Язык чисел вытекает из употребления специального языка, всецело утраченного, для современной науки.

"Платон, который понимал музыку не так, как теперешние музыканты, видел и в числах такой смысл, какого наши алгебраисты не видят больше. Он их понимал в том же смысле, как и Пифагор, который заимствовал свои взгляды у Египтян. Но не одни Египтяне давали числам таинственное значение. Достаточно открыть любую древнюю книгу, чтобы убедиться, что от восточных границ Азии до западных пределов Европы, повсюду господствовало одно и то же понятие об этом предмете" 1. 1 F.d'Olivet "La Laugheb. rest.", т.||, стр. 30. Нам, может быть, не удастся восстановить этот язык чисел, но по крайней мере, знание некоторых из них послужит нам большим подспорьем впоследствии. Изучим сначала какое-нибудь явление природы, в котором мы должны отыскать число три и узнать его значение. Затем мы займемся изучением неизвестных новейшим писателям действий, которые производились над числами всем древним миром. И, наконец, посмотрим, не можем ли мы узнать что-нибудь об их происхождении. Рассмотрим, верна ли формула древних алхимиков "все во всем" - в своих применениях. Возьмем первое попавшееся явление, например: свет дня, и попробуем отыскать в нем настолько общие законы, чтобы точно применить их к явлениям совершенно другого порядка. День противопоставляется ночи, чтобы установить периоды деятельности и отдыха, которые мы находим во всей природе. Что особенно поражает в этом явлении - это противоположность между светом и тьмою. Но действительно ли это противоречие так непримиримо?

Вглядимся внимательнее и заметим, что между светом и темнотою, кажущимися безусловно разделенными, существует что-то, чего нельзя назвать ни светом, ни тьмою, и что известно в физике под именем полусвета, который имеет сходство и со светом, и с темнотою. Когда свет уменьшается, темнота увеличивается; она зависит от большего или меньшего количества света и есть просто видоизменение света. Таковы факты. Повторим их вкратце: Свет и темнота не вполне отделены друг от друга. Между ними существует посредник - полусвет, имеющий сходство с ними обоими - это видоизменение света. Чтобы открыть законы, сокрытые под этими фактами, нужно освободиться от частности (изучение света) и перейти к общему. Попробуем обобщить положения, которые здесь рассматривались. Для этого возьмем одно из самых общих выражений - слово "вещь". Две вещи, диаметрально противоположные, всегда разделены переходной ступенью между собой. Этот переход вытекает из взаимодействия двух полюсов и имеет сходство с ними обоими. Две вещи, внешне противоположные, в действительности всего лишь различные степени одного и того же.Если эти законы действительно общие, то они должны быть применимы ко многим явлениям; так как мы видели, что закон характеризует возможность объяснения посредством него фактов. Для подтверждения обратимся к противоположностям из различных отраслей знания и посмотрим, применяются ли к ним наши выводы. В биологии две основных противоположности - это самец и самка. В физике мы могли бы обратиться к противоположностям температур (тепло - холод), зарядов (положительный - отрицательный) и состояний материи (твердое и газообразное).

ПЕРВЫЙ ЗАКОН.

Противоположности имеют переход, вытекающий из общих им обеим свойств.

Факты: 1факт: самец - самка

переход: ребенок 2 факт: состояние твердое - газообразное переход: состояние жидкое 3 факт: отец - сын переходное состояние: дух святой

Я прибавил явление духовного порядка, чтобы показать применение закона в самых обширных сферах.

ВТОРОЙ ЗАКОН.

Противоположности представляют собой

Различные степени проявления

Одного и того же.

