством, переживаемым при пробуждении спящих внутри нас энергий и достижении своего высочайшего внутреннего потенциала.

И дело не только в том, что эти обычные удовольствия второсортны. Уже одно то, как мы за них цепляемся, не дает нам испытать высшего счастья полной самореализации. Наш подход - это когда мы хватаем и выжимаем до последней капли то, что попадается нам под руку - это наркотик, омрачающий нашу природную ясность ума. Нас все больше и больше затягивает мир внешних явлений. Мы все больше удаляемся от своей истинной природы. Развить дух отречения - это значит понять, как обычная зависимость от удовольствий препятствует нам в духовном прогрессе, не давая вкусить возвышенного счастья.

При правильном развитии духа отречения мы позволяем себе отойти в сторону от привычной, невольной и стесняющей нас зависимости от чувственных наслаждений. И чем лучше мы понимаем, что эти удовольствия не в состоянии дать нам постоянного ощущения счастья, которого мы так жаждем, тем менее непререкаемыми и более реалистичными становятся наши притязания. Вместо того чтобы испытывать напряжение (как от жажды удовольствия, так и от виноватого отказа от него), мы чувствуем себя более расслабленно и непринужденно. Нас перестают особо пугать неблагоприятные обстоятельства. А когда мы испытываем нечто приятное, у нас это не вызывает дискомфорта: мы просто принимаем радость такой, какова она есть, не требуя большего. Мы можем чувствовать себя расслаблено не только потому, что осознаем преходящий характер всех удовольствий, на и потому, что наш взгляд устремлен на более возвышенную цель - на иную, высшую степень удовольствия, связанную с достижением заложенного в нас потенциала. Имея перед собой такую трансцендентную цель, мы не перевозбуждаемся от испытываемых нами мимолетных удовольствий и не теряем присутствия духа, когда дела начинают идти плохо. Другими словами, вместо того чтобы искать прибежища в объектах чувственного восприятия и пытаться таким образом положить конец своей неудовлетворенности, мы должны опираться на свой собственный внутренний потенциал.

ОТКАЗ ОТ ЛОЖНОГО ПРИБЕЖИЩА

Фраза "принять прибежище" позаимствована из традиционного контекста. Это часто повторяемое буддистами провозглашение веры в учителей, учения и духовное сообщество: "Я принимаю прибежище в буддах, я принимаю прибежище в дхарме, я принимаю прибежище в сангхе" - служит напоминанием о том, что, как правило, мы ищем прибежища в сиюминутных и мимолетных удовольствиях. Причем делаем это с постоянством, почти религиозным рвением и убежденностью. К примеру, в один из дней мы думаем: "У меня депрессия. Поеду-ка я отдохнуть на побережье". Мы отправляемся на океан, прыгаем в воду, плещемся, как рыба, а затем ложимся поджариться на солнце. Когда это занятие нам наскучит, мы думаем:
"А теперь я проголодался. Где-то тут лоток с закусками?" Мы набиваем себе живот в надежде найти утешение в уничтожаемых нами мороженом, кукурузе, кока-коле, шоколаде. Мы принимаем прибежище в этих вещах, надеясь что они избавят нас от депрессии и скуки, но в результате лишь обгораем на солнце и прибавляем в весе.
Когда в буддийской традиции говорят о принятии прибежища, этим подчеркивается важность отказа от отчаянного, ни к чему не приводящего поиска удовольствия. Принятие истинного прибежища связано с переменой образа мышления, вызванного осознанием полной никчемности всего преходящего, к чему мы обычно испытываем влечение. Когда мы ясно видим никчемность вещей, в погоне за которыми проходит наша жизнь, то обусловленная неверными взглядами жажда этих вещей автоматически уменьшается, а сила, заставляющая их удерживать, постепенно ослабевает. Нас перестает бросать из одной крайности в другую по капризу переменчивой судьбы, и мы обретаем необходимое пространство для того, чтобы приступить к освоению своего внутреннего потенциала.


