Философия личности у позднего Н.Заболоцкого («Жена», «Некрасивая девочка», «Это было давно»).
Философское содержание не покидает его стихотворений; наоборот, оно становится глубже и как бы "приземленное": художник все более сосредотачивает внимание на живом, земном человеке, с его бедами и радостями, - личности, способной чувствовать, мыслить, страдать. Иначе художник взглянул и на проблему смысла бытия, взаимодействия жизни и смерти. Цель жизни, по Заболоцкому, в том, чтобы однажды, перестав существовать физически, продолжить жить на Земле в оставленной о себе памяти, в накопленном опыте, в духовном наследии.
В произведениях позднего периода наряду с проблемой духовности человека Н. А. Заболоцкий поставил проблему человеческой красоты. Этой теме посвящены стихотворения "Некрасивая девочка" (55), "О красоте человеческих лиц" (55), "Портрет" (53). В лицах людей он обнаруживает проявление их характеров. Лицо прекрасно для поэта в случае, если принадлежит духовно богатой личности.
Обостренный интерес к "живой душе", знание того, как душевный склад и судьба отражаются во внешности людей, помогли Н. Заболоцкому создать сюжетные зарисовки, философско-психологические размышления дидактического характера: "Жена" (48), "Неудачник" (53), "Старая актриса" (56), "Смерть врача" (57) и другие. Они представляют собой портреты с итоговым заключением - плодом вдумчивых наблюдений поэта. В стихотворении «Жена» автор
обращается к писателю – герою стихотворения – со словами:
Но коль ты хлопочешь на деле
О благе, о счастье людей,
Как мог ты не видеть доселе
Сокровища жизни своей? (I, 225)
Герой стихотворения стремится осуществить идеал нравственной
справедливости жизни: «хлопочешь на деле // О благе, о счастье людей». Однако, желая нести ответственность за счастье всех людей, лирический герой оказывается несправедливым по отношению к самым близким. Заболоцкий задумывается о соответствии конкретного нравственного сознания отвлеченно-теоретическому нравственному идеалу, которые, в принципе, должны совпасть. Поставленная же им задача построения этики как закона индивидуального развития личности и предполагаласовмещение отвлеченного идеала с нравственным содержанием каждой
конкретной личности. Заболоцкий полагал, что путем нравственного
усовершенствования каждого отдельного человека, возможен процесс
«гуманизации» исторического процесса в целом.
16. «Русский лес» Л.Леонова как философский роман: жанровое содержание и жанровая форма.
Роман «Русский лес» по праву считается одним из лучших в послевоенной русской литературе. Это итог глубочайших размышлений писателя не только о сохранении природы, о судьбах народа и Родины, но и о жизни человечества. Главная тема романа – тема родины и ее природы, а основная сюжетная линия – спор ученых – лесоводов Вихрова и Грацианского о судьбе русского леса.Основное содержание романа связано с образом русского леса, его судьбой. Это идейный стержень произведения, объединяющий множество других сюжетных линий. Писатель сложил гимн русскому лесу.
Роман построен как многоплановое эпическое произведение, в котором развиваются судьбы многих персонажей; все линии романа объединены вокруг образа русского леса. Основной мотив произведения - будущее, поэтому Л. Леонов задается ответом на вопрос: пронес ли каждый из молодых героев детскую чистоту через войну, выдержал ли пробу на "детскость". Роман намного шире темы войны. Она показана чрезвычайно своеобразно. Дочь проф. Вихрова Поля идет на фронт только после того как убеждается, что ее отец честный человек. Она разведчица. Поля ощущает себя частью природного - "хвоиночка", а снаряд врага лес отталкивает. Поля попадает к немцам. Фашист Китель выступает в своей идеологической функции: ему важно понять выиграют или нет немцы войну. Поэтому он пробует выяснить, с каким запасом нравственных сил пришла на войну Поля. Ощущение драгоценности жизни сопряжено у молодых героев с мыслью о необходимости прожить ее чисто. Но не всегда их гуманизм прост и естественен. Стараясь привести конфликт отцов и детей в соответствие с философским замыслом романа, Леонов поступается известной долей психологической правды.