Примеры:

Семья: самец, самка, дитя Материя: твердое, газообразное, жидкое Бог: отец, сын, дух святой

Возвратясь к нашему примеру света и темноты, заметим, что свет действует, темнота противится, между тем как полусвет колеблется между ними обоими. Сгруппируем наши примеры в следующем порядке: Активное - свет и пассивное - темнота образуют своим взаимодействием среднее, подобное им обоим - полусвет или полутень. Таким образом заключаем:

Активное и Пассивное производят взаимодействием Среднее

Самец Самка Дитя
Состояние Состояние Состояние
газообразное твердое жидкое
Отец Сын Дух святой
Свет Темнота Полусвет
Жар Холод Теплота
Положительное Отрицательное Среднее
Притяжение Отталкивание Равновесие
кислота основание соль


Я увеличил список, приведя новые факты, чтобы доказать справедливость "закона".

Этот закон представляет, под именем закона рядов или серий,- основу работ Луи Люкаса(См. Papus'Traitemetho ique de Science occulte".), который применяет его почти ко всем химическим, физическим и даже биологическим явлением современной науки. Трудно перечислить всех древних и новых авторов, которые называли законом Трех Членов выведенный нами

ЗАКОН ТЕРНЕРА

Достаточно взглянуть на вышеприведенные примеры, чтобы убедиться, что три члена составляют тройное число. 1) Член активный. 2) Член пассивный. 3) Член средний, вытекающий из действия двух первых друг на друга. Так как этот закон должен применяться повсюду, то надо найти числа, которые, влияя друг на друга, составили бы число три (3). Эти числа - 1 и 2, потому что 1+2=3 Мы можем сразу понять смысл трех первых чисел:

Число 1 - представляет активное, Число 2 - пассивное, и Число 3 - действие активного на пассивное - среднее Можно заменить слово - "активное" каким угодно выражением, из помешенных под этим словом, в вышеприведенной таблице, тогда сразу будет видно, что аналогическому методу " цифра 1 представляет все понятия, управляемые этим активным элементом, т.е. человек, Божественный Отец, свет, жар и т.д., в зависимости от того, о каком из трех миров идет речь.

Мир материальный: свет, газообразное состояние.

Мир нравственный, или мир природы: человек.

Мир метафизический, или мир первообразов: Бог Отец.

То же самое и со словами "пассивное", которое можно заменить числом 2, и среднее - числом 3. Отсюда следует, что счисления, применяемые ныне к цифрам, математически применялись в древней науке к идеям, что и делало эти методы такими общими и такими отличными от современных методов 1. Теперь необходимо доказать, что все, сказанное мною до сих пор о числах, действительно применялось в древности, а не взято всецело из моего воображения. Можно бы отыскать эти применения в еврейской книге, древность которой не оспаривает даже сам М.Франк 2,- в "Сефер Иецира", переведенной мною на французский язык 3. Но так как эта книга преимущественно каббалистическая, то я предпочитаю ссылаться на древних философов.

1 Я хочу дать приложение составных частей "Рота" (Rota) Вильгельма Постеля. (Смотри для применения её членов работы Постеля и Кристиана, а в особенности Эл. Леви). 2 Franck. "La cabbale". 1863 г. 3 См. "Traite meth. de Science occulte". "Так как Божественная сущность недоступна чувствам, то, чтобы ее охарактеризовать, мы должны употребить не язык чувств, а язык разума. Дадим разуму, или деятельному (активному) началу (принципу) вселенной имя Монады, или Единицы, так как оно всегда одинаково. Материи, или началу пассивному - имя Диады, двойственности, потому что она подвержена различным изменениям; наконец, миру мы дадим название Триады (троицы), так как он сумма и является результатом действия разума на материю" 1. 1 Учение Пифагорейцев: "Путешествие Анахарзиса" т., стр. 181. Изд. 1809 г . Отметим, что так как Пифагор обозначал Бога - единицей (1), материю - двумя (2), то вселенную он выразил числом - 12, которое вытекает из соединения этих двух чисел 2. 2 F. d'Olivet "Versdores" Из многих вышеприведенных мест видно было, что учение Пифагора повторяет вкратце учение Египтян, его учителей, евреев и индусов, следовательно, всей древности; вот почему я и ссылаюсь преимущественно на этого философа каждый раз, когда дело идет о том, чтобы истолковать какой-нибудь вопрос древней науки. Итак, мы знаем смысл, который давали древние числам 1, 2 и 3; обратимся же теперь к некоторым другим числам. Как мы это видели в заметке Фабра д'Оливе о микрокосме и макрокосме, кватернер соединял в одно выражение 1, 2 и 3, о которых мы только что говорили. Например: Отец, Мать и Дитя составляют три выражения, в которых отец есть "активное" и отвечает числу 1; мать есть "пассивное" и соответствует числу 2; дитя не имеет пола, оно "среднее" и соответствует 1 плюс 2, т.е. числу 3. Что же это за единица, которая заключает в себе три выражения?

