Отражение свойств личности допрашиваемого в особенностях устной речи при производстве допроса
Одной из особенностей устной речи является сложность ее анализа следователем, так как особенности устной речи допрашиваемого необходимо определить непосредственно в процессе производства следственного действия и показаний лица. Решить эту проблему предлагается следующими путями:
а) выделение структурных элементов устной речи (вокальности, тональности и содержательности);
б) учет факторов, влияющих на особенности устной речи: личностный (психологический тип допрашиваемого) и ситуационный (факт процессуального общения в рамках следственного действия ‑ допроса);
в) использование тактико-типологического подхода.
Под тактико-типологическим подходом в статье понимается совокупность методов по использованию свойств личности, основанных на типологии и тактических приемах, в целях получения достоверной информации о личности, использования этих знаний для прогнозирования поведения лица и индивидуального подхода при производстве следственных действий.
Преимущество тактико-типологического подхода раскрываются через следующие положения:
‑ рассматриваемый подход предполагает возможность использования знаний и методов исследования различных наук: криминологии, социологии, психологии, психолингвистики в криминалистических целях;
‑ в тактико-типологическом подходе учитывается поведенческий аспект, позволяющий основываясь на свойствах личности определить типовую модель поведения;
‑ данный подход позволяет учитывать свойства личности, как с целью правомерного воздействия, так и прогнозирования поведения;
‑ позволяет адаптировать приемы типологии к криминалистическим целям, путем отнесения субъекта к отдельному психологическому типу и наблюдения за поведением (в том числе и речевым поведением) во время проведения следственных действий;
‑ прием типологии позволяет выделить группы людей с типовыми свойствами и поведением, что облегчает выбор моделей поведения самим следователем, конкретизировать тактические приемы, сориентировать их на каждую группу.
Тактико-типологический подход является наиболее эффективным подходом при изучении устной речи. Проанализировать речевые особенности каждого человека невозможно, в то время как типология позволяет систематизировать информацию о субъектах, объединить её в отдельные группы и в итоге выделить структурные особенности речи. Прием типологии известен давно, со времен изучения мотивации преступного поведения, и нашел отражение при решении большого количества научных проблем. Данный подход будет использоваться автором для анализа деятельности.
В статье рассмотрена типологическая классификация акцентуированных психологических типов К. Леонгарда[146]. Акцентуация – это свойство характера личности, которое развито в чрезмерной степени. Опираясь на экстравертные и интровертные типы и развивая типологический подход К.Г. Юнга[147] и К. Леонгарда, можно выделить пять экстравертных и пять интровертных психологических типов: эпилептоид, гипертим, гипотим, циклоид, истероид, параноид, застревающий, сензитив, шизоид. Достоинство указанной типологии состоит в ее доступности как начинающему, так и опытному следователю. Каждый психологический тип характеризуется своими уникальными особенностями поведения и речи, которые легко можно определить в процессе беседы и последующих допросах.
Кроме того, тактико-типологический подход, основанный на изучении акцентуированных личностей, предложенный К. Леонгардом, оптимален для использования в области криминалистики, так как:
1) применяется в криминалистических исследованиях, в том числе смежных с наукой о человеке;
2) имеет практическую направленность;
3) ввиду выделения небольшого количества психологических типов (десять) доступен для освоения лицами, не имеющими психологического образования;
4) имеется достаточное количество криминологических исследований личности преступника, использующих типологический подход[148].
Использование типологии акцентуированных личностей практическими работниками правоохранительных органов при производстве допроса позволит повысить его результативность. Имея представление об особенностях речи каждого психологического типа, следователь сможет соотнести их с речью допрашиваемого лица, следовательно, правильно выбрать тактику допроса и дальнейшего поведения при производстве следственных действий, а также выяснить достоверность полученной в ходе рассматриваемого следственного действия информации.
Отличие устной речи человека в повседневных условиях и в ситуации допроса состоит в степени привычности происходящего для лица. У человека вырабатывается модель поведения для каждой стандартной ситуации, предугадываемая другими. Соответственно, в большинстве случаев устная речь характеризуется естественностью, свойствами, выработанными человеком в течение жизни.
Допрос кардинально отличается от стандартной привычной ситуации:
1) У большинства людей нет варианта реагирования на данную стрессовую ситуацию. Данный фактор приводит к тому, что допрашиваемый пытается не только подобрать верную модель поведения, но и тщательно контролировать то, что он скажет, то есть контролировать такой элемент устной речи, как содержательность.
2) Еще одной особенностью является то, что в стрессовой ситуации еще в большей степени проявляются акцентуированные свойства личности, поэтому допрашиваемый при производстве допроса предоставляет намного больше личностно значимой информации о себе, что позволяет следователю выстроить индивидуальную линию поведения как допроса, так и других коммуникативных следственных действий.
3) Любое напряжение человеческого организма в одной сфере должно компенсироваться расслаблением в другой, поэтому сознательный контроль допрашиваемым содержательной стороны своих показаний компенсируется отсутствием контроля за вокальными и тональными свойствами речи, которые обусловлены физиологическими и психологическими особенностями личности и в привычных ситуациях в наименьшей степени подчиняются сознательному изменению.
4) Говоря об особенностях вокальных и тональных характеристик устной речи при производстве допроса, также важно отметить изменение динамики речи допрашиваемого, которое обусловлено замедлением физиологических процессов в организме во время стрессовых ситуаций и проявляется в устной речи в виде уменьшения громкости, срыва голоса, выравнивания интонации, уменьшения темпа, увеличения количества и длительности пауз.
5) Из вышеперечисленного следует еще одна особенность устной речи допрашиваемого: ситуация допроса и напряжение, которое она вызывает, приводят в некоторых случаях к противоположному поведению допрашиваемых интровертного и экстраверного типов.
В данном параграфе рассматриваются не только общие признаки лжи, а типовые модели речевого поведения допрашиваемых в ситуации допроса при сообщении как правдивой, так и ложной информации.
Речь является сложной системой, познание которой возможно только путем изучения ее элементов. Анализ этих элементов позволит сделать вывод о речевых особенностях конкретного допрашиваемого, определить его психологический тип, а впоследствии поможет следователю эффективно выбрать тактику поведения и проведения следственного действия с допрашиваемым.
Для того чтобы детальнее подойти к изучению речи, необходимо определить ее структуру. Устная речь состоит из трех элементов, которые можно наблюдать и проанализировать в отношении каждого допрашиваемого (Рис. 1):
‑ вокальность (громкость, темп, стабильность – физические компоненты);
‑ тональность (интонация, речевые паузы, диапазон – психологические компоненты);
‑ содержательность (отражение индивидуальных символов в речи, личностно значимая информация).
Рис. 1. Структура устной речи
Для того, чтобы провести криминалистический анализ устной речи каждого психологического типа, рассмотрим каждый из указанных элементов устной речи подробнее. Кроме того, элементы структуры устной речи необходимо рассмотреть через призму нескольких факторов: стабильность, контролируемость, ситуационность, исследуемость.
Фактор стабильности предусматривает постоянное, повторяющееся проявление признаков изучаемого объекта и обусловлен работой психики. Соотношение вокальности с психическими процессами, тональности с психическими состояниями, а содержательности с психическими свойствами и обеспечивает стабильное их проявление в устной речи.
Контролируемостьпроявляется в сознательном стремлении личности изменить присущие ей свойства и особенности вокальности, тональности или содержательности. Так как организм стремится к состоянию покоя, к привычному состоянию, то чем сильнее контроль, тем быстрее человек устанет и возвращается в рамки проявления своих типовых личностных особенностей.
Следующим фактором, влияющим на отображение личностных особенностей, является ситуационность. По сути, все ситуации, с которыми сталкивается человек, можно разделить по степени привычности: привычные и непривычные, либо по степени эмоционального напряжения: нормальные (обычные) и стрессовые.
