Природа научной революции, типы научных революций.

Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследуемых стратегий, задаваемых основаниями науки, получило название «Научных революций»

К основаниям науки относят:-НКМ -философские идеи, принципы - идеалы, нормы, исследования

Перестройка оснований науки сопровождается научной революцией, которая может являться:1. результатом дисциплинарного развития, в ходе которого возникают проблемы, не разрешаемые в рамках данной научной дисциплины. Например в ходе своего развития наука сталкивается с новыми типами О, которое не вписывается в существующую картину мира и их познание требует новых познавательных средств. Это ведет к пересмотрению основной науки.2. НР возможна благодаря междисциплинарным воздействиям, основанным на переносе идеалов и норм исследования из одной научной дисциплины в другую. Что часто приводит к открытию новых явлений и законов, которые до этого не попадали в сферу научного поиска. В зависимости от того как компонент основания науки перестраивается различают 2 вида НР:1. Когда идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира пересматривается.2. Одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы Н, но и ее философское основание.Главным условием появления идеи НР явилось признание историчности разума, а следовательно – историчности научного знания и соответствующего ему типа рациональности. Философия 17-1пол 18 века рассматривает разум как неисторическую способность человека как такового. Принципы и нормы разумных рассуждений, с помощью которых добывается истинное знание, признавались постоянными для любого исторического времени. Свою задачу философы видели в том, чтобы очистить разум от субъективных привнесений, искажающих чистоту истинного знания (4 идола у Ф.Бэкона).1ая революция - XV-XVII вв., разрушила геоцентр. систему и утвердила идеи Коперника (создала мех.картину мира). Только в 19 веке представление о внеисторичности разума б. поставлено под сомнение. С нач.60-х 20 века исторический подход к разуму и НП стал обсуждаться историками и философами. Постпозитивисты Кон, Локатос, Фейерабент и др. попытались создать историко-методологическую модель науки и предложили ряд ее вариантов. Принцип историчности позволил Куну представить развитие науки как историческую смену парадигм, происходящую в ходе НР. Он делил этапы развития Н на периоды «нормальной Н» и НР.Период «НН»: большинство ученых принимает установленные модели научной деятельности или п-гмы и с их помощью решает все научные проблемы. Период «НН» заканчивается, когда появляются проблемы и задачи, не разрешимые в рамках действующей парадигмы. Тогда она взрывается и, след-но, приходит новая п-гма. Таким образом происходит революция Н.Т-рия НР – 17 век. Её рез-том было возникновение классической Европейской Н - механики- позднее физики. Механистич-я картина мира приобретает универсальный научный онтологизм. Принципы и идеи этой картины мира выполняли основную объяснительную функцию.2-я НР – кон 18-1пол19 века (учение Дарвина, клеточ.теория). Произошел переход от классической Н (ориентированной на изучение механ и физ явлений) к дисциплинарно-организованной науке.Появление таких наук как биол, хим, геолог и др. способствовало тому, что мех карт мира перестала быть общезначимой и общемировоззренческой. Специфика О, изучаемых этими науками требовала иных, по сравнению с классич-м естествознанием, принципов и методов исследования.Биол и геолог карт мира вносит идею развития мира, в которой не было механистич-й картины мира. След-но, необходимы были новые идеалы объяснения, учитывающие идею развития. Отнош-е к мех карт мира как единственно возможной и истинной было поколеблено. 3-я кон19-сер 20 века. Характеризуется появлением неклассич-го естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Революционные преобразов-я произошли сразу во многих науках. В физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, химии – квантовая химия, биологии – генетика. Центр исслед-х пр-м – О мира. Специфика их потребовала переосмысления прежних классич-х норм и идеалов НПознания. 4-я последняя треть 20 стол. Связана с появлением особых О исслед-я, что привело к радикальным изменениям в основаниях наук. В это период рождается постнеклассическая наука. О изуч-я – исторически развивающиеся системы: земля, вселенная. Возникло новое направление –синергетика. Она стала ведущей методологической концепцией в понимании и объяснении исторически развивающихся систем. Постнекласс-я Н впервые обратилась к изучению таких историч развив-хся систем, непосредственным компонентом кот-х явл сам Ч-к: экология, биотехнол-я, медикобиология.Важным моментом 4-й революции б. оформление в последующие 10-15 лет 20 века космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом. За Вселенной признается первич. динамичес. неопределенность, все события непрерывно перетекают в другие. Постнеклас. наука исходит из того, что постоянно изменяются реальность (наряду с относ.устойчивостью) и «субъект» познания, т.к. совершенствуются познав. способности человека.





Наши рекомендации