Экстремистские неформальные объединения и деструктивные культы
Неформальное движение может быть эффективной средой для реализации деструктивных информационно-управляющих воздействий (ДИУВ). В неформальном движении присутствует широкая вовлеченность людей в действие, которое одновременно имеет черты как жесткой (типа любой официальной организации), так и мягкой структуры. Иногда подобное движение оформляется юридически в виде партии (рис. 3.1).
В период перестройки в России множатся и набирают определенный социальный статус различного рода неформальные движения и организации (НО), которые до этого воспринимались как чисто западный феномен. Новые социальные движения возникали в рамках протеста, являясь ответом на неудовлетворенность процессами официальной культуры и бюрократии .
НО обязательно должно сохранять свой образ неофициального, противопоставленного бюрократическому стилю управления. Оно как бы заполняет свободную нишу, чем активно пользуются партии, которые базируются на оппозиции власти. В этом случае сопротивление власти приобретает организационный характер, и человек не чувствует себя в меньшинстве, что является важнейшим стимулом появления и развития многих НО. Он получает защищающую его атмосферу, избавляется от чувства одиночества в социуме[15].
Особым примером НО являются деструктивные культы (ДК) или секты, в которых Россия также видит серьезную угрозу своей информационной безопасности. При этом отмечается опасное серьезное сближение религиозных и политических движений.
Деструктивный культ (секта) – разновидность НО, чья практика (религиозная и/или психологическая) признается авторитетными институтами гражданского общества деструктивной в отношении: личности в данном обществе, психического и/или физического здоровья, гарантированных прав и свобод человека; самого гражданского общества, культуры, норм общественного порядка, ценностей и образа жизни.
«Деструктивные группы» - это группы экономических субъектов (компаний), главным объединяющим признаком которых является: культовая идеология и применение техник «контроля сознания» к своим сотрудникам.
Контроль сознания - это сознательное насильственное управление психикой и поведением человека, психологическое воздействие на него с целью достижения одностороннего выигрыша манипулятора посредством скрытого побуждения человека к совершению определенных действий (в пользу манипулятора), с использованием ненасильственного (насильственного) обращения в веру (внедрение убеждения), или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия, или с индуцированного согласия того человека, к которому эту технику применяют.
Как видим, ДК как разновидность неформальных организаций также базируется на эффективных коммуникативных технологиях, что позволяет им увлекать за собой большое число сторонников. Особую опасность представляют сегодня радикальные ДК террористической направленности, Деятельность которых представляет угрозу безопасности личности, общества и государства. Факторы, обуславливающие существование ДК, в первом приближении представлены на рис. 3.2.
Зачастую базовой структурной единицей ДК является община. Организация ДК, ее внутренняя жизнь допускают большую инициативу и самодеятельность членов, так как они должны быть не пассивными зрителями и слушателями, а активными участниками собраний. На этих собраниях, как правило, проводятся выступления проповедников (обычно из числа актива), пение религиозных песен и молитвы, коллективные или индивидуальные.
Несмотря на формальный отказ от обрядности, на первых этапах своего развития ДК постепенно вырабатывает все более сложные ритуалы, которые (как, например, у баптистов и адвентистов) в ряде моментов смыкаются с церковным богослужением.
Прием новых членов в общину строго регламентирован уставом, они в течение определенного времени проходят испытательный срок и только после этого могут быть приняты в ДК. В период прохождения «кандидатского стажа» от поступающего требуется активная работа, сотрудничество в общине, изучение вероучения, устава организации и всех предписаний, регламентирующих не только жизнь и деятельность каждого члена в общине, но и его поведение в обществе. Длительность кандидатского стажа не ограничивается строгими рамками. Этот период может быть такой продолжительности, которая потребуется для изучения и воспитания поступающего в ДК. Особо тщательно к изучению кандидатов относятся радикальные НО.
Радикализм - установка личности на радикальное, быстрое и решительное решение проблем. Под политическим радикализмом понимают иногда призывы к насильственному свержению существующего строя, категоричность и нетерпимость идеологической доктрины.