Это семья: отец, мать, дитя.

Все эти четыре понятия составят "кватернер", или четверное число, состоящее из тернера и единицы, его заключающей.Когда мы говорим семья, мы высказываем в одном слове три выражения, из которых оно составлено, вот почему семья приводит 3 к 1 или, говоря языком оккультной науки, - тернер к единице. Думаю, что данное мною объяснение понятно; однако очень немногие поняли бы, без этого примера, такую фразу из одной древней алхимической книги: "чтобы привести тернер, посредством кватернера, к простой единице"1.

Таким образом, 4 есть повторение единицы и должно иметь то же действие. Итак, при образовании трех из 1, к которой прибавлено 2, как получилось два?

С помощью единицы, которая противопоставляется самой себе:

1 1 = 2

В прогрессии 1,2,3,4 мы видим сначала единицу 1, потом

сопоставление , 1 1 = 2

затем действие единицы на это противодействие:

1 + 2 = 3

И, наконец, возвращение к единице другого порядка, другой октавы, если можно так выразиться.

1.2.3. 4. 1 R. P. Esprit Sabathier. "I'Ombre ideale de la Sagesse universelle", (1679r.) Кажется, все сказанное довольно понятно, однако, в виду того, что знание этой прогрессии один из самых темных пунктов оккультной науки, я обращусь еще раз к примеру семьи: Первый элемент, который является в семье,- это отец, активная единица = 1 Второй элемент - это мать, представляющая единицу пассивную = 2 Взаимодействие или противодействие производит третий член - дитя = 3 Наконец, все переходит в активную единицу высшего порядка - семью = 4 Эта семья будет действовать на другую семью, как и отец - активный принцип, не только для того, чтобы дать жизнь одному ребенку, но целому роду, из которых образуется племя, единица высшего порядка 1. 1 Прочитав следующую главу, необходимо перечитать этот раздел ещё раз Система чисел сводится, следовательно, к этим четырем свойствам и, так как по аналогическому методу числа точно выражают мысль, этот закон применим и к мыслям. Вот эти четыре положения:

Единица или возвращение к единице Пассивное сопротивление Действие единицы на противодействие
2/5 3/6
4/7
10/1 11/2 12/3
и т.д.    

Я отделил первую серию от других, для того чтобы показать ее полноту в четырех выражениях и того, что все следующие члены есть только повторение того же самого закона в другой октаве.

Единица или возвращение к единице Пассивное сопротивление или антагонизм Результат сопротивления. Различие.
1 . Первая социальная молекула 2. Сопротивление этой молекуле 3. Результат
Мужчина Женщина Дитя
4. Единица высшего порядка - Семья, получающаяся из 3-х предшествующих выражений 5. Несогласие между семьями, соперничество семей. 6. Различие между семьями - Роды.
7. Единица высшего порядка - Племя, вытекающая из 3-х предшествующих подразделений 8. Несогласие между племенами. 9. Различие между племенами - Национальности.
10. Нация    

Так как этот закон является одним из лучших ключей к открытию древних истин, то я хочу его пояснить, применяя к какому-нибудь частному случаю, например, социальному развитию человека. Этот закон, изложенный мною в цифрах, т.е. в общей формуле , может применяться ко множеству отдельных случаев. Впрочем, это покажет следующая глава. Но не бросается ли нам в глаза что-либо особенное в этих цифрах?

