Анализ мотивов террористической деятельности на основе теории конфликта
Пусть существует (рис. 4.1) система ST, которая входит в некоторую надсистему S с общей целью W и надсистемой S0. В процессе достижения этой цели системы взаимодействуют с учетом своих локальных целей Wt, W0. При этом запись означает отсутствие в окружении S подсистемы ST, а - означает отсутствие S в окружении ST.
Такой подход удобен для рассмотрения конфликтов с противоборством террористического характера, т.к. использует радикальные оценки изъятия (уничтожения, ликвидации) конфликтной компоненты S или ST .
Допустим, что цели W, WT, W0 измеримы на множестве S и существуют вещественные функции (функции эффективности) ЭW(S), , такие, что, если ST >W S0 (>W – лучше в смысле W), то ЭW(ST)>ЭW(S0). Соответственно – ST >WT S, если > и ST> S, если > .
Рис. 4.1. Структурная схема иерархического конфликта
Если ST лучше без S в S0 , возникает вариант устранения господства S над ST, которое при несоизмеримости R(S)>>R(ST) ресурсов S и ST может мотивировать ST на нелегальное противоборство (террористические акты) в отношении S при покровительстве S0.
В качестве функций эффективности могут выступать не только количественные, но и качественные функции [78].
Система ST конфликтует с системой S в смысле достижения цели W (ST S), если
ЭW(S) < ЭW(S, ).
Определение означает, что присутствие системы ST в составе системы S уменьшает общую эффективность достижения цели W в смысле критерия Э.
Естественно предположить, что в этом случае для ST и S существует противоположное отношение, обеспечивающее выполнение условий:
ЭW(S) > ЭW(S, );
ЭW(S) = ЭW(S, ).
В (2.2) присутствие SТ повышает ожидаемую полезность в смысле W и говорят, что SТ сотрудничает с S. Если же присутствие SТ никак не влияет на общую полезность (2.3), то SТ и S независимы.
Так как в данной главе рассматриваются вопросы борьбы с терроризмом в социотехнических системах (СТС), т.е. конфликты ТО с обществом и государством, то далее будет рассматриваться только отношение конфликта.
Система S конфликтует с системой SТ в смысле достижения цели WТ (S SТ), если < . С другой стороны (рис. 4.1) система S конфликтует с системой S0 в смысле достижения цели W (S S0), если ЭW(S) < ЭW(S, ).
Иными словами конфликт носит внешний характер, если рассматривается взаимодействие с некоторой внешней системой S0 (внешней средой).
В общем случае, предположим SТ S и соответствующие функции эффективности сведены к безразмерным величинам (пронормированы) так, что их можно сравнивать. Рассмотрим метрики:
r(ЭW) = ЭW( , S) – ЭW(SТ, S), =ЭW(SТ, ) – ЭW(SТ, S).
Эти метрики могут служить оценками меры, характеризующей степень конфликта в смысле достижения цели W. Действительно, если r(ЭW)>0 и чем больше это значение, тем «сильнее» конфликт SТ S.
Аналогично, можно рассмотреть и разности:
, .
Метрики r(ЭW) и могут служить оценками меры, характеризующей степень конфликта (чем больше значение r(ЭW) по модулю, тем больше степень конфликта).
Глубину (остроту) взаимоконфликта можно измерить суммой . По мере убывания этой суммы возрастает острота взаимоконфликта, которая в крайней своей степени может мотивировать террор.
Отношения конфликта формируются в смысле целей W и WТ на множествах функций эффективности ЭW и . Они могут иметь различные размерности, а также могут возникать не в интересах своих локальных целей, а целей других подсистем. Однако программой террора предусматривается прежде всего координальная коррекция цели W за счет значительного снижения эффективности Э системы S, подверженной террористическим атакам со стороны ST.
Мотивом террористической деятельности, как правило, являются следующие отношения. Если RS - интегральный ресурс, включающий экономический, политический, информационный, экологический, демографический и пр. ресурсы, то RS(S) >> RS(ST). При этом интегральный ущерб ресурсу в результате вероятного теракта US (наличие уязвимостей критически важных объектов, взятие под контроль которых ТО принципиально изменит политическую обстановку в S) существенно превышает издержки UST для ST, т.е. US>>UST.
При этом степень риска теракта для S превышают допустимую норму в результате наличия профессиональных ТО, необходимых для теракта финансовых, технических и кадровых ресурсов, зачастую подступающих из вне S0.
В этом случае соответствующая информационная обработка социальной базы ТО (групп людей их поддерживающих) открывает перспективы для успешной террористической деятельности.
Обозначим такой конфликт SТ confT S. Фактически ST стремится управлять СТС, ставя своей конечной целью радикальное изменение W серией террористических актов. Подобное воздействие будет наиболее вредоносным, если террористические акты направлены на самые уязвимые для жизнеобеспечения S объекты, где представляется возможным нанести наиболее существенный ущерб US стратегическим основам S, посеяв в социуме страх и хаос, дезорганизовав систему правления СТС вплоть до разрушения общности (целостности) атакуемой системы.
Именно такие конфликты следует рассматривать при террористическом противоборстве. Причем отношение confT в этом случае часто несимметрично [80].
Разрешение конфликта связано либо с изменением окружения S (вплоть до устранения ST), либо со структурными, функциональными, параметрическими и другими преобразованиями, фактически приводящими к координальному изменению целей WT и W.