Глава 3 удовольствие, разочарование и самореализация. тантра и получение удовольствия
Роль тантры заключается в трансформации всех удовольствий в трансцендентный опыт ясного, глубокого осознания. Вместо того чтобы выступать за отказ от мирских наслаждений, как это принято во многих других традициях, тантра акцентирует внимание на том, что для человека гораздо более эффективен путь наслаждения жизнью, когда порожденная удовольствиями энергия направляется на быстрое и действенное достижение самореализации и просветления. Это наиболее искусный способ использования нашего драгоценного человеческого потенциала.
Через методы глубинной трансформации тантра наглядно показывает, что мы, человеческие существа, обладаем способностью наслаждаться блаженным состоянием безграничного счастья, в то же время оставаясь свободными от заблуждения, обычно омрачающего стремление к удовольствию. Вопреки мнению некоторых людей, в наслаждении жизнью и получении удовольствия нет ничего дурного. Что в действительности неправильно, так это то внутреннее смятение, с которым мы ищем и пытаемся продлить удовольствия, превращая их из источника счастья в источник боли и неудовлетворенности. Таким образом, если бы нам удалось освободиться от привычного стремления удержать удовольствие, то мы бы могли наслаждаться жизнью сколько душе угодно и без каких-либо трудностей, которыми, как правило, сопровождается обычный, обусловленный нашими внутренними установками поиск удовольствий.
При правильном понимании идеи трансформации все, что мы делаем двадцать четыре часа в сутки, может приблизить нас к нашей цели, а именно к постижению идеи целостности бытия и самореализации. Любое наше действие - ходьба, прием пищи и даже освобождение организма от продуктов жизнедеятельности! - может стать частью нашего духовного пути. Даже сон, который, как правило, проходит во мраке неосознанности или в хаосе сновидений, может быть превращен в опыт соприкосновения с ясным светом реальности и восприятия утонченной, все пронизывающей мудрости.
Возможно, все это может показаться нереальным. Разумеется, в других, более постепенных духовных методиках - в том числе и тех, что относятся к буддийскому пути сутры, - подчеркивается, что желание, зависть и другие заблуждения, присущие нашей повседневной жизни, нечисты по своей сути и к ним нужно относиться, как к яду. Нам постоянно напоминают об оказываемом ими губительном воздействии, призывая, насколько это возможно, избегать их влияния. Но, как уже отмечалось, у тантры иной подход. Несмотря на то что, согласно ей, заблуждения (такие/как привязанность к своим желаниям) являются источником неудовлетворенности и страданий, и по сему их необходимо преодолеть, тантра также учит искусным способам использования энергии этих заблуждений, с тем чтобы углубить нашу степень осознания и ускорить духовный прогресс. Обладая необходимым навыком и опытом, можно, как известно, собирать ядовитые растения и использовать их как мощное лекарственное средство. Так и здесь: хорошо осведомленный и искусный практик тантры может обратить энергию желаний, и даже гнева, на достижение полезной цели. Нет никаких сомнений в том, что это возможно.
ОБРАЗЫ ЦЕЛОСТНОСТИ
Тантра учит нас не только тому, как извлекать пользу из обычных приятных переживаний. Она также показывает нам, как развить в себе более глубокое, интенсивное и в конечном итоге приносящее большее удовлетворение ощущение блаженства, чем то, которое обычно доступно через физические органы чувств.
В настоящее время мы ищем удовольствия, как правило, не внутри себя; наше внимание направлено на внешние объекты наших желаний. Когда мы не можем найти или удержать эти желанные объекты, то испытываем жестокое разочарование , и чувствуем себя глубоко несчастными. К примеру, многие из нас заняты поиском мужчины или женщины своей мечты - кого-то, кто станет для нас источником безграничной радости и счастья. Однако, сколько бы новых друзей и подружек ни прибавлялось в нашей коллекции, эти мечты остаются всего лишь мечтами.
Мы не понимаем одного: внутри каждого из нас . скрывается неиссякаемый источник как мужской, . так и женской энергии. Многие наши проблемы возникают именно потому, что мы либо не знаем: о своем внутреннем потенциале, либо стараемся, его подавить. Мужчины пытаются скрыть свою женскую сущность, а женщины опасаются проявления мужской энергии. И в результате этого мы чувствуем себя отрезанными от нечто такого, в чем испытываем острую необходимость. Мы не чувствуем в себе целостности и поэтому с надеждой обращаемся к другим людям, пытаясь отыскать в них те качества, которых нам не хватает
- для ощущения внутренней полноты, завершенности. Это приводит к тому, что на нашем поведении в значительной мере сказываются неуверенность в собственных силах и собственничество. В действительности, все мировые проблемы, начиная от состояния тревоги конкретной личности и кончая войнами между нациями, берут свое начало в этом
ощущении отсутствия целостности.