Исследуемость заключается в возможности познать то или иное явление и раскрывается на коммуникативном уровне в том, что каждый из его элементов подлежит измерению.
К вокальности относят такие характеристики, как громкость, темп и стабильность речи.
Громкость ‑ это сила голоса, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек варьирует силу голоса в зависимости от условий коммуникации и эмоционального напряжения[149]. Громкость – это субъективная мера ощущения, связанная с воздействием на органы слуха звуковых колебаний и зависящая от амплитуды и частоты этих колебаний. Громкость голоса определяется по шкале «громко (60‑80 дб.) – средняя громкость (40‑60 дб.) ‑ тихо (до 40 дб.)».
Темп речи – скорость произнесения отдельных элементов речи (звуков, слогов, слов) или скорость изменения тех или иных отрезков речи во времени. Абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения[150]. Темп может быть связан с содержанием высказывания: случайные слова произносятся быстрее знаменательных, наиболее важные слова произносятся медленнее; важна позиция слова во фразе – замедленный темп используется в краевых позициях фразы (особенно в конце), убыстренный – в середине фразы. Темп произнесения можно подсчитать на основе определения среднеслоговой, среднезвуковой, средневокальной (по гласным звукам) длительности. Темп речи может быть определен по шкале «быстрый (от 100 и больше слов в минуту) – средний (от 60 до 100 слов в минуту) – медленный (до 60 слов в минуту)»[151]. Темп речи – скорость изменения тех или иных отрезков речи во времени.
Под стабильностью понимается способность сохранять громкость и темп речи на одном уровне достаточно продолжительное время. Стабильность измеряется по шкале «стабильный ‑ нестабильный».
Вокальность речи зависит и от темперамента человека, то есть присуща человеку от рождения и является биологическим фактором. Кроме того, громкость голоса, темп речи и стабильность зависят от интровертности или экстравертности лица.
Вокальность обусловлена строением речевого аппарата и представляет собой устойчивую базу речевых навыков, имеющих невысокую вариативность. Понятие «база» в рамках вокальности предполагает устойчивое, повторяющееся проявление речевых навыков, главным образом выражаясь в силе голоса человека (громкости). Громкость голоса обусловлена характерными формой и размерами ротовой и носовой полости горла, органов дыхания. Строение речевого аппарата является индивидуальным, неизменным на протяжении жизни, с его развитием формируется и речевой навык в виде способности говорить с определенной громкостью. Исходя из этого, можно утверждать, что вокальность основывается на базе речевых навыков, имеющих индивидуальный, повторяющийся характер, наиболее стабильно отображающихся в поведении человека.
Стабильность вокальности обусловлена формированием речевого навыка, в основе которого лежат кратковременные и динамичные психологические процессы. Навык на данном уровне выражается в определенной силе голоса – громкости. Можно выделить три вида силы голоса: 1) громкий голос; 2) голос средней громкости; 3) тихий голос, которые являются наиболее оптимальными и привычными. Человек не может выйти за пределы особенностей вокальных особенностей, так как они сложились на основе неизменной базы навыков. Конечно, можно утверждать, что любой человек может говорить как громко, так и тихо, однако громкий голос лица, которому свойственен тихий голос будет намного тише голоса лица, у которого сила голоса изначально выражается в громком голосе.
Для наглядности проведем следующее соотношение:
1) громкий голос: очень громко– громко – средняя громкость;
2) голос средней громкости: громко – средняя громкость – тихо;
3) тихий голос: средняя громкость – тихо – очень тихо.
Динамичность, свойственная вокальности, достаточно быстро вернет силу голоса в привычное для него состояние, поэтому мы можем говорить о стабильности проявления особенностей вокальности.
Контроль вокальности выражается в сознательном регулировании громкости голоса – усилении или уменьшении. Так как в основе вокальности лежит база навыков, основанная на биологических особенностях организма, то получается, что попытка контролировать громкость похожа на «борьбу с природой», принудительное изменение естественного состояния человека.
Особенность проявления фактора ситуационности на уровне вокальности заключается в том, что определенная громкость голоса, обусловленная базой, формируется в зависимости от вида ситуации и стабильно проявляется в них. Каждому из указанных видов ситуаций соответствует своя громкость, исходя из возможности варьирования силы голоса, рассмотренных выше.
Следующая характеристика – это тональность речи, к которой относятся интонация, характер и длительность распределения речевых пауз и диапазон голоса.
Интонация передает эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение допрашиваемого, его отношение к преступному событию, к людям, которые были причастны к преступлению. Интонация индивидуализирует устную речь, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповторимый характер.
Интонация определяется как частотные изменения голоса (повышение и понижение тона голоса), измеряется в герцах (Гц). Можно выделить преимущественно равномерную интонацию у интровертов и неравномерную ‑ у экстравертов. Равномерная интонация предполагает незначительные плавные изменения громкости голоса в течение устного повествования, в данном случае дачи показаний допрашиваемым лицом. Неравномерная интонация определяется значительными, частыми изменениями громкости голоса, что обычно создает впечатление эмоционального речевого поведения допрашиваемого.
Интонация выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или незаконченность, то, к какому типу относится предложение, содержит ли оно вопрос, восклицание или повествование. Вариации интонации связаны с особенностями личности (в том числе типом высшей нервной деятельности), психическим состоянием в момент речи[152].
Речевые паузы – это остановки голоса, разделяющие речевой поток на логические или эмоционально-смысловые части. Можно выделить короткие, средние и долгие речевые паузы. Паузы значительно влияют на темп речи: быстрый темп характеризуется короткими паузами, медленный темп – долгими. Речевые паузы измеряются в секундах.
Диапазон – это интервал между доступным человеку самым низким и самым высоким голосом. Если для речи человека характерны как высокие, так и низкие тона, то можно говорить о высоте диапазона его голоса, многотональности и эмоциональности речи. Если человеку доступна одна тональность (высокая или низкая), то можно утверждать, что диапазон его голоса низкий. Указанная особенность речи может быть измерена любой программой, воспроизводящей аудиозаписи (QuickAudio, Adobe Audition) и изображена графически (Рис. 2, 3).
Рис. 2. Графическое изображение высокого диапазона голоса
Рис. 3. Графическое изображение низкого диапазона голоса
Тональность основана на достаточно жестком диапазоне возможных моделей реагирования. Диапазон – это строго ограниченное проявление моделей реагирования в нормальном состоянии. В отличие от базы, имеющей небольшую вариативность, диапазон основан на модели поведения, за рамки которой человек неспособен выйти. Строгие рамки диапазона объясняются свойством психики находится в состоянии максимального комфорта, любое отклонение от нормы требует затраты дополнительных сил и истощения, в то время как психика стремится вернуться к привычному состоянию покоя.
Эмоциональность, выраженная в особенностях тональности речи, предполагает наличие вариативности, но в то же время имеет строгие рамки, ограниченные границами диапазона. Представляется, что диапазональные изменения речи в нормальном состоянии – это тот эмоциональный промежуток, за который человек не может выйти. Особенность диапазона состоит в том, что он предполагает наличие выбора, но в установленных границах.
Говоря об эмоциональности, можно выделить степень и силу проявления эмоций. Сила – это показатель испытываемых эмоций самим человеком внутри себя, переживание определенных чувств. Степень – это проявление эмоций во вне, в окружающий мир, посредством устной речи и мимики. Психическое состояние человека оказывает непосредственное влияние на силу эмоций, которая выражается в степени эмоций. Однако величина силы эмоций не всегда прямо пропорциональна степени.
Проблема состоит в том, что диапазон эмоционального состояния не одинаков у всех людей. Испытывая сильное эмоциональное напряжение, некоторые типы личности могут контролировать проявление своих эмоций. Учитывая признаки психического состояния – статичность и кратковременность, выделим четыре типовых группы диапазона проявления эмоциональности:
1)Низкая сила и степень эмоций. Данная группа свойственна для малоэмоциональных типов, характеризуется равномерной интонацией, слабо выраженной мимикой, неменяющимся выражением лица. Самый ограниченный диапазон проявления эмоциональности.
1) Высокая сила эмоций и низкая степень эмоций. Эмоциональное состояние, так или иначе, должно выразиться, контроль и подавление одного явления сказывается на проявлении другого, поэтому эмоции выразятся либо в изменениях тональности, либо в мимике.
2) Высокая сила и степень эмоций. Самый широкий диапазон проявления эмоций, как в устной речи, так и в мимике, характеризующийся высокой степенью вариативности.
3) Низкая сила и высокая степень эмоций. Указанная группа представляется наиболее редкой, так как в данном случае имеет место искусственное увеличение проявление эмоций, что в нормальном состоянии человеку не свойственно. Такое поведение может быть обосновано нестандартной ситуацией либо психологическими особенностями лица.
Учитывая то, что диапазон является теми рамками, за которые человек не может выйти в нормальном состоянии, можно предположить, что каждому психологическому типу соответствует уровень эмоциональности в зависимости от принадлежности к рассмотренным выше группам (табл. 1).
Таблица 1 – Проявление эмоциональности у представителей отдельных психологических типов
Низкая сила и степень эмоций | Высокая сила эмоций и низкая степень эмоций | Высокая сила и степень эмоций | Низкая сила и высокая степень эмоций. |
Шизоид | Застревающий | Сензитив | Истероид |
Гипотим | Параноид | Конформный | Гипертим |
Циклоид | Эпилептоид |
Говоря об эмоциональности, возможны следующие варианты проявления контроля: стремление увеличить степень эмоций и наоборот – уменьшить. Говорить о контролируемости силы эмоций представляется нецелесообразным, так как контроль в основном связан с целью сокрытия истинного эмоционального состояния. Важно отметить, что осознанный контроль тональности может выражаться только в контролируемости одного элемента: интонации, речевых пауз или уровня тона голоса. Невозможно контролировать сразу несколько элементов, так как это приведет к увеличению энергозатратности и стресса для психики человека. В то же время, даже контроль одного элемента невозможен в течение длительного времени, в силу стремления психики к комфортному состоянию.
Несмотря на кажущееся разнообразие ситуаций, диапазональные изменения тональности также строго ограничены. Для каждого указанного вида ситуации существует определенный диапазон, за рамки которого человек неспособен выйти в силу ограниченности вариантов психического состояния. Представляется, что для непривычных и стрессовых ситуаций диапазон проявления тональных особенностей шире, но это не исключает строгую модель реагирования. Кроме того, при повторении той или иной ситуации, возрастает степень адаптации, в результате чего пропадает необходимость искать новые способы реагирования, что приводит к варьированию коммуникативных свойств личности в рамках диапазона.
Несомненно, следователь в своей работе при проведении допроса чаще обращается к анализу содержательной стороны речи с тем, чтобы определить информацию, имеющую значение для дела, противоречия или ложь в показаниях допрашиваемого лица. В то же время существует проблема трактовки показаний допрашиваемого следователем, так как слово может предполагать большое количество смысловых вариантов, и каждый человек вкладывает свой смысл в произнесенные им слова. Получить сведения о типе личности допрашиваемого можно с помощью анализа символов, которые употребляются в речи каждого человека.
Содержательность речи в статье рассматривается с точки зрения личностного смысла и символов, которые отображаются в речи допрашиваемого. Впервые на эту особенность обратил внимание Ф. де Соссюр, сформулировав постулат о том, что «слово не столько обозначает, сколько обладает ценностью»[153], в котором отразился личностный подход в изучении устной речи.
