Познание. Как объект философского анализа. Сущность процесса познания

Познание. Как объект философского анализа. Сущность процесса познания

Основной материал лекции

Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день.

В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая.

Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности.

Материалистическая философия и психология исходят их трех кардинальных принципов:

1) признание сознания функцией мозга;

2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики;

Понимание сознания как продукта общественного развития.

Сознание- это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Сознание связано с понятием отражение.

Отражение- всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи.

Выделяется три основных уровня:

отражение в неживой природе,

на биологическом уровне

социальное.

В неживой природе отражение проявляется виде физико­химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции).

В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений.

У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы - ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия - безусловные и условные (инстинкты - половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно­рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую - слова-понятия (это уже возникновение сознания).

Высшая форма отражения - социальная (сознание). Важнейшими свойствами сознания являются активность и способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных).

Активность сознания проявляется в том, что оно:

1) отражает мир целенаправленно и избирательно;

2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;

3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;

4) служит основой преобразовательной деятельности человека.

Структура сознания включает в себя следующие компоненты:

1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе;

2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; дают возможность выйти за пределы чувственного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними;

3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;

4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция.

Происхождение сознания.

множество различных теорий антропогенеза.

Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин

- теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.

Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.

Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения.

Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления:

1) трудовая теория (Ч. Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;

2) человек - результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;

3) человек возник в результате мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного - home sapiens.

Согласно, трудовой теории изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.

Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:

1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;

2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.

3. Сознание и бессознательное.

Понятия «психика» и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие «психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей.

«Психика» включает в себя и бессознательные явления и процессы. Это сновидения, обмолвки, оговорки, чисто автоматически совершаемые действия, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т. п.

Бессознательное- это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияния на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное занимает большое место в его духовной жизни.

Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного.

К проблеме бессознательного обращались в истории философии Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др. Однако наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в ХХ веке австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.

Согласно З. Фрейду, бессознательное играет главную роль в человеческой жизни. «Я» не является хозяином в собственном доме». Сознание человека вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно, и то, что в действительности зачастую движет его поступками. Психика, согласно его концепции, имеет следующую структуру:

1) Оно - «кипящий котел страстей», безудержные примитивные телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные); Оно всецело подчинено принципу удовольствия; всей его силой управляет «либидо» - психическая энергия сексуальных влечений, т.е. половый инстинкт.

2) Сознательное Я - посредник между Оно и Сверх-Я, пытающийся удовлетворить потребности Оно и требования Сверх-Я, прийти к необходимому соглашению между ними.

3) Сверх-Я - это система моральных норм и социальных запретов для Оно, выполняющая роль внутреннего цензора.

Нежелательное влечение может быть:

1) вытеснено в бессознательное неразряженным, загнано в самые дальние уголки психики, что приводит к скрытой и явной агрессии, депрессиям и неврозам; или

2) сублимировано (сублимация - возвышение) т.е. переключено на цели социально и культурно приемлемые (высшие) и нравственно одобряемые (творчество, занятие наукой, саморазвитие и самосовершенствование человека и т.д.).

Т. о. вся жизнь человека по З. Фрейду представляет собой бесконечную борьбу с бессознательными влечениями, а культура человечества - сублимацию либидо (!).

Такой подход вызвал бурную реакцию в научном мире. Последователь и ученик Фрейда К.-Г. Юнг подверг критике пансексуализм своего учителя, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества только с позиций либидо.

Строя свою оригинальную концепцию бессознательного, Юнг исходил из того, что оно:

1) вовсе не является океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека;

2) вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания;

3) действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную, более высокую ступень развития.

Одна из самых кардинальных идей Юнга в психологии: кроме индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира - коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверличностную природу. Носителей коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами (начало, образ). Они присущи от рождения всем людям.

Особенности ощущений.

1. Органы чувств ограничены в отражении действительности. Имеется в виду, что человек воспринимает не все, что есть вокруг него. Для органов чувств существуют определенные границы. Например, с помощью зрения люди воспринимают окружающий мир в узком диапазоне электромагнитных колебаний от 360 до 760 миллимикрон. Человек не воспринимает ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.

2. Ощущения не всегда совпадают с физико-химическими свойствами вещей, явлений, которые человек воспринимает. Например, субъективно человек слышит музыку, а объективно существует звуковая волна определенного тона и ритма.

