О трех человеческих принципах
Человек происходит из телесного и идеального миров одновременно. Сила принципа Разума формирует Материю, которую пропускают через Вселенскую Душу, которая, в свою очередь, реализует ее в отдельной Душе. Душа сосуществует вместе с телом, но связана с ним лишь принципом Разума. Поэтому при нарушении единства тела мы также реагируем на это.
У человека есть три принципа жизнедеятельности: это растительный, чувственный и разумный принципы. Растительный принцип диктует человеку образ жизни, направленный на удовлетворение телесных потребностей. Человек, который полностью следует такому роду потребностей, сходен с животным. Сущность, в которой возникают эти желания, не есть само желание, а сила, которая, соединяясь с происходящим от объекта желания активным проявлением, делает желание полноценной вещью. Эта сущность располагается в сердце и из сердца проецируется на Природу – эйдос тела, которая сама не создает желаний, но желает подобно матери, которая, стараясь дать своему ребенку все, чего он хочет, сама, непроизвольно, начинает желать того же.
Вторым принципом является чувственный принцип, который выражается в потребности человека, всюду следовать своим чувствам, страстям. Страсть не только связана с материальными нуждами, но отчасти является реакцией души на внешнее зло, страсть является борцом с обнаруженным злом, вызванным мыслящим аспектом души. Этот аспект души вызывает в теле усиленное движение крови и желчи и человек, мстит окружающей среде, за нанесенное ему зло.[10]
Последним принципом души является разумный принцип, который, исходит из самой души и выражает его стремление к Единому. Органом восприятия этой потребности души является мозг. Следуя этому принципу, человек всегда действует рассудительно, а также понимает мироздание и стремится к Единому.
Относительно этих принципов жизнедеятельности сформированы возможности тела относительно всего мироздания. Человек воспринимает чувственный, умопостигаемый и телесный миры одновременно, потому что душа продукт Духа, а тело продукт Материи и Души. Человек делает выбор в пользу одного из этих трех направлений каждую секунду своей жизни, и он один определяет этот вектор.
«…самим образом нашей жизни мы определяем, что будет повелевать нами».[11]
О целом
Так как чувственный мир является основой жизнедеятельности Души, то Всемирная душа пребывает в постоянном движении. Чувство любви к Единому является основой этого движения. Любовь это отражение объекта любви, любящим, поэтому Душа продуцирует образ Единого на вещество чувственного мира – материю.
Преобразуя материю, Душа формирует телесный мир, как образ Единого. Поэтому мир телесный обладает целостностью и в основе его разнородности лежит однородность. Также, в основе всякого движения частей мира должна лежать одна основа, которая проявляется в некоторой закономерности и согласности с Единым. Основной Принцип Плотин обозначает как Принцип Разума, а телесный мир, как одно целое Плотин называет целым.[12]
Душа присутствует в целом, как нечто несоразмерное ему. Плотин сравнивает целое с сетью, брошенной в море, которая под действием постоянного движения воды растягивается и сжимается, но деформируется лишь до определенного момента.[13]
Отношение человеку к целому, должно быть снисходительным. В сочинении Плотина «Против гностиков», Плотин заостряет внимание на неправильном отношении человека к целому, как к проявлению Материи. Плотин показывает, что Единое также проявляется в отдельных частях целого: оно проявляется как в органолептических характеристиках отдельных частей, так и в их соответствии последних с Принципом Разума.[14]
«…если прислушаться, то можно услышать, как мир кричит…я создан Богом; Бог создал меня совершенней других форм жизни; я способен выполнить поставленную предо мной задачу, у меня есть все, что мне нужно; ибо во мне живет все, то есть все растения и все животные, все Виды сотворенных вещей, многие Боги и Народности Духовных существ, могучие души и люди, которые счастливы в своей праведности… и все, что живет во мне, страстно стремится к Добру…».[15]
Для целого, каждый объект является хорошо подогнанной частью, хоть и косвенно, но выполняющей особенную функцию, работающей на Принцип Разума. Человек, зависящий от целого, также работает на него, осуществляя его цели и забывая свои собственные. Полный человек должен быть чем-то лучшим, чем просто одушевленным телом.