Развивая идею Ф. де Соссюра, В.П. Белянин рассматривает речь как отражение субъективного мира его автора, как высшую единицу человеческого мышления. Он утверждает, что за каждым речевым текстом стоит личность, познать которую возможно посредством изучения текстов, и формулирует следующие постулаты:
1. За языком (речью) стоит не только система языка (речи), но и психология. Каждый языковой (речевой) элемент обусловлен не только лингвистическими, но и психологическими закономерностями.
2. За разными речевыми текстами стоят психологические особенности человека. Разнообразие психологических типов людей рождает разнообразие речевых текстов.
3. Структуры речевого текста взаимосвязаны со структурами сознания личности. Текст является результатом порождения личностного сознания[154].
Личностное значение речи проявляется посредством символов, которые присутствуют в устной речи человека как в привычных условиях, так и в ситуации допроса.
Определить психологический тип допрашиваемого и тем самым расположить его к себе следователю поможет подстраивание под речь лица при помощи употребления тех же слов-символов, что и сам допрашиваемый. Это обусловливается гипотезой Геннекена‑Рубакина[155], согласно которой люди с большей охотой воспринимают ту информацию, которая соответствует их собственному мировосприятию, психологическим особенностям.
В процессе анализа содержательности устной речи автором были определены общие символы для представителей отдельных психологических типов, то есть такие слова, которые человек склонен использовать независимо от темы разговора. Представители всех психологических типов склонны в ситуации ассоциативного выбора употреблять определенные символы[156]. Необходимо рассмотреть механизм определения символов в речи, который можно описать в виде трех этапов:
1. Каждому из психологических типов соответствует наиболее выраженная акцентуированная черта характера. Эпилептоид – сверхимпульсивность; истероид – сверхдемонстративность; гипертим – гиперактивность (сверхконцентрация вовне); циклоид – цикличность личности; застревающий – сверхконцентрация внимания; параноид – склонность к формированию сверхценных идей; сензитив – сверхчувствительность; конформный – зависимость; шизоид – сверхпогруженность в себя (сверхконцентрация внутри); гипотим – гипоактивность.
2. Следующим шагом является детализация акцентуированной черты характера личности путем выделения типовых свойств, присущих каждому психологическому типу. Рассматриваемые личностные особенности как свойства отдельных психологических типов активно используются в практике психологических и психолого-психиатрических экспертиз. Из описания психологических типов были выбраны только те свойства, которые в той или иной степени проявляются в процессе поведения в целом и речевого поведения в частности[157]. Преобладание негативных свойств объясняетсятем, что условно-отрицательные черты характера проявляются наиболее характерно, чем положительные.
Эпилептоид – возбудимость, агрессивность, склонность к эмоциональным взрывам, мстительность, организаторские способности. Истероид – эгоцентризм, аморальность, лживость, беспринципность. Гипертим – активность, общительность, безответственность, способность к быстрому реагированию и адаптации, экстравертность. Циклоид – амбивалентность, нестабильность, соединение противоположностей; интеллектуальность, циничность. Застревающий – неспособность к быстрому переключению, как в мыслях, так и в действиях, дисциплинированность, педантичность. Параноид – воля, подозрительность, фанатичность, принципиальность, преданность идее. Сензитив – сострадание, эмпатия, эмоциональность, гиперкомпенсация. Конформный – слабовольность, нерешительность, необходимость в лидере, в поддержке, универсальность (все качества выше среднего), возможность развития в любом направлении, в зависимости от человека, который оказывает влияние. Шизоид – глубинность мышления, аналитический склад ума, малоэмоциональность, невысокая социальная активность. Гипотим – пассивность, пессимизм, интровертность.
Символы в речи не столько обозначают предмет (несут информационную функцию), сколько имеют символьное, абстрактное значение, выполняют функцию художественного определения или сравнения (например, одно и то же слово может иметь разное символьное значение у каждого психологического типа).
