Движение как способ бытия материи.

Материя и движение неразрывны в своем единстве. Процессы суть взаимодействие вещей. Одновременно вещь есть процесс. Одни мыслители (Декарт, Ньютон) писали о наличии у всякого движения внешнего источника. Другие философы (Гераклит, Аристотель, Лейбниц) подчеркивали значение внутренних факторов и условий, самодвижения. Развитие кибернетики и синергетики (ХХ в.) конкретизировало проблему самодвижения материи. Диалектический материализм исходит из того, что движение есть способ существования материи, где взаимопроникают и переходят друг в друга самодвижение (спонтанное, импульс любых изменений и деятельности), действие (сообщенное или приобретенное движение как момент самодвижения) и отражение (сторона движения, характеризующая взаимодействие отражаемого и отражающего). Хотя в мире все меняется, вместе с тем есть и сила инерции, сопротивление изменению, что характеризует состояние относительной стабильности предметов (покой), обладающих определенным запасом внутренней устойчивости. Назовем некоторые проявления относительной устойчивости явлений в живой природе и социальной сфере. Несмотря на отмирание клеток, животный и человеческий живой организм (благодаря ДНК) сохраняет свою структуру. Для личности характерно как изменение и новизна, так и неизменное, т.е. верность определенным принципам и идеалам. Индивид, осознающий границы своих возможностей, взвешенно оценивающий свои способности и в определенной степени сдерживающий себя, чтобы сосредоточиться на реально осуществимых планах, становится свободным. Общество, благодаря преемственности и традициям, способно сохранить свою идентичность. Гарантом обеспечения стабильности выступает порядок, предотвращающий движение к хаосу и насилию. Важная роль в обеспечении порядка принадлежит государству. Во всех приведенных случаях устойчивость нельзя абсолютизировать, ее необходимо рассматривать в единстве с изменчивостью. В истории философии предпринимались попытки классифицировать многообразие форм движения. Аристотель называл такие виды как изменение по сущности, возникновение, уничтожение, переход из одного состояния в другое по качеству, увеличение и уменьшение по количеству, перемещение по положению. О различных видах движения материи писал Ф. Бэкон. Целостную классификацию форм движения материи осуществил Ф. Энгельс. Он различал механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения. В основу классификации были положены принципы: а) формы движения соотносимы с определенным уровнем организации материи; б) между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшая форма движения возникает на базе низших форм; в) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим. Наука ХХ в. механическое движение перестала рассматривать как фундамент всех физических процессов. Наоборот, механическое движение тел обусловливается глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплетениями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий. В особенностях этих взаимодействий были заложены предпосылки для развертывания более сложных материальных систем и форм движения. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, согласно синергетике, является флуктуация – постоянно присущие материи колебания и отклонения. В результате флуктуации появляется новое состояние материи – так называемая «диссипативная структура», которая отличается неустойчивостью. В дальнейшем происходит либо структурирование и укрепление нового состояния материи при условии притока энергии из внешней среды, либо распад и гибель структуры в результате уменьшения энергии в системе.

8.Пространственно-временная организация материального мира.Исторически сложились два подхода в понимании пространства и времени.

Первый – субстанциональный – рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности наряду с материей. Второй – реляционный подход – наметился у Аристотеля и был развит Р. Декартом, Фейербахом, Энгельсом, воплотился в неевклидовой геометрии, получил математическое обоснование в теории относительности Эйнштейна. В этой концепции пространство и время рассматриваются не как особые субстанции, а как формы существования вещей, изменений (процессуальность) всего материального. Пространство – форма бытия материального мира, которая характеризует структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяженность, соразмерность, объем, величину, взаимодействие его образований. Объекты представляют собой процессы, развертывающиеся по стадиям, характеризующихся длительностью, скоростью, ритмом и темпом. Время – форма бытия материи, характеризующая преимущественно ее изменчивость, длительность существования объектов и последовательность смены их состояний. Время противоречиво: течет непрерывно и длится прерывно из-за конечности каждого акта изменения. Момент выступает как зафиксированное «мгновение» движения, как преходящий элемент временной структуры бытия. Трем модусам времени – прошлому, настоящему и будущему – соответствуют три состояния сознания: память, созерцание и творчество. Различают реальное, перцептуальное (отраженное реальное в сознании человека) и концептуальное пространство и время. Последнее – это теоретические модели описания реальных пространства и времени. Таковыми выступают трехмерное эвклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, многомерные модели. Не исключено, что развитие материи порождает наряду с нашей Метагалактикой множество различных миров с иными размерностями пространства-времени и другими значениями фундаментальных мировых констант, физических величин, управляющих превращениями элементарных частиц.На разных уровнях организации материи имеются разные структуры пространства и времени. В локальных областях макромира пространство-время характеризуется эвклидовой геометрией. В масштабах галактик и Метагалактики существенную роль играет кривизна пространства-времени, связанная с взаимодействием тяготеющих масс. Метагалактика пульсирует, переходя от расширения к сжатию и наоборот. Тот или иной историко-культурный образ жизни формирует социально-исторические представления о пространстве и времени. В древности господствовало циклическое представление о времени, что было связано с большой ролью традиций, с медленными переменами в жизни общества. Буддизм считает, что в потоке времени все старится и приближается к превращению в ничто; бытие вещей иллюзорно, а жизнь превращается в бессмысленное обольщение земными надеждами. В средневековом христианстве понятия прошлого и будущего обрели устойчивый смысл (грехопадение – искупление – спасение). Любая среда обитания человека (пространство) была ориентирована по полюсам символов добра и зла, спасения и гибели. Время и пространство рассматривались, таким образом, с позиций идеального, ценностного характера. Русская религиозная философия трактовала время как безостановочное, безжалостное к настоящему. Время не всесильно над вечностью, которая только и дает смысл жизни.С прогрессом общества возрастало осмысление пространства-времени как объективной реальности. Человек, начиная с Нового времени, стал задумываться о гибельности темпов цивилизации и занялся поиском причин необратимости времени и условий социального бытия, сохраняющих и продолжающих жизнь природы и общества. Социальное время является внутренним временем общественной жизни и вплетено во внешнее по отношению к нему время природных процессов. Выделяется также время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий. Социальное измерение является функцией активности человека: чем выше любознательность, инициатива, напряженность деятельности у человека, тем больше единиц психологического времени расходуется в одном интервале. Социальное время, с позиций современной философии, выступает не как прямая линия и не как круг, а является скорее синусоидаль­ной линией или волной со своими отрезками «сгущения» и «разреже­ния», со своими точками «максимума» и «минимума» интенсивности со­циальных процессов. Динамизм социального времени сочетается с силой исторической инерции. Она выражается в привычных способах хозяйствования, сложившихся традициях, образе жизни, менталитете и т.п. В ходе модернизации социума необходимо учитывать обе тен­денции: а) превращения, движение; б) относительные стабильность, покой.



Наши рекомендации