Философия права в 20-м веке. Общая характеристика. Основные направления.
Этот период в истории философии права преимущественно представлен западноевропейской философско-правовой мыслью.
Философия права развивалась в русле основных философских парадигм того времени – неопозитивизма, неокантианства, экзистенциализма, неогегельянства, феноменологии, философии психоанализа и др.
Правовой позитивизм в значительной степени получает подпитку со стороны общефилософского позитивизма. Это выражается в том, что в общефилософском позитивизме правовой позитивизм получил мировоззренческо-методологическое обоснование.
Проявляется это, прежде всего, в попытках применить тезис О. Конта «каждая наука сама себе философия» к юриспруденции. Отсюда стремление подменить философию права общей теорией права. Исходя, из этого некоторые общие юридические концепции называются философией права, а философско-правовые идеи необоснованно включаются в предмет юриспруденции. С позитивистских позиций исследовали правовую реальность юристы В. Кубеш, К. Бринкман, Г. Хенкель, Г. Харт, Г. Кельзен.
Так, Ганс Кельзен (1881- 1973) рассматривал философию права как нормативную науку, описывающую и исследующую право как совокупность норм, регулирующих и определяющих поведение. Право устанавливает принудительный порядок, поддерживаемый государственной властью[33].
В своей «чистой теории права» Г. Кельзен стремится рассмотреть универсальные моменты права (позитивного права), исключив из него случайные, и такие исторические элементы, как идеалы справедливости или социальные условия. В значительной мере Г. Кельзен определяет природу права с помощью разграничения мира сущего и мира должного. По его мнению, природа права относится исключительно к миру должного[34].
Г. Харт (1907-1993) определяет право через понятие «признание» как идею согласия большинства. Право он связывает не с обязанностью или абсолютной необходимостью, а со свободным волеизъявлением. Г. Харт предлагает такую точку зрения на правовую реальность, которая связана, прежде всего, с правилами «признания» или легитимации власти. Харт провозгласил, что он отказывается от точки зрения, согласно которой основанием правовой системы является привычка подчиняться юридически неограниченному суверену и заменяет её концепцией высшего правила признания, которая придает системе правил критерий действительности.
Г. Харт определяет право как союз первичных правил исполнения обязанностей и вторичных правил признания, изменений и правосудия.
В двадцатом веке появились и другие концепции, которые осмысливали правовую реальность с других, антипозитивистских, концепций.
Одной из важнейших концепций естественного права, возникшей в контексте мировой философии права XX столетия – неокантианское правопонимание.
Крупными теоретиками неокантианства, оказавшими влияние на развитие философско-правовой мысли, были Р. Штаммлер, Г. Радбрух, К. Кюль, А. Оллеро, О. Хеффе.
Так, немецкий юрист Рудольф Штаммлер (1856-1938) доказывал первичность права по отношению к реальности как должного по отношению к сущему. У Штаммлера вся человеческая жизнь конструируется с помощью права, понимаемого как априорное знание, а развитие общества осуществляется в результате частичных изменений права. Для него не юридические формы сообразуются с социальной жизнью, а наоборот, социальная жизнь «подстраивается» под юридическую форму.
Развернутые представления о праве на основе идей Канта Штаммлер излагает в работах «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории», «Учение о правильном праве», «Теория юриспруденции»
В трудах Г. Радбруха (1878-1949) « Введение в науку права» и «Философия права» утверждается, что право может быть понято только исходя из априорной идеи – некоего идеала, определяющего цели человека.
Именно она определяет цель права. Априорная идея права в своем внутреннем содержании синтезирует три основных элемента ценностного характера: справедливость, определенность цели и правовую стабильность.
Антипозитивистскую направленность имела и другая философско-правовая концепция – неогегельянство. У его истоков стояли английские философы Фрэнсш Герберт Брэдли и Робин Джордж Коллингвуд, американец Джосайя Ройс, итальянцы Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле.
В частности, плодотворно и тщательно исследовал правовые идеи Г. Гегеля Б. Кроче (1866-1952).Он назвал свою правовую концепцию «религией свободы». По его утверждению, свобода – высший закон человеческой истории и бытия.
Б. Кроче доказывал независимость свободы от любых реальных условий. Для него свобода личности – это выражение свободы духа. Поэтому государство не может быть тоталитарным, оно призвано реализовать свободу как высший закон человеческого бытия.
Дж. Джентиле (1875-1944) утверждал, что подлинная свобода возможна лишь в тоталитарном государстве, которая якобы наиболее полно реализует нравственный категорический императив. Понятно, что многие философско-правовые идеи Дж. Джентиле были с одобрением восприняты итальянскими и немецкими фашистами.
Идея «расового права», «народной правовой мысли», «гражданина рейха» разрабатывал немецкий правовед К. Ларенц (1910-1949). Он утверждал, что только в условиях нацистской Германии стала понятна «нравственная тотальность» гегелевского учения о государстве и праве. В идее рейха уничтожена противоположность между народом и государством, ибо фашистское государство не только «аппарат», но и «жизненная форма». Более того, он создал иерархию правоспособности населения в зависимости от «чистоты крови» - от полноправного гражданина рейха, «истинного арийца», до бесправного «расового врага».
В XX веке происходит гуманизация философии права. Свое развитие она получила в экзистенциализме. С философией Мартина Хайдеггера (1889-1976), Карла Ясперса (1883-1969), Жана Поля Сартра (1905-1980) связано появление философско-правовой концепции, именуемой экзистенциальное право. Суть её заключается в обосновании того, что человек в критических, пограничных ситуациях не только оказывается перед выбором варианта поведения, но и принимает жизненно значимое, кардинальное решение (так называемое экзистенциальное право в данной ситуации). Звеном, связывающим сознание человека и ситуацию, по мнению Ж.П. Сартра, является восприятие, постигающее смысл конкретного явления. Причем смысл этому явлению придает не только ситуация, но и внешний мир. Благодаря постижению смысла внешняя реальность субъективизируется человеком.
На философию права, как и на многие другие теории, большое внимание оказала философия психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939). Как известно, его учение основано на идее доминирующей роли в человеческой жизни бессознательного, прежде всего, бессознательных импульсов сексуального характера. Сублимация сексуальной энергии лежит, согласно Фрейду, в основе социокультурной деятельности человека. Среди социобразующих факторов первостепенное место занимает право, которое позволяет формировать механизмы экономического, политического и духовного господства и подавления. Что способствует возникновению не только неврозов, но и асоциального поведения, преступлений.
Мишель Фуко (1926-1984), интерпретировал философско-правовые вопросы, исходя из теории психоанализа и структурализма.
Философско-правовой структуралистский неофрейдизм Фуко со всей очевидностью проявился в его исследовании проблемы «права на жизнь и на смерть», изложенном в книге «Воля к истине». В частности, он подметил, что , согласно римскому праву, отец распоряжался жизнью своих детей по принципу: «я дал детям жизнь, я всегда в праве ее у них отнять», позднее это право модифицируется, переходя, так сказать, в компетенцию суверена. Право суверена, называемое М. Фуко «асимметричным», мыслится как безусловное, абсолютное, но осуществляемое лишь в случае возникновения угрозы.
Смертную казнь Фуко характеризует как «предел, позор и противоречие» для власти. Нормальное общество, по его мнению, все же апеллирует, прежде всего, к жизни, а не к смерти.
Философия права, зародившись как философское осмысление правовых аспектов жизнедеятельности общества, в XX веке стала самостоятельной научной дисциплиной. Ведущей для философии права XX столетия является концепция справедливости, отличающаяся очень сложной идейно-философской структурой. В ней переплетены идеи неокантианства, естественно-правовые идеи прошлого и современности, этика ценностей, позитивистские идеи, идеи экзистенциализма, либерально-демократические идеи и др. Справедливость постулируется в качестве главной правовой ценности и высшего принципа человеческого бытия.