Что значат выражения 10/1, 11/2, 12/3, помещенные в конце примера?

Для того, чтобы это разъяснить, скажем несколько слов о действиях, которые производились древними над числами. Два из этих действий необходимо знать: 1 -ое Теософическое сокращение, 2-ое Теософическое сложение (дополнение).

Теософическое сокращение.

Оно состоит в том, чтобы приводить все числа, образованные из 2-х или нескольких цифр, в число из одной цифры, складывая цифры, составляющие число, до тех пор, пока не останется только одна цифра. Так например:

10 = 1+0 = 1 11 = 1+1 = 2 12 = 1+2 = 3

Более сложные числа сокращаются так:

3221 =3 + 2 + 2 + 1 = 8

или 666 = 6 + 6 + 6 = 18 а так как 18 = 1+8 = 9, то число 666 равно 9-ти.

Из этого вытекает очень важное соображение, что все числа суть представления первых 9-ти цифр, которые, в свою очередь, как видно из предшествовавшего отдела, не более как видоизменение первых 4-х цифр, из чего явствует, что все числа могут быть представлены первыми четырьмя цифрами. А так как эти 4 первые цифры выражают различные состояния единицы, то и все, какие бы то ни было числа , не что иное, как различные проявления единицы.

Теософическое сложение.

Это действие состоит в том, что для определения теософического значения какого-нибудь числа нужно складывать все цифры, начиная с единицы и кончая им. Таким образом, цифра 4 в теософическом сложении будет:

1+2+3+4=10

Цифра 7 равна:

1+2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 = 28 28 = 2 + 8 = 10

Если вы хотите удивить какого-нибудь алгебраиста, то предложите ему следующее теософическое вычисление:

4 = 10 7 = 10 следовательно: 1 = 7

Эти два действия, теософическое сокращение и сложение, не трудны, но их необходимо изучить для того, чтобы понять герметические письмена; кроме того, они представляют, по мнению самых великих мыслителей, путь, которым следует природа во всех своих произведениях. Докажем теперь математически высказанную нами выше фразу. Привести тернер, с помощью кватернера, к единице.

Тернер - 3. Кватернер - 4. 3 + 4 = 7

при помощи теософического сложения и сокращения итога, получим:

7 = 1+2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 = 28 = 10 наконец: 10 = 1 + 0 = 1

вычисление пишется так: 4 + 3 = 7 = 28 = 10 =1 4 + 3=1

Возьмем теперь пример из цифр, данных в первом случае:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10/1 11/2 12/3

и сделаем несколько замечаний по поводу его, пользуясь теософическими вычислениями. Сначала мы заметим, что единица снова появляется, т.е. что после трех прогрессий снова начинается ряд, так как 10,11,12 и т.д., теософически сокращенные, дают начало новой прогрессии 1,2,3 и т.д. 1 Эти три прогрессии представляют три мира, в которых заключено все без исключения. Затем мы замечаем, что первая вертикальная черта 1,4,7,10, как я и раньше говорил, представляет единицу в разных октавах, потому что:

1 = 1 4 = 1+2+3+4 = 10 = 1 7 = 1+2+3+4+5+6+7 = 28 = 10 = 1 10 = 1 13 = 4 = 10 = 1 16 = 7 = 28 = 10 = 1

Таким образом, можно продолжать прогрессию до бесконечности и доказать эти знаменитые математические законы, которые, не понимая их значения, величают мистическими. Тем, которые считают это туманным бредом, я советую прочесть сочинения по физике и химии Луи Лю-каса (Louis Lucas)2, где можно найти предшествующий закон, обозначенный под именем закона серий и примененный к опытному преподаванию химии и биологии.