Терроризм - это метод, посредством которого организованная радикальная (асоциальная) группа стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия[48].
Основной целью террористического акта является психологическое воздействие на индивидов, не являющихся непосредственно жертвами данного преступного действия. Значительная часть актов террора совершается ради извлечения материальных выгод (например, захват заложников с целью получения выкупа), хотя они могут прикрываться иными целями. Акты терроризма являются преступлениями, то есть, запрещены национальным и международным правом.
Атмосфера страха - необходимый элемент практически всех разновидностей проявлений деструктивной деятельности, в т.ч. ДК. Акт терроризма совершается террористической организацией (ТО) в политических целях (осложнение международных отношений, дестабилизация государственного правопорядка, воздействие на внутреннюю и внешнюю политику и т.п.)
Субъектами актов терроризма являются как террористы-одиночки, так и члены террористических ДК, то есть относительно устойчивых объединений физических лиц, избравших для достижения своих целей методы насилия и террора.
В террористических ДК, как и большинстве других, имеет место жесткий централизм, сложная иерархическая система, обеспечивающая проведение в определенных рамках проповеднической и воспитательной работы. Очевидно, особую роль здесь играет руководитель. В ряде ДК осуществляется выборность руководящих органов, общественный контроль за финансовой деятельностью руководства общин.
Вместе с тем важное значение придается в ДК укреплению дисциплины. Это обеспечивается все более строгим осуществлением принципа членства, подчинения руководителям, применением различных мер взыскания, вплоть до исключения из общины, временного или полного (так устанавливается полный контроль за адептами)[97].
Процесс установления контроля над сознанием адептов в ДК поясняют рис. 3.3 и 3.4. При этом здоровью адептов может быть нанесен значительный урон, что представляет угрозу безопасности личности и общества.
Базой для деятельности ДК является наличие у человека потребности в общности и значимости для окружающих. Если гражданин испытывает неудовлетворенность в этой потребности, он становится объектом ДК.
Синдром одиночества преследует несчастливые супружеские пары, матерей-одиночек, пожилых людей и работников крупных корпораций – они все жалуются на социальную изоляцию. Взрослые дети слишком заняты, чтобы повидаться с родителями или просто позвонить им.
Таким же образом, в современном социуме человек нередко ощущает дефицит дружеских отношений с другим человеком, он ощущает влечение к тем социальным группам, которые, по его мнению, способны восполнить этот дефицит. А ДК в противовес предлагают одиноким людям безусловное понимание, «бомбардируя любовью», предлагая им свою дружбу и одобрение.
Кроме того, ДК создают иллюзию значимости, осмысленности существования на основе своей собственной версии реальности (религиозной, политической, культурной).
ДК присуща политика «двойных стандартов». Любовь и искренность уместны только по отношению к «своим». Что же касается «чужих», то во имя «праведной» цели допускается ложь, обман, и даже физическое насилие по отношению к противникам. Такая особенность характерна практически всем ДК: мунистам и мормонам, Свидетелям Иеговы, кришнаитам, «Белому братству», саентологам, сатанистам и др.
Макромодель обобщенной технологии деятельности ДК представляет собой топологическое взаимодействие пяти уровней: зарубежная штаб-квартира (ШК), региональная миссия (РМ) или община, миссионеры-проповедники (МП), адепты миссии - общины (АМ) и региональный социум (РС). Данная модель в виде соответствующего графа изображена на рис. 3.5.
