Проблема «простого советского человека» в литерат. периода «оттепели».
Впервые тема пленных. Шолохов «Судьба человека». Новизна произведения не только в изображении простого человека, сколько в обращении к простым человеческим ценностям.
Шолохов связан с архетипом былины, ист. Песни, тк война у Шолохова показана через систему поединков. Шолохов опирается на поединки бытового характера. Перед нами не судьба отдельного человека – Соколова, перед нами судьба человека – смысл в названии. Посредством поединков Шолохов обрамляет концепцию простого советского человека, который победил в войне, спас мир. Рассказ малой эпопеи. Монументальность, важно то, что происходит между поединками.
1ый поединок (командир автороты вызывает Соколова и впереди идет бой).
2ой поединок (немцы с автоматами, которые сняли с него на сапоги и отправили на запад). Соколов этим указал на мародерскую сущность.
3ий поединок (с предателем Крыжниковым). Крыжников выдает своего командира. Крыжников душит предателя в церкви, не взирая на заповедь не убей.
4ый поединок (с Мюллером). Решил расстрелять Соколова. Но перед смертью предложил ему выпить за славу немецкого народа. Публицистическое рядом со сказочным: «Поправил на груди 2 железных креста» - участие в бою. Награда за поединок – хлеб и сало. Оружия здесь нет, есть 3 стакана самогона. Фольклорно-бытовой поединок. Победа силой духа.
2 побега: 1. Соколова отправили рыть могилы, он сбежал, его нашли на 4 день с собаками.
2. Когда Соколов везет майора и уезжает на машине к своим.
Время показало, что выдвижение простого советского человека в фокус эстетического исследования таило в себе потенциал огромной силы; возвращение к простым и вечным общечеловеческим ценностям.
24. Поэзия "шестидесятников" Б.Акуджава
Б.Ш. Окуджава занимает особое место среди поэтов-"шестидесятников": он принадлежит к поэтам фронтового поколения. Вынесенное из войны чувство хрупкости человеческой жизни определило основные черты его поэзии: "идею человечности", особые эстетические принципы, в центре которых стоит понятие идеала. Б. Окуджава становится родоначальником жанра "песенок" с собственными словами и музыкой, из которых позднее выйдет "авторская песня". Одним из "сквозных" образов его "песенок" является образ Арбата. Арбат в культуре "шестидесятников" значил многое - в отличие от официального центра, Красной площади и Кремля, он был неофициальным ядром столицы, ее неформальным центром. Своеобразным гимном Арбату становится "Песенка об Арбате". Она написана соответствующим "гимну" трехсложным песенным размером -четырехстопным анапестом. Три строфы этой "песенки" построены по нарастанию силы образов, с которыми сопоставляется Арбат. Образы эти выделены Окуджавой благодаря разрыву стихотворных строк и нарушению размера стиха. Они выражают основную идею автора: Арбат - главное, что есть в его жизни, главная его ценность, его высокий нравственный идеал: Ах, Арбат, мой Арбат,
ты - мое призвание...
"Призвание" как судьба, как долг, а главное, как творчество, как дело жизни. Поэтому одновременно Арбат и радость и беда героя. Во второй строфе:
Ах, Арбат, мой Арбат,
ты моя религия...
Арбат "религия" единения человеческих душ. Так проявляется особое романтическое мироощущение Окуджавы: его романтический идеал - это идеал простой, земной жизни, имеющей свои глубинные нравственные законы, а романтические идеальные герои - это простые люди ("люди невеликие"), являющиеся неотъемлемой составляющей данного идеального мира. И, наконец, главный смысл образа Арбата: Ах, Арбат, мой Арбат,
ты мое отечество...
Арбат - как самая любимая и близкая герою малая часть большой Родины. Окуджава использует гиперболу, увеличивая улицу до вселенских и вечных масштабов ("никогда до конца не пройти тебя"). Но это не буквальное увеличение длины Арбата - это его колоссальное духовное значение для героя. Арбат - это все равно, что душа человека - самого героя Окуджавы и других "невеликих людей. Таким образом, за старинной московской улочкой для поэта встает нечто неизмеримо большее, раздвигается художественное пространство и время.