1 В подтверждение этого закона см. F. d'Olivet "La Langue heb.rest". 2 Список работ по этому отделу см. в "Traite meth". Если же химия и физика, на их взгляд, недостаточно положительны, то я советую еще прочесть математические работы Вронского 1, о которых Ученое Общество дало весьма благоприятный отзыв; все правила в этом сочинении всецело взяты из древней или оккультной науки

Язык чисел вытекает из употребления специального языка, всецело утраченного, для современной науки. - student2.ru

Вот таблица образования чисел, которая прекрасно может объяснить систему Вронского. 1 См. Там же. В этой таблице видно применение цифрового закона (1,2,3,4 и т.д.), о котором я уже столько говорил. Один и два дают начало трем, от этих трех чисел происходят все другие до 9-ти, по тем же самым правилам. Начиная с 9-ти, все числа, какие бы ни были, превращаются посредством теософического сокращения в числа из одной цифры. В приведенной ниже таблице числа расположены рядами, из которых три являются главными и два второстепенными; они обозначены цифрами разной величины.

+ Главная колонна 1,..4-(13)=4-(22)=4-(31)=4.

второстепенная колонна .......7. (16)=7(25)=7.(34)=7. []

Главная колонна............3..............6................9.

второстепенная колонна ......8.(17)=8.(26)=8.(35)=8.

- Главная колонна ..2.5-(14)=5-(23)=5-(32)=5.

Продолжая и значительно развивая указанное нами построение чисел, наш друг и учитель F.Ch. Barlet составил следующую таблицу, которая может служить ключом системе исчисления. Впрочем, знание этих таблиц не нужно для понимания, того, о чем мы говорили. Поэтому я прошу тех, кто испугается такой массы цифр, не обращать на них внимания и продолжать изучение. Прежде, чем закончить эту главу, уже и без того столь длинную, я должен указать на очень важный пункт, уясняющий священную тетраграмму евреев, о значении которой мы поговорим впоследствии. Прогрессия: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. и т.д. образована из четырех цифр, расположенных только в 3 колонны, потому что четвертая цифра служит повторением первой. Это как будто бы было 1.2.3. и т.д. Евреи выражают самое священное имя божества четырьмя буквами, из которых одна повторяется 2 раза, что сокращает божественное имя до трех букв - ieve = ive. Дальнейшие разъяснения можно найти у Эккартегаузена "Ключ к таинствам натуры" часть IV - Числа. Теперь бросим беглый взгляд на все пройденное для того, чтобы отчетливее представить себе все виды древней науки, доступные нашему уму. Определив существование этой, заключенной в святилищах, науки, мы заметили, что для достижения своих выводов она пользовалась специальным методом, названным нами аналогическим. Затем мы открыли, что метод этот опирается на естественную иерархию, содержащую три больших отдела феноменов, второстепенных причин и первых причин или, по терминологии С.Ив д'Альвейдра,- отделы фактов, законов и принципов (начал), обозначенные древними одним термином: "три мира".

Язык чисел вытекает из употребления специального языка, всецело утраченного, для современной науки. - student2.ru

Употребление числа три привело нас к изучению особого метода, с помощью которого древняя наука рассматривала числа, а затем, при помощи особого способа, которым образуется тернер, - мы открыли циклический закон, господствующий в эволюции чисел, а следовательно, и во всей природе.Анализ этого закона дал нам возможность изучить два действия счисления, незнакомых нынешним алгебраистам, но употреблявшихся всем древним миром, от Гомера до алхимиков - включая Моисея, Пифагора и Александрийскую школу, - теософическое сокращение и теософическое сложение.Теперь, владея способами, которые, может быть, помогут нам идти далее, мы можем проникнуть в тайны древних, чтобы узнать великий секрет, сохраняемый посвященными под тройным покровом.

Глава 3.

Наши рекомендации