Разложение фигуры на составные части.
Каждый пантакль, несмотря на свою сложность, может разлагаться на известное число составных частей, представляющих элементы качественной геометрии. (См. гл. IV). Прежде всего я дам способ, применение которого облегчает определение элементов, а именно: сосчитать их. Они всегда расположены по 3, по 7 или по 12. Если они расположены по три, то в них заключается идея обАктивном-Пассивном-Среднем, и ее развитие.
Если они расположены по семи, то относятся к семи планетам или к семи цветам, являющимся поочередно при превращении металлов, и тогда третий вопрос (к какой науке относится пантакль) разъясняет их значение. Наконец, если они расположены по двенадцати, то выражают все зодиакальное движение и в частности движение солнца. Теперь рассмотрим некоторые главнейшие символические изображения. Крест - выражает противоположность сил попарно, причем рождается Квинтэссенция.
Это изображение действия активного начала на пассивное - духа на материю, причем, естественно, дух как голова, господствует над материей. Но, когда колдуны хотят выразить свои идеи пантаклем, они уничтожают гармонию фигуры и переворачивают ее вверх ногами. Это означает, что материя властвует над духом: Зло выше Добра, Тьма предпочитается Свету.
Человек должен руководствоваться своими низшими инстинктами, делать все гибельное для разума и пр. Мы знаем, что крест изображает эти идеи оттого, что он образован чертой вертикальной (изображение активного начала) и горизонтальной (изображение пассивного начала), со всеми аналогическими понятиями. Четырехугольник - выражает противодействие сил активных пассивным, для установления равновесия, и вот почему он служит преимущественно изображением формы.
Треугольник, смотря по положению вершины - изображает различные идеи.
Сам по себе угол образован из двух противоположных линий (изображение (2) и противодействие), которые теряются в бесконечности и никогда не встретятся, если только третья линия не соединит и не свяжет их в единицу, составив таким образом первую закрытую фигуру - треугольник.
Треугольник, вершиной кверху, представляет все стремящееся вверх. Он служит, в частности, символом огня и тепла. 1 Это иерархическая тайна света и основной материи - стихийного огня; подлинное начало солнца, луны, звезд и всякой жизни. Этот первоначальный свет возносит кверху все проявления своих свойств, потому что будучи очищен единицей несотворенного света, он стремится постоянно к Единице, от которой заимствовал свою теплоту". 2 1 Как пламя факела всегда стремится подняться, как бы его ни вращали, так и человек, сердце которого воспламенено добродетелью, что бы с ним ни случилось, всегда направляется к цели, которую ему указывает мудрость (Пословицы Брамы Бартрихари). 2 Esprit Sabbathier "L'Ombre idCale de la Sagesse umverselle".
Треугольник, обращенный вершиной вниз, представляет все то, что нисходит сверху вниз. Он преимущественно служит символом воды и влажности. "Это вода над небесная, метафизическая материя, достоверное вещество мира, исшедшее из первичного духа - Мать всех вещей, которая из Бинера производит Кватернер." "Движение этих сил направляется вниз и отсюда происходит индивидуализация материи и формирование тел всего живущего, дающее им существование".(Там же.)
Соединение двух треугольников представляет сочетание тепла и влажности, солнца и луны, начало всего творения, обращение Жизни от Неба к Земле и от Земли к Небу, это "Эволюция" Индусов.
Фигура эта, называемая Печатью Соломона, изображает Вселенную с ее двумя тернерами, представляющими Бога и Природу - изображение Макрокосма. Она объясняет слова Гермеса в Изумрудной Скрижали: "Он поднимается из земли к небу и снова опускается в землю, тая в себе зародыш всех вещей, как. высших так и низших". Она представляет еще свойства - то есть: и царство, и сила, и слава, действующие на производительные циклы, что видно из оккультной редакции молитвы "Отче наш" Св. Иоанна, которую верно читают православные священники. Это то совершенство Вселенной в мистическом шестидневном творении, в котором миру определяется верх и низ, восток и запад, север и юг. "Следовательно этот иероглиф мира открывает семь светов, в тайне семи дней творения, потому что центр Сенера образует Септенер, на котором вращается и покоится природа, и который Бог избрал для почитания Его Святого Имени. Я говорю, что свет мира исходит из центра Септенера, потому что с него поднимается к Денеру (10), который есть Горизонт Вечности, откуда исходит всякое владение и свойство вещей". (L'Ombre ideale.) Читатель должен быть в состоянии после предшествующих указаний понимать эти места, заимствованные нами из сочинений чистейшего мистика.
2.
Положение элементов.