Для удобства определения символов в устной речи выделим среди них две группы: символы-образы и символы-идеи. Символы-образы представляют собой отдельные слова, имеющие не понятийное значение, а образное. Символы-идеи имеют абстрактное значение и выражаются в предложениях, устных текстах в целом, включая в себя символы-образы.
Соотношение типовых свойств личности с используемыми ею речевыми символами качественно характеризуют эту личность. Эта характеристика обусловлена тем, что слова-символы представляют собой отображение психологических особенностей каждого человека, в некотором роде они являются бессознательными «проговорками», тем, что представляет для лица особое личностное значение. Кроме того, в символах речи непосредственно отображаются качества и психологические особенности типа личности. Используя типологический подход при отнесении допрашиваемого к определенному психологическому типу, следователь получает возможность не только сузить толкования символьного значения слов, но и определить при этом тактику проведения допроса с каждым допрашиваемым.
3. Учитываем частоту используемых слов-символов: если в речи лица символ употребляется один раз, то, скорее всего, он не является личностно значимой информацией, если несколько раз, то его необходимо учесть при определении символьного ряда.
Определение символьного значения речи будет способствовать не только получению дополнительной информации о личности допрашиваемого, но и поможет следователю через употребление значимых для допрашиваемого слов-символов произвести правомерное воздействие, определить дальнейшую тактику при производстве допроса и других следственных действий.
Содержательность, передавая осознаваемую и неосознаваемую смысловую нагрузку, основывается на типовой модели поведения. Типовая модель предполагает привычное и наиболее комфортное поведение человека, выбор речевых конструкций в рамках знакомой модели. Знание типовой модели позволит следователю при расследовании преступления прогнозировать поведение интересующего его лица, предположить особенности показаний по форме и содержанию.
Типовая модель речевого поведения, определяется психическими свойствами – длительностью и статичностью. Под типовой речевой моделью понимается – сформировавшиеся в течение длительного периода особенности устной речи, обусловленные психическими свойствами личности, и наиболее проявляющиеся в состоянии покоя.
Стабильность содержательности выражается в устойчивой передаче смысловой нагрузки в рамках типовой модели в виде:
1) структуры предложений (простое, сложносочиненное, сложноподчиненное, причастные/деепричастные обороты и т.д.);
2) употребления определенных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений и т.д.);
3) слов-символов (неосознаваемый смысл);
На первый взгляд может показаться, что из всех элементов устной речи проще всего контролировать содержательность. Однако если структуру предложения и отдельные слова возможно скорректировать в речи, то слова-символы, идущие на подсознательном уровне и обусловленные психическими свойствами личности, контролировать практически невозможно. Кроме того, постоянное напряжение и контроль речи приводит к «проговоркам», наличие которых может свидетельствовать о скрываемой информации со стороны говорящего.
Важно отметить, что увеличение контроля над элементами устной речи приводит к стремлению нарушить модель поведения, ограниченную базой, диапазоном и типовой моделью, что выражается в дополнительной затрате как физических, так и психологических возможностей организма, который по истечению некоторого времени вернется в рамки привычного для него состояния. Взаимосвязь элементов проявляется и в том, что невозможно контролировать все три элемента, чем сильнее предпринимается попытка контролировать хотя бы один из них, тем сильнее будут проявляться особенности другого.
Рассматривая содержательность, необходимо отметить, что типовая речевая модель предполагает реагирование на различного рода обстоятельства, однако, при повторении ситуаций, человек достаточно быстро адаптируется. Речевое поведение же в стрессовых, непривычных ситуациях может меняться лишь в течение того времени, пока лицо не адаптировалось к ним, но все равно будет ограничиваться рамками типовой модели.
Использование знаний о психологическом типе допрашиваемого, его речевых особенностях позволит индивидуализировать тактические приемы при производстве коммуникативных следственных действий, что обеспечит более эффективное проведение как следственных действий, так и самого процесса расследования преступления в целом.