Поэтому, человек должен освободиться от целого и смотреть на него и на все свои тревоги несчастья, как на необходимость, на которое пошло целое для соответствия Принципу Разума. Плотин приводит в пример для сравнения, отношение двух людей, к дому в котором они живут.
«Одному из них не нравится его планировка, и он ругает архитектора, хоть, впрочем, отнюдь не спешит этот дом покинуть. Другой же ни на что не жалуется, уверен в полной компетентности архитектора и спокойно ожидает тот день, когда придет время уйти».[16]
Оторвавшись от целого, человек сможет разглядеть свое истинное предназначение и посвятить себя стремлению к нему, обретая Единое. Именно это стремление к Единому, избавившись от чувственного и материального является суть счастья для человека.
О свободе воли
Каждый человек, на протяжении всей своей жизни, постоянно что-то переживает: страдает, радуется, завидует, гонится за чем-то. Но когда человек умирает, душа освобождается от всего этого внешнего груза и более не помнит его, ввиду его бесполезности для достижения Единства. По сути, происходящее здесь и сейчас, в будущем будет абсолютно неважно и подлинный человек всегда должен иметь в виду, что все происходящее здесь – фикция.
«И как будто на сцене театра, перед нами проходят убийства, смерти, захваты городов, хищения и грабежи; все это – перестановки декораций, смены масок и стенания актеров. Ведь здесь, в отдельных проявлениях этой жизни, не внутренняя душа, но внешняя тень человека рыдает и печалится, подмостками же ей служит вся земля. Действительно, таковы дела человека, который считает истинной жизнью только то, что происходит в этой низшей, чувственной сфере, и не знает, проливая слезы и пребывая в заботах, что он – лишь шалящее дитя».[17]
Роль Творца «пьесы» играет Дух, который раздает душам роли, определяющие характер каждой души. Судьбу «персонажа» выбирает сама душа, исходя из своей предрасположенности, которой она обладает сразу после своего появления из Духа.
Души, а, следовательно, и сами люди изначально неравны, так как каждая из них Выходя из Духа занимает собственную позицию относительно Единства. Получив роль, Души соблюдают «указания» Духа и ведут жизнь на земле как на «сцене» Вселенской «постановки».
Вступая в пьесу, каждая «душа начинает вести свою как бы вокальную партию». И как бы ни были расписаны слова актера, главное, это то, как он ее сыграет. Если «голос» актера некрасив (не созвучен Единому), «создатель пьесы, исполняя роль судьи, отвергает (его), лишая почести и славы». Если актер играет хорошо, Творец «наделяет (его) большими благами и вводит в другую, лучшую постановку». Таким образом, прожив жизнь в добродетели, душа становится лучше, следствием же плохой жизни, является деградация, вплоть до «душ растительных» (душ животных).[18]
Не надо думать, что если человек вырос плохим человеком, а не праведником, в том не есть его вина, а вина Провидения и Материи, которые создали его таким. Хоть Плотин и не отрицает неравенство людей, но мы никогда не сможем точно определить положение человека относительно Добра, более того, даже у самого погрязшего во зле человека, есть свободный Принцип, по которому и осуществляется окончательный выбор человека. Когда человек проживает свою жизнь недостойно – неважно, почему: то ли он создан таковым, то ли добровольно стал рабом своих страстей, – то, вглядываясь в поисках истинного виновника этого зла, мы можем усмотреть его только в том субстрате, что составляет низшее в человеке – в грубой и косной материи. Но так как свобода воли не принадлежит материальному, но исходит от высших начал, то, значит, греховен и человек, ибо, имея высшее и лучшее, он через него же и обратился к низшему и худшему, от самого себя к тому, что ниже и вторично.[19]
Таким образом, человек, в отличие от животного, ответственен за каждый свой поступок, так как обладает свободой воли и восприимчив к Разуму, Добру и Единому.