В случае необходимости великие йоги и йогини могут провести годы в полном уединении, не испытывая при этом чувства одиночества. Мы же чувствуем себя страшно одинокими, когда расстаемся с другом или подругой всего лишь на один день! Почему же между нами и йогинами существует такая огромная разница? Это связано с нашей внутренней мужской и женской энергией. До тех пор, пока эти два вида энергии будут отчуждены друг от друга и несбалансированы, мы будем отчаянно нуждаться в обществе других людей и не сможем достичь чувства удовлетворенности. Однако если бы наши внутренние мандалы мужской и женской энергии были завершены, то тогда бы мы уже никогда не испытали боль одиночества.
Тантра предлагает человеку действенные методы, с помощью которых он может войти в контакт со своей изначальной целостностью. Тантрийское искусство изобилует мощными символами единства и завершенности, характеризующими наш полностью осуществленный потенциал. Изображение мужского и женского божеств, слившихся в любовном объятии (рассматриваемое некоторыми ранними толкователями тибетского буддизма как признак дегенерации) на самом деле на символическом уровне обозначает внутреннее единство присущей нам мужской и женской энергии. В более глубоком смысле это объятие символизирует цель высших тантрийских практик: зарождение и развитие состояния ума, для которого характерны утонченность восприятия и ощущение блаженства; при этом сама природа данного опыта обусловливает создание им условий для постижения природы абсолютной реальности и освобождения человека от всех заблуждений и страданий. На этом уровне мужская фигура символизирует переживание безграничного блаженства, в то время как женская - мудрость недвойственности. Таким образом их союз не имеет ни малейшего отношения к удовлетворению чувственных потребностей, а указывает на полностью интегрированное состояние благодатной мудрости, несоизмеримо превосходящее и выходящее за пределы обычных желаний чувственного характера.
Для тех, кто уже созрел для восприятия подобной информации, может оказаться достаточно одного лишь взгляда на такой образ, чтобы в них начался процесс воссоединения мужского и женского начал, присущих человеческой природе. Однако для того чтобы такая связь восстановилась, необходимо пресечь влияние чересчур ориентированное на интеллектуальное, понятийное освоение реальности ума. Именно такого рода стремление к концептуализации в значительной мере обусловливает наше чувство отчуждения от внутренней реальности. И это является одной из причин, почему символы и образы - такие, как те, что используются в тантрийском искусстве и визуализации, - при знакомстве с составляющей суть нашего человеческого существа природой могут оказаться намного более эффективными, чем слова.
ЧЕТЫРЕ КЛАССА ТАНТРЫ
Существует четыре класса, или четыре вида буддийской тантры, известны соответственно как тантра действия, тантра исполнения, тантра йоги и тантра высшей йоги. Каждый класс предназначен для определенного типа личности практикующего, и отличие одного класса от другого заключается в степени интенсивности энергии желаний, затрачиваемой практикующим на продвижение по духовному пути в соответствии с уровнем его умения. Традиционно эти четыре уровня дарующей блаженство энергии иллюстрируются с помощью примеров, связанных со степенью возрастания уровня сексуальной активности. Таким образом указывается на то, что низший уровень тантры практикует тот, кто способен использовать и трансформировать блаженную энергию, возникающую при одном лишь взгляде на привлекательного партнера. На втором уровне трансформируется энергия, рождающаяся при обмене улыбками и радостном смехе с партнером. На третьем уровне используется энергия, возникающая, когда партнеры берутся за руки, в то время как на уровне высшей йоги тантры опытный практикующий уже обладает достаточным умением для того, чтобы использовать на духовном пути энергию желаний, порожденную непосредственно сексуальным союзом. Такой насыщенный образный ряд дает нам представление о постоянно увеличивающемся диапазоне энергии, которая может быть направлена на достижение определенной цели и трансформирована через практику тантры.
Но практический подход заключается в следу ющем: как заставить техники тантрийской трансформации работать в каждом индивидуальном случае? Очень легко рассуждать о теории и практике тантры вообще, об использовании желания в качестве средства достижения просветления, но рассуждения не принесут нам реальной пользы. То, что для нас действительно важно, так это путем тщательного исследования собственных возможностей и прошлого опыта определить, как мы используем энергию желаний в настоящий момент. Мы должны задать себе вопрос: в каких количествах мы можем "выдерживать" чувственные удовольствия? Несмотря на то что тантрийская практика действительно может в конечном итоге привести к возникновению утонченного и способствующего глубокому постижению реальности состояния сознания, которое исполнено ни с чем не сравнимого блаженства, это вовсе не значит, что мы должны потакать всем своим желаниям только лишь потому, что они тоже могут доставить нам какое-то удовольствие. Мы должны быть честными с самими собой в отношении существующих в нас ограничений и реально смотреть на имеющиеся на данный момент способности, если хотим, 'чтобы наша практика тантры когда-либо привела нас к каким-либо значительным результатам.