3. «Прозрачность ощущений» – нам кажется, что мы воспринимаем предметы, а на самом деле происходит следующее: когда на нас воздействует какой-либо предмет, то органы чувств реагируют на определенные раздражения, которые принимают форму импульса, распространяющегося со скоростью от 1 до 120 м/сек в зависимости от типа нервных волокон. Импульс достигает высших центров мозга, где превращается (декодируется) в сигнал, который и приобретают форму ощущений. А нам кажется, что это не ощущение, а сам предмет.

4. Субъективность ощущений – мы знаем только свои ощущения. Например, практически невозможно рассказать человеку, что такое боль, так, чтобы у него возникло ощущение боли, если он никогда сам подобной боли не испытывал.

Восприятие – целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств, образ предмета в целом. Восприятие может возникнуть только тогда, когда: 1) раздражаются одновременно несколько рецепторов. Например, зрительные, вместе со слуховыми и осязательными; 2) изменения в воздействие на рецепторы происходят синхронно. Таким образом, для возникновения ощущений достаточно воздействия на один рецептор, например, зрение. Для появления восприятия нужны, как минимум два рецептора, например, зрительный и осязательный.

Свойства восприятия.

1. «Избирательность восприятий». Мы воспринимаем не все, что ощущаем. Наш рецепторный аппарат отбирает по особым принципам сенсорные данные и формирует наше восприятие мира. Например, два человека могут по-разному видеть одну и ту же ситуацию, прежде всего, благодаря разным воспринятым данным.

2. «Глобальность восприятия» - восприятие зависит от того, в каком окружении воспринимается предмет. Например, один и тот же рисунок, изображающий круг красного цвета, будет восприниматься то, как геометрическая фигура, то, как яблоко, то, как мяч в зависимости от того, в какой ряд (окружение) он включен: геометрические фигуры, фрукты или игрушки.

Представление – образ предмета, явления, который человек воспринимал ранее, а в данный момент не взаимодействует. Это часть информации, извлекаемой из хранилищ памяти. В представлении возникают образы предметов, которые существуют в реальности. На основе восприятий и представлений могут возникать различные новые образы. Эта особенность называется воображением. Оно позволяет создавать образы предметов, явлений, не существующих в реальности: гоблины, лернейская гидра, феи.

Итак, чувства через ощущения, восприятия и представления играют важную роль в познании окружающего мира.

Однако их возможности в познании ограничены. Например, чувства фиксируют только внешние свойства предметов и не могут проникать в глубь, сущность явлений.

Эту функцию выполняет вторая ступень познания – логическая, рациональная, или собственно мышление.

Мышление – форма отражения действительности; способ познания человеком существенных свойств, связей предметов и явлений, средство создания новых идей.

Мышление осуществляется в трех формах: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – отражение в обобщенной, логической форме существенных свойств явлений и предметов. Примеры понятий: число, государство, животное, человек, Космос, категорический императив, атом. Понятие отличается от восприятия. Например, восприятие отражает внешний облик какого-то конкретного человека. Понятие же характеризует существенные признаки человека, такие как: биосоциальность, разумность, способность к творчеству, свобода.

В мышлении понятия существуют в определенной связи. Формой этой связи является суждение. Это форма мышления, которая с помощью понятий утверждает или отрицает что-либо о явлениях, предметах. Примеры суждений: «Человек смертен», «Некоторые металлы жидкие», «Счастье – это когда тебя понимают». В учебниках по логике можно познакомиться с различными видами суждений. Виды суждений: истинные и ложные, утвердительные и отрицательные, общие, частные, единичные, суждения действительности, возможности, необходимости, условные, разделительные, категорические.

Третьей формой логического познания является умозаключение. Умозаключение – форма мышления, позволяющая в ходе рассуждения получать новое знание не основе уже имеющегося. В процессе умозаключений происходит переход от известного к неизвестному посредством установления связи суждений и выведения одних суждений из других. Суждения, на основе которых делаются выводы, называются посылками. Выведенное из них новое суждение называется следствием или заключением.

Существуют следующие основные типы умозаключений:

Индуктивное – форма мышления, при которой из частных посылок делается общий вывод. Например, установлено, что и медь, и железо, и свинец, и золото, и платина проводят электричество. На этом основании можно сделать вывод: все металлы проводят электричество.

Дедуктивное – форма мышления, при которой из общих положений делается частный вывод об отдельных предметах. Например, первая посылка: Все металлы проводят электричество. Вторая посылка: Медь – металл. Вывод: следовательно, медь – проводит электричество.