Если говорить об общих особенностях устной речи экстравертов и интровертов, то экстраверты говорят громче, чем интроверты; интроверты часто испытывают желание указать экстравертам на слишком громкий голос, хотя не всегда это желание осуществляют. Скорость речи у экстравертов часто выше, чем у интровертов; интроверты обычно сомневаются, обдумывают все, перед тем как высказать. Интроверты часто недоговаривают, не до конца высказываются по какому-либо вопросу, а экстраверты, напротив, могут повторять свою точку зрения несколько раз. Экстраверты больше применяют средства невербальной коммуникации ‑ жестикуляцию, мимику и т.д., а интроверты часто кажутся более замкнутыми и сдержанными.
В целом, речь интровертов характеризуется неторопливым, размеренным темпом речи, даже если темп и быстрее среднего, то речь ровная по интонации. Экстравертов отличает быстрый неравномерный темп речи и эмоциональные интонационные скачки.
Деление на два типа нашло свое эффективное подтверждение в работе И.Т. Кривошеина[158]. Он выделяет два типа деятельности и поведения: первый ‑ интеллектуально-волевой и второй ‑ интеллектуально-эмоциональный, иначе названные два типа можно обозначить как рациональный и эмоциональный.
Таким образом, криминалистическая исследовательская традиция нахождения взаимосвязи между психологическим типом допрашиваемого и особенностями его речи, отраженных в показаниях, насчитывает более десятка лет. Так, рациональный тип характеризуется преимущественно наличием в его содержании элементов логического, аналитического и оценочного характера. Эти признаки наблюдаются при изложении допрашиваемым свободного рассказа. Свободный рассказ, последующие ответы на вопросы, объяснения излагаются, как правило, взвешенно, аргументированно, логично, во всяком случае, стремление к этому явно выражено. В речи видна не спонтанная, не ситуативная, а предварительная продуманность. Как отмечают некоторые следователи, после прослушивания такого свободного рассказа возникает некоторое смятение, теряются ориентиры в отношении того, какие вопросы и в какой последовательности следовало бы поставить допрашиваемому, настолько неожиданной и правдоподобной является его версия.
Речь рационального типа сопровождается такими выражениями, как: «Видите ли...», «Да знаете...», «Понимаете...». С них обычно начинается ответ на вопрос, построение фразы. Данные выражения указывают на такую особенность в познавательной, мыслительной деятельности, как склонность к обдумыванию. Темп речи в общем спокойный, уравновешенный, рассудительный, эмоциональная окраска невыразительная, неброская, очень сдержанная, что можно объяснить отчасти значительной развитостью волевых свойств, их приоритетом над эмоциями, контролем поведения[159]. Такая модель поведения характерна для таких акцентуированных типов, как: циклоид, параноид, шизоид, гипотим, застревающий.
Речь эмоционального типа, как правило, быстрая, сумбурная, нелогичная (рваная), без особой аргументации, по тону выше среднего. Обвиняемые начинают говорить громко, появляются голосовые спазмы, может начаться истерика. В речи и поведении обвиняемых с преобладанием эмоционального компонента в способах реагирования чаще встречаются элементы алогичного характера, оценочные суждения имеют выраженную эмоциональную окраску, сопровождаются эмоциональными восклицаниями (например, «ай», «ой», «ну»), выражающими недовольство, беспокойство, растерянность, удивление, гнев. Они встречаются как в свободном рассказе, так и в последующих объяснениях обвиняемых, в ответах на вопросы как первоначальное реагирование на предъявленное доказательство[160]. Такая модель поведения характерна для следующих психотипов: эпилептоид, гипертим, истероид, сензитив, конформный. Соотношение рационального и эмоционального типов с типологией акцентуированных личностей представлено в табл. 2.
Таблица 2 ‑ Соотношение типологии И.Т. Кривошеин