Глава 6 ОТКРЫТИЕ СЕРДЦА. ЭГОИЗМ ИЛИ ПОСВЯЩЕНИЕ СЕБЯ ДРУГИМ


До сих пор мы описывали духовный путь с точки зрения раскрытия собственного потенциала. Когда мы понимаем, что привычный способ отношения к объектам желаний не позволяет нам вырваться из круговорота постоянной неудовлетворенности, наше стремление привести в движение более глубокий уровень своего существа начинает возрастать. Наша цель - познать состояние покоя и счастья, которое было бы постоянно и надежно, не зависело бы от смены обстоятельств и не было бы подвластно течению времени. Но даже такое возвышенное стремление освободиться из приносящего нам разочарования цикла желаний и неудовлетворенности по-прежнему несет в себе черты незавершенности. Почему? Да потому, что оно главным образом связано с заботой только о собственном благополучии.
Возможно, что прежде наши желания ограничивались обладанием объектами чувственного восприятия, но теперь - по развитии некоторого духа отречения - они стали направлены на осуществление нашего глубинного потенциала. Однако акцент остается прежним: "Хочу это, не хочу то".

Ограниченная озабоченность своим собственным благополучием делает для нас невозможным осуществление огромного потенциала нашего человеческого ума и сердца. Эта эгоистичная озабоченность выражается в том, что мы дорожим благополучием всего лишь одного существа - себя самих, - ставя его превыше благополучия бесчисленных существ, делящих с нами проблемы жизни. Этот в крайней степени ограниченный взгляд неизбежно заставляет наше сердце закрыться. И после этого мы - пусть даже подсознательно - начинаем считать себя пупом земли. Проблемы других нас уже не заботят.

До тех пор пока мы будем концентрировать свое внимание исключительно на собственном счастье - будь оно временным или постоянным, - нам никогда не удастся пережить опыт неизмеримости истинно открытого сердца. Единственный путь к достижению полного просветления - это путь освобождения себя от ограничений такого узкого подхода, ограничений, связанных с самообожанием. В учениях всех достигших высокой степени духовного развития личностей - учителей прошлого - ясно говорится о том, что такая ограничивающая привычка к самообожанию приносит нам лишь духовное удушье. Если мы действительно стремимся к осуществлению своего высшего потенциала - или даже если мы просто хотим достичь некоторой степени удовлетворения своей повседневной жизнью, - то нам следует преодолеть это самообожание и как можно более полно посвятить себя служению на благо других. Это единственный путь к полному раскрытию сердца. Единственный путь к обретению опыта бесконечного счастья.

Бодхичитта - посвящение себя служению на благо других - означает, что, создав внутри себя определенную атмосферу позитивной энергии, мы становимся исполнены решимости разделить свое счастье с другими. Согласно буддийской психологии, мы никогда не достигнем состояния полного удовлетворения, не владея подходом настойчивой бодхичитты. Вместо этого, мы по-прежнему будем испытывать скуку и одиночество. Как пишет Панчен Лама в своем труде по тантризму, носящем название "Подношение духовному мастеру": "Самообожание является причиной всех несчастий и неудовлетворенности, в то время как отношение ко всем живым существам, по сути своей подобным вашей родной матери, как к чему-то более дорогому вашему сердцу, чем вы сами, - основой для всех осознании и знания. Поэтому, да удостоюсь я вдохновения сменить свое самообожание на заботу обо всех остальных". Это не какая-то сложная философская теория, а очень простое утверждение. Чтобы увидеть, является ли .самообожание причиной нашей растерянности и разочарований, нам нужно просто взглянуть на свой жизненный опыт.

Продолжая мысль, Панчен Лама предлагает нам обратить пристальное внимание на то, как Будда Шакьямуни распорядился своей жизнью. Полностью отказавшись от привязанности к самому себе, он посвятил себя целиком служению другим. В результате этого он обрел непревзойденное блаженство полного просветления. А теперь посмотрим на самих себя. Мы одержимы собой, собой и только собой, и в результате мы приобрели непрекращающиеся страдания и разочарования. Это очень простое, прямолинейное сравнение, и нам не нужно полагаться на авторитет Панчена Ламы или кого-либо еще, чтобы усмотреть в нем истину. Все требующиеся нам доказательства присутствуют в нашей собственной жизни и жизни других людей. Тщательно проверьте, и станет ясно, что ограниченный эгоизм всегда ведет к разочарованиям, в то время как открытое сердце бодхичитты, посвящение себя другим приносит счастье и ощущение благополучия.


Наши рекомендации