Функциональные связи модели поясняют ее двунаправленные дуги и соответствующие индиденторы:
Тшм ð Г (ШК, Тшм, РМ) - прямая связь миссии РМ с центром ШК рассматриваемого ДК; содержание ее включает: передачу РМ технологий и средств на реализацию поставленных задач, текущие инструкции и ориентировки;
Тмш ð Г (РМ, Тмш, ШК) - обратная связь миссии РМ с центром ШК зависит от специфики ДК; так террористические организации требуют от своих агентов видео-отчета о проведенных акциях (обоснование полученного финансирования); религиозные секты частенько заинтересованы в выкачивании средств из своих адептов и в этом случае данная связь будет предусматривать финансовые потоки;
Тмпi ð Г (РМ, Тмпi, МПi) - прямая связь миссии РМ с ее агентом - проповедником МП, реализующим функции приобретения ДК адептов и решения других задач в рассматриваемом пространстве РС; это финансовая поддержка, средства, инструкции и ориентировки относительно РС;
Тпiм ð Г (МПi, Тпмi, РМ) - обратная связь миссии РМ с проповедником МПi, зачастую предусматривает либо отчетный механизм в части пополнения «казны» ДК, либо - от общественно-политических и пр. акций, проведенных в интересах ДК;
ТМiАj ð Г (ПМi, ТПiАij, АMij) - прямая связь миссионера MПi и адепта АМij в зависимости от стадии может носить различный характер «от кнута до пряника»; искусство манипуляции и инфицирования здесь проявляется с особой значимостью;
ТАjМi ð Г (АМj, ТАjМi, ПМi) - обратная связь может носить как характер финансовой помощи ДК, так и более значимых жертв (суицид и др.) на «алтарь» сообщества[8].
|
|
Миссионеры заинтересованы, прежде всего, в людях с асоциальными наклонностями и ситуациями. Развивая эту ассиметрию, они существенно ослабляют связь адепта с РС, вовлекая «клиента» в собственную «сеть» и превращая его в исполнителя воли ДК.
Рассмотренная выше макромодель с успехом может быть адаптирована для различных классов ДК. На ее основе проанализируем основные тактические приемы, используемые при «обработке клиентов» в ДК.
Пожалуй, наиболее универсальной в данном отношении методикой является взаимодействие ПМi и АМij с учетом психологических настроек. Проводя некоторую аналогию с кибернетическими системами, назовем эту процедуру «корреляционный психоприемник» (рис. 3.6). Суть алгоритма в генерации ДИУВ, согласных с установками реципиента и установления «дружественного интерфейса» между реципиентом и членами ДК на фоне антагонистических отношений первого с РС (они и являются основой для соответствующих психических установок АМ).
Гносеологические корни успеха этих манипуляций кроются зачастую в недоработках социума, что порождает полярные настройки психологического характера:
- физическая немощь выражается в чувстве безысходности и симметричное ожидание «света в конце туннеля», т.е. выздоровления;
- социальное безразличие и нигилизм против поиска социального партнерства и востребованности;
- финансовые затруднения и надежда на льготный кредит.
Конструкция текста (проповеди) должна четко отвечать этим ожиданиям, либо обеспечивать сканирование по настройкам
.
Посыл манипулятора ПМ, имеющий отклик по настройкам и , порождает реакцию реципиента на социум , необходимую для проповедника. Совокупность подобных совпадений порождает зависимость от ДК, т.е. формирует его адепта.
Реакция адепта на текст проповедника может быть пояснена функционалом
.
Полярность настроек и обуславливает специфику содержания и последовательность подачи текстов.
Цель данной акции - отнести позитив на счет РМ, а негатив - на счет РС, тем самым дистанцировав адепта от социума и сблизив его с миссией
Алгоритм ДИУВ в данном случае может быть представлен в качестве структурных схем, изображенных на рис. 3.7 и 3.8. В частности, рис. 3.7 поясняет процесс работы корреляционного психоприемника при взаимодействии i-ой настройки и текста.
Предложенное структурирование (топологическое описание) процесса ИПВ может быть использовано для анализа технологий функционирования в России ДК различного толка, в т.ч. управляемых из-за рубежа.
Различают следующие фазы (рис. 3.9) введения нового члена в ДК:
1. Фаза вербовки осуществляется людьми, интуитивно чувствующими потенциального члена ДК. На этой фазе происходит эмоциональное дестабилизирование человека и запутывание в противоречиях. Вербующий старается вызвать доверие на длительное время, демонстрирует желание оказать помощь нуждающемуся, направив его на верный путь. Человек, осуществляющий вербовку, выглядит воодушевленным, радостным, проявляет себя членом сообщества, которое всех делает счастливым[3].