Одним из самых серьезных препятствий на пути истинного духовного развития является самонадеянность. Особую опасность она представляет . для практики тантры. Нам может показаться, что, поскольку тантру представляют как путь использования энергии желаний, то достаточно просто потворствовать им или добавлять к уже существующим все новые и новые, - и мы ступим на путь истинной практики тантры. У некоторых людей подход именно таков, но он абсолютно неверен. Никогда не следует забывать о том, что если бы безоглядное потакание своим желаниям было равнозначно практике тантры, то мы бы уже давно стали тантрийскими йогами и йогинями, достигшими высокой степени развития! Несмотря на то что наша жизнь всегда была насыщена самыми разнообразными желаниями, единственное, что мы пока имеем, - это все более усугубляющееся чувство неудовлетворенности.
Но почему же дело обстоит именно так? Что именно заключается в наших желаниях, что неизменно приводит нас к разочарованиям и ощущению безысходности? Если мы не сможем с этим разобраться, то все наши разговоры о желании как о пути к просветлению останутся не более чем пустым звуком.
ЖЕЛАНИЕ И ИСКАЖЕНИЕ
Очень важно понять, что желания бывают разных видов. Желание, которое мы обычно испытываем по отношению к привлекательному предмету, искажает наше восприятие этого предмета. Очевидным примером тому может служить сексуальное влечение. Рассмотрим только один аспект такого искажения: возьмем случай, когда мужчина, безумно увлекся какой-то женщиной (или, если уж на то пошло, когда человек как таковой воспылал к кому-то страстью). Даже если эту женщину действительно можно назвать привлекательной особой, мужчина, ослепленный своим желанием, преувеличивает ее красоту во сто крат, доходя до абсурда. И чем более он одержим своим желанием, тем нереалистичнее в его глазах становится ее образ. В конце концов этот образ вообще перестает иметь что-либо общее с реальностью. Так что, вместо того чтобы чувствовать влечение к самой женщине, мужчина теряет голову от созданного им самим образа, мысленной проекции.
Такая тенденция к преувеличению и созданию проекций не ограничивается рамками той или иной культурной традиции; это универсальный, повсеместно встречающийся феномен. Когда два человека смотрят друг на друга глазами, полными чрезмерного, избыточного желания, каждый из них выдумывает о другом какую-то небылицу. "О, какая красота! И ни малейшего изъяна - как снаружи, так и внутри". Они создают идеальный миф. Безудержное влечение и желание приводят к тому, что каждый из них становится слеп к несовершенству другого, преувеличивая его положительные качества до неузнаваемости. Такое преувеличение - это всего лишь предвзятая интерпретация, проекция сознания, одержимого желанием.
В большей или меньшей степени тенденция к преувеличению характерна для всех обычных желаний человека. Преувеличивая красоту или ценность какого-либо привлекающего нас предмета, мы перестаем видеть то, что существует на самом деле. К примеру, мы забываем, что объект наших желаний - будь то человек или вещь – постоянно меняется, так же как и мы сами. Мы ведем себя, как будто он будет существовать вечно, оставаясь таким же красивым и желанным - источником нашей нескончаемой радости и удовлетворения. Такая концепция неизменности, разумеется, совершенно оторвана от реальности. Цепляясь за нее, мы обрекаем себя не на что иное, как на жестокие разочарования.
Очень важно также понимать, что привычка проецировать ложное представление о неизменности на то, что мы находим привлекательным, не относится к сфере сознательной деятельности. Когда нас спрашивают: "Думаешь ли ты, что твой молодой человек (девушка, новая машина, да что угодно!) будет жить вечно и останется таким же красивым?", мы тут же отвечаем: "Конечно же нет!" Мы слишком хорошо знакомы с факторами изменения, разрушения, старения и смерти, чтобы дать иной ответ. Но у большинства из нас это понимание происходит только на уровне разума. Это лишь идея, усвоенная нашим мозгом, но не откровение, принятое сердцем. Если мы проверим свое отношение к объекту желания на глубинном уровне, на уровне сердца, то увидим все то же стремление к неизменности, по своей сути не затронутое каким-либо интеллектуальным осознанием процесса перемен. Обратите внимание, как начинает трепетать в радостном предвкушении наше сердце, когда мы в очередной раз попадаемся в сети желания „ страстного влечения к кому-то или чему-то. Разве бы мы испытывали такое сильное волнение, если бы не держались за свои далекие от реальности надежды?
Не поймите меня неправильно. Я не стараюсь быть чрезмерно критичным, утверждая, что все наши убеждения поверхностны, а эмоциональные реакции порочны. Я просто стараюсь исследовать ситуацию, которую, люди повсеместно переживают на собственном опыте: а именно то, что, несмотря на направленность наших желаний на достижение счастья, мы тем не менее продолжаем испытывать чувство неисполненности и неудовлетворенности. И если мы не понимаем лежащих в основе этого причин, то любые попытки использовать желания для достижения совершенного счастья, духовной самореализации обречены на провал.