Определить элементы, которые составляют пантакль, - трудная задача, но этим не должен ограничиваться труд исследователя. Положение, занимаемое этими элементами, бросает яркий свет на самые темные пункты и это положение сравнительно легко определить по методу противоположностей. Этот метод состоит в том, чтобы приложить к смыслу элемента, оставшегося темным, значение, противоположное тому, который ему противопоставлен.
Р... L ... D...
Вот три буквы, служившие девизом Каллиостро. Допустим, что мне удалось найти значение первой буквы, означающее свободу (Liberte) - и предположение мое подтвердилось треугольником поставленным вершиной кверху, изображенным тремя точками; теперь я ищу значение второй буквы D. По методу противоположностей, я знаю, что эта буква подразумевает слово имеющее смысл, обратный первому - свободе, этот смысл должен заключаться в идее - неизбежности (Necessite). Но треугольник, обращенный вершиной вниз указывает на то, что эта неизбежность пассивна в своих проявлениях и идея обязанности (Devoir) занимает место D; действие L на D - дает власть (Pouvoir). Этот простой пример позволяет понять метод противоположностей, который необходим для определения таинственных фигур. Этот метод был в ходу, при обозначении противоположностей разными цветами, как две колонны I и В франкмасонов, одна красная, другая синяя, или при обозначении их посредством различных форм, как пасть и хвост змеи - изображение активного и пассивного или символов произрождения; а также, давая им различные направления, как в Печати Соломона (два треугольника с противоположными вершинами), или в Крест (противоположность направления линий).
Цвета | |
Формы | противоположные |
Направления |
Таковы три способа, которыми обозначены противоположности в пантаклях. Мы снова находим это применение, при различном представлении Кватернера, изображения абсолютного. (См. циклические законы, гл. 2). Буквенно Кватернер обозначается четырьмя еврейскими буквами:
Первая,(ioд) - представляет активное начало,
Вторая (хе) - изображение пассивного начала,
Третья (во) - представляет связь, которая соединяет две первые.
Наконец, четвертая (хе) - повторение второй, указывает вечное продолжение произведений Осириса - Исиды. Чтобы написать эти буквы по способу посвященных, их следует расположить крестообразно. В этом случае направление указывает на значение элементов, так как активные элементы (ioд и во) находятся на одной и той же вертикальной линии.
Пассивные элементы находятся на горизонтальной линии. Можно еще иными формами представить Кватернер:
Палки или Трефы,
Чаши или Черви,
Шпаги или Пики,
Круги или Бубны.
Эти элементы нарисованы двумя противоположными цветами: красным и черным, чтобы показать, что Кватернер состоит из первобытных противоположных сил: одной активной (красный цвет), другой пассивной (черный цвет). Вот геометрическое резюме этого способа изображения Кватернера:
Рассмотрите 21-й ключ книги Гермеса (Таро) и вы найдете все это в четырех символических животных. Итак, второй, метод объяснения состоит в противоположности верха фигуры ее низу и правой стороны фигуры - левой. Редко бывает, даже в самых сокровенных фигурах, чтобы методы не согласовались (первый со вторым). Все эти объяснения могут показаться многим ненужными, но пусть они вспомнят, что древняя наука основана почти всецело на пантаклях, и тогда, без сомнения, они извинят подробность этих объяснений. Эти же данные видны в способе начертания письмен трех первобытных языков: китайского, еврейского и санскритского (См. сочинение Фабра д'Оливе относительно еврейского языка). По-китайски пишут сверху вниз, вертикально, и справа налево, по-еврейски - горизонтально справа налево, а по санскритски - горизонтально слева направо. По исследованию С.Ив-д'Альвейдра 1 , направление письма указывает на происхождение образования народов, почему следует, что народы, пишущие подобно китайцам с неба к земле 2, образованием близко подходят к первоначальному источнику (теперь только одни китайцы пишут идеографическими письменами). 1 Mission desJuifs. 2 Moreau de Dammarfin в своем сочинении "Traite sur I'Origine des Characteres elphabetiques (Париж, 1839 г.)" показывает, что китайские начертания извлечены из начертаний небесных знаков. Все народы, пишущие подобно евреям с Востока на Запад, - заимствовали образование из восточного источника. И, наконец, все народы, пишущие санскритским способом с Запада к Востоку, почерпнули образование из первоначальных главных святилищ Запада, преимущественно у друидов. Вследствие этого, можно считать китайский язык первоначальным корнем, который, сойдя с неба, дал отпрысков: еврейский и санскритский, а потому их можно рассматривать, как активное и пассивное, как западный и восточный. Все это резюмируется в следующем рисунке: