Методы эмпирического, общелогического и теоретического исследования.

В структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня: эмпирический, теоретический и общелогический. Каждому из этих уровней соответствует определенная группа методов. Методы эмпирического исследования. Этому уровню присущи следующие методы: 1. Наблюдение, это целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и качестве конечной цели, о его существенных свойствах и отношениях. Наблюдение – это не просто пассивное созерцание изучаемых предметов и процессов. Научное наблюдение носит деятельный характер и предполагает особую предварительную организацию его объектов, обеспечивающую контроль за их поведением. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, кинокамерами). 2. Эксперимент. Он представляет собой активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта и его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от побочных влияний и представляется в чистом виде. При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, многократно воспроизводятся и изменяются. Эксперимент имеет две взаимосвязанные функции: опытную проверку теорий и гипотез и формирование новых научных концепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие и ряд других. По характеру объектов выделяют физические, химические, биологические, социальные и т.п. эксперименты. Широкое распространение в современной науке получил мысленный эксперимент. Он представляет собой систему мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. 3. Сравнение. Это познавательная операция, выявляющая сходства или различия объектов. Сравнение служит основой такого логического приема, как аналогия. 4. Описание. Это познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке, т.е. схем, графиков, рисунков и т.п. 5. Метод измерения. Он представляет собой совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Методы теоретического исследования.

К методам этого уровня относится прежде всего формализация. Это отображение содержательного знания в знаково-символическом виде, т.е. в формализованном языке. Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками, формулами, что связано с построением искусственных языков. Формализация служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств. Второй метод – аксиоматический метод. Он представляет собой способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения (аксиомы), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Третий метод – гипотетико-дедуктивный. Сущность его заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет носить вероятностный характер.

Четвертый – метод восхождения от абстрактного к конкретному. Он состоит в движении научной мысли от исходной абстракции через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату, т.е. целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета. В качестве своей предпосылки данный метод включает в себя восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их закреплению в соответствующих абстрактных определениях. Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному – это движение от единичного к общему. Здесь преобладают такие логические приемы, как анализ и индукция. Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному – это процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему. Здесь преобладают приемы синтеза и дедукции. Такое движение познания – диалектически противоречивый процесс, отражающий противоречивое развитие самого предмета, его переход от одного уровня к другому, в соответствии с развертыванием его внутренних противоречий.Общелогические методы и приемы исследования. К ним относятся анализ, он представляет реальное или мысленное разделение объекта на составные части, и синтез, их объединение в единое органическое целое. Результат синтеза – совершенно новое образование знания. Эти методы диалектически взаимосвязаны. Абстрагирование, т.е. процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств. Самым высоким уровнем абстракции характеризуются философские категории. Обобщение, т.е. процесс установления общих свойств и принципов предметов. Гносеологической основой обобщения являются категории общего и единичного. Идеализация – это мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных идеализированных объектов, не существующих в действительности. Идеализированный объект в конечном счете выступает как отражение реальных предметов и процессов. Образовав с помощью идеализации теоретические конструкты, в дальнейшем можно оперировать с ними в рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реальных процессов, служащие для более глубокого их понимания. Индукция, т.е. движение мысли от единичного (фактов) к общему (их обобщению в выводах). Дедукция, т.е. восхождение процесса познания от общего к единичному. Из видов индуктивных обобщений выделяют индукцию полную, неполную, популярную, научную и математическую. Аналогия (от греч. – сходство). При выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект. Моделирование. Модель есть аналог определенного фрагмента реальности, заместитель оригинала в познании и практике. Он служит для хранения и расширения знания об оригинале, конструирования оригинала, преобразования и управления им. Формы моделирования разнообразны и зависят от используемых моделей и сфер применения моделирования. По характеру моделей выделяют материальное (предметное) и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме в виде схем, графиков, чертежей и т.д. В настоящее время широкое распространение получило компьютерное моделирование. Структурно-функциональный. Он строится на основе выделения в целостных системах их структуры, т.е. совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их функцией относительно друг друга. Вероятностно-статистические методы. Они основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Эти методы опираются на теорию вероятности. Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания. Эти методы применяются во всех науках, но обязательно с учетом особенностей предмета каждой науки и специфики познания природных, социальных и духовных явлений.



Наши рекомендации