Итак, человеческое познание осуществляется в единстве двух ступеней: чувственной (ощущения, восприятия, представления) и логической (понятия, суждения, умозаключения).

Глоссарий

Сознание,

Отражение,

Бессознательное,

Сверх-я,

Сознательное я,

Психика,

Трудовая теория,

Абиогенез,

Гносеология

Познание

Мышление

Понятие

Суждение

Умозаключение

Представление

Восприятие

Отражение

Ощущение

Истина

Заблуждение

Сознание и бессознательное

Приложение № 3

Контрольные вопросы и задания:

1. Как определяет сознание материалистическая философия?

2. Чем «трудовая теория» происхождения сознания отличается от теории «бифуркации»?

3. Какова структура психики по З. Фрейду?

4. Что такое «коллективное бессознательное» и за что К. Юнг критиковал своего учителя?

5. «Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм»

6. «Субъект и объект познания. Структура познавательной деятельности и её закономерности»

7. «Понятие истины и её формы. Истина и заблуждение. Знание и вера»

Темы рефератов

1. Структура познавательного процесса

2. Проблема сознания в истории философии

3. Происхождение и сущность сознания как философская проблема

4. Структура процесса познания. Формы познания.

5. Познание как предмет философского анализа.

Приложение № 4

Тест 1: Сознание и бытие

1. Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с…

1. экспериментом

2. восприятием

3. сознанием

4. интуицией

2. Представители вульгарного материализма считают, что сознание...

1. имеет вещественную природу

2. идеально

3. является сверхъестественным даром

4. существует независимо от материального мира

3. Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для __________ материализма.

1. диалектического

2. вульгарного

3. метафизического

4. наивного

4. Структура психики, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из…

1. Эроса и Танатоса

2. Я и Не-Я

3. Сверх-Я, Я, Оно

4. либидо, сублимации

5. Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой…

1. Э. Гуссерля

2. Ж.-П. Сартра

3. З. Фрейда

4. М. Хайдеггера

6. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и _____________ взгляда на сознание.

1. естественнонаучного

2. обыденного

3. эстетического

4. мифологического

7. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщённо воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием...

1. «психика»

2. «интроспекция»

3. «ощущение»

4. «сознание»

8. Согласно ________, мышление и бытие являются независимыми друг от друга субстанциями.

1. пантеизму

2. материализму

3. идеализму

4. дуализму

9. Родоначальником иррациональной философии и философии жизни в XIX веке считается…

1. А. Бергсон

2. Ф. Шеллинг

3. А. Шопенгауэр

4. С. Кьеркегор

10. Согласно современным научным представлениям, прародиной человека является...

1. Америка

2. Африка

3. Австралия

4. Азия

№ вопроса № ответа
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тест: Истина и заблуждение

11. Конвенционализм понимает истину как...

1. соответствие знания объективной реальности

2. знание, полезное для человека

3. соглашение ученых по выбору наиболее целесообразной и удобной в использовании научной теории

4. непротиворечивое, самосогласованное знание

12. Главным критерием истины для диалектического материализма является(-ются)...

1. чувственные переживания

2. самоочевидность и достоверность

3. логические построения

4. практика

13. Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос о(об)

1. уровнях познания

2. истине

3. средствах познания

4. форме познания

14. Взгляд личности на что-либо есть...

1. мнение

2. понятие

3. убеждение

4. интроспекция

15. У сторонников ___________ истиной считается всё, что полезно.

1. марксизма

2. прагматизма

3. экзистенциализма

4. позитивизма

16. Прагматизм считает истиной...

1. соответствие знаний об объекте самому объекту

2. знание, ведущее к успешному действию

3. очевидные и достоверные факты

4. общезначимость коллективных представлений

17. Зависимость знания от условий, места и времени выражается в понятии...

1. «абсолютность»

2. «конкретность»

3. «абстрактность»

4. «заблуждение»

18. Знание, не подтверждённое на данный момент практикой либо недостаточно обоснованное логически, называется...

1. заблуждением

2. гипотетическим

3. относительным

4. ошибочным

19. Истина, согласно Аристотелю, является…

1. божественным откровением

2. соответствием мысли действительности

3. общим положением

4. соглашением, добытым в споре

20. Утверждая, что истина есть раскрытие сущностных сил самой материи, её самодвижение, философ встает на позиции...

1. субъективного идеализма

2. материализма

3. объективного идеализма

4. прагматизма

№ вопроса № ответа
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Познание. Как объект философского анализа. Сущность процесса познания

Основной материал лекции

Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день.

Наши рекомендации