2. Фаза введения в учение заключается в изложении основных положений предлагаемой ДК доктрины. Основной задачей этого этапа является психологическая привязка вербуемого человека с вовлечением его в провозглашаемую идеологию ДК. Форма вовлечений может быть разнообразной: курсы, семинары, лекции, богослужения, изучение книг, просмотр видеокассет, во время которых «учения», излагаемые основателями ДК, выдаются «порционно». Стараются связывать вербуемого новыми обязанностями, не оставляя им времени для самостоятельного критического осмысления происходящего. Активно используются комплименты и похвалы, когда человек получает приятную для него эмоциональную поддержку. Процесс ввода в учение направлен на усиление контроля над мыслями и чувствами. Активно используется аутосуггестия, при которой человек начинает считать, что он получает в ДК именно то, к чему он стремился.
Создается своеобразная картина иллюзорного мира, обладающая привлекательностью. Вербовщики пытаются убедить человека в том, что пребывание в ДК сделает его приближенным к элите, открывшей для себя особую правду. Постепенно у вербуемого исчезает критическое отношение к ДК, которое могло присутствовать ранее.
Это приводит к появлению у людей новой идентичности, личности, думающей, чувствующей в категориях ДК, возникает другая система ценностей. Фактически формируется новая личность.
Такая тактика приводит к расщеплению личности с возникновением в подсознании ощущения опасности и несоответствия. Новая личность конфронтирует с прежней личностью. Ощущение раздвоенности может провоцировать эмоциональное напряжение. Поэтому, спецификой формирования новой личности в рамках ДК является более выраженная опасность возникновения психического заболевания, что подтверждается практикой.
Со временем у члена ДК критическое осознание угнетается, прежняя личность вытесняется и появляется адепт новой идеологии.
3. Фаза укрепления связи с ДК проявляется в разрыве человека с прошлым. Жизнь течет в лоне общины. Происходит прерывание контактов с теми, кто отвлекает от постоянной связи с ДК.
4. Фаза отчуждения от окружающего мира и изоляция реализуется параллельно со все большим вхождением в жизнь ДК.
5. Фаза укрепления приверженности к учению ДК характеризуется усилением зависимости, контроля в рамках идеологии ДК.
Членство в ДК является результатом двух взаимодействующих сил: тактики вербовки (обращать, обрабатывать и удерживать) и личной уязвимости потенциального новичка. Начнем со второго фактора. Вербовщики чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении.
Среди них могут быть студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве), наивные подростки с их кризисом самореализации, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т.п.), мигранты, беженцы и пр. лица, испытывающие потребность в дружественности, сердечности.
Особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками. При некотором стечении обстоятельств жертвой манипулирования со стороны деструктивных культов может оказаться, хотя бы и ненадолго, любой человек, рискнувший войти в контакт с ДК[31].
Главная задача, чтобы вербуемый ощутил эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность или желание поддерживать контакт. Когда вербуемые клиенты считаются готовыми (это может быть после пятнадцати минут разговора или после нескольких случайных встреч), их могут пригласить присоединиться или посетить общину. Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Так, вербуемый клиент, ищущий духовного совершенства, может быть приглашен в «духовную дискуссионную группу», в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на «семинар по человеческому потенциалу».
Параллельно решается другая не менее важная задача, которая состоит в том, чтобы быстро оценить, будет ли вербуемый клиент ценным приобретением для ДК, то есть способным приносить деньги и привлекать новых последователей. Если клиент заслуживает внимания, на вербуемого будет обрушиваться столько внимания и щедрой заботы, сколько нужно, чтобы он принял обязательство присоединиться к ДК.
Обобщенная модель процесса вербовки изображена на рис. 3.10. У каждого ДК имеются свои конкретизированные методики вербовки.
К примеру, члены секты «Свидетели Иеговы» обходят квартал за кварталом, квартиру за квартирой, вооружившись подробной инструкцией, содержащей около сотни способов завязывания контакта и вступления в беседу с вербуемыми.
Как это видно из рис. 3.10 первичная фаза вербовки предусматривает установление дружественного интерфейса с новичком. В общем случае психобезопасность личности во многом обеспечивается цепью фильтров в составе ее интерфейса