Глава 3. маргинальные фигуры

Герой. Жрец. Царь

В последнее время все большее внимание привлекает судьба последнего русского царя. Это связано с тем, что до сих пор не захоронены останки царской семьи *), не до конца ясны обстоятельства её гибели. Хотя Николай II не единственный русский царь, убитый собственным народом или своими наследниками. Можно вспомнить судьбы Александра II (убийство которого вполне можно считать ритуальным или хотя бы символичным), Павла I, Петра III, Лжедмитрия I (венчанного на царство по всем канонам того времени), Федора Годунова. Однако именно Николай II, как последний царь, воплощает для нас царскую идею вообще.

Образ царя имеет не только социальный смысл, но и психологический. Мифологема царя занимает принципиальное место в глубинных структурах индивидуального и коллективного сознания, преломляя и соединяя в себе архетипы божества и отца, героя и мудреца, судьи и тирана, жреца и жертвы. Также можно говорить о философском и религиозном содержании царской идеи. Царь символизирует наличие иерархии в бытии и зримое присутствие в мире невидимого божества.

Попробуем разобраться во взаимном проникновении этих разнообразных смыслов и в том, как миф о царской власти влияет на судьбы конкретных царей и воплощается в реальной истории различных стран и народов. Что же ожидается от настоящего царя - постоянные подвиги или высшая и всеискупляющая жертва? Сначала рассмотрим две фигуры - героя и жреца, обращая внимание только на то, что поможет понять образ царя.

Герой

Сюжет всех сказок, мифов и эпических произведений различных народов всегда строится на основе путешествия и приключений какого-либо героя. Это может быть первопредок, “культурный герой”, демиург - создатель необходимых людям вещей и полезных знаний. О различных героях написано уже достаточно много, однако еще не оценены в полной мере место и значение фигуры героя в духовной жизни всех народов, не только в древности, но и вплоть до сегодняшнего дня. Психоанализ указал на соответствие различных этапов путешествия героя определенным состояниям психического развития и духовного становления каждого человека, при этом ограничившись лишь символическим пониманием мифов.

Мы будем рассматривать содержание героических мифов не только как символы, помогающие адаптироваться человеческой психике к изменяющимся условиям окружающей среды, но и как реальные феномены, первичные факты духовной жизни. Сюжеты и мотивы мифов соответствуют фундаментальным структурам человеческого бытия, оказывающим принципиальное влияние, непосредственное воздействие на мышление и поведение каждого из нас. Мифы не остались в далеком прошлом, и в нашей повседневной жизни они всегда рядом с нами, вернее внутри нас. До сих пор все дети воспитываются на сказках (и слава Богу!), и став взрослыми, люди неосознанно воплощают мифологические сюжеты в своей погоне за успехом и богатством, в битвах с врагами и стихиями, в поисках мудрости и совершенства, бессмертия или святости.

Все ценности современной цивилизации, которые, на первый взгляд, основаны на рациональных предпосылках, могут быть осмыслены в контексте архаических мифов. Это касается науки и техники (как магических знаний и предметов), средств связи и информационных технологий (как волшебных инструментов для контроля над действительностью), производства и бизнеса (как обретения ресурсов для прорыва к высшим ценностям), политики и обороны (как достижения особого статуса и неуязвимости). Современное искусство и массовая культура как новая мифология требуют соответствующего прочтения и расшифровки. Поэтому представляется необходимым обращение к древней традиции, духовному опыту, и мифологема героя может оказаться ключевой.

Показательно особое, исключительное происхождение героя. В мифах обычно это родоначальник народа, первопредок, основатель царства. Герой так или иначе связан со сферой сакрального. Он поднимается на небо или является посланником богов, исполнителем их воли, либо в роли героя выступает (воплощается) само Божество, Создатель вселенной, Творец мира, демиург. В любом случае в происхождении героя можно отметить избранность, исключительность, предопределение. Он призван, предназначен для выполнения какой-то сверхчеловеческой задачи. Каждый человек имеет в себе прообраз героя, любой из нас в глубине души верит в свое особое предназначение, предчувствует уникальность своей судьбы и надеется на благосклонность богов или милосердие Бога.

Особая тема - рождение героя, которое часто происходит чудесным образом (в особых случаях имеет место непорочное зачатие). Для каждого человека его собственное рождение является чудесным событием, находится за пределами понимания. Герой обычно является сыном бога или священного царя, его хотели убить, изгнали, обманом завладели царством. Интересно, что герой - это человек без детства, он лишен родителей, обычных детских радостей. Он вынужден скрываться, бороться за свою жизнь, и рано достигает зрелости. Герой забыл свое происхождение и поэтому не знает кто он на самом деле. Он должен вспомнить все, узнать страшную тайну о своем рождении, восстановить свой статус и вернуть утраченное царство.

Сущность героя - в свершении подвига. Необходимым условием всякого настоящего подвига является метафизическая проблема - это фундаментальная угроза существованию мира или опасность его разрушения; принципиальное несовершенство или ущербность бытия в настоящий момент. А в результате подвига должна быть возвращена полнота и целостность мира, восстановлена его связь с божественным бытием. Именно через героя сверхбытие вторгается в бытие, еще и еще раз побеждает небытие, тем самым частично повторяя Первособытие сотворения мира. Он одновременно принадлежит двум мирам. Фигура героя так притягательна, потому что является местом Встречи божественного и человеческого. Действуя в согласии с высшей волей, он воплощает замысел Божий о человеке. Задача героя - возвращение сакрального в мир. Так образ героя легко переходит в образ жреца, святого; а подвиг может быть уподоблен некому жертвоприношению, богослужению, соучастию в со-творении мира.

Подвиг имеет сложную структуру. Обязательными элементами являются: призыв к подвигу, путешествие, испытания, помощь, сам подвиг (чаще всего - битва). Еще желательно, чтобы свершились гибель героя и последующее воскрешение. Обычно все начинается с призыва к подвигу, к путешествию. За отказ герой может быть наказан. Собственно у него нет выбора; если он откажется от совершения подвига, то произойдет нечто страшное и непоправимое. На этом этапе герой еще может сомневаться и откладывать решение, потом он уже целиком подпадает под власть разворачивающихся событий. Чтобы вернуться в свое царство и вернуть трон, герой должен сначала посетить небесный и подземный миры.

Часто призыв к подвигу заменяется изгнанием. Кто-то обманом и предательством лишает героя законного престола, насильственно изгоняет его из царства. Изгнание является метафизическим актом, герой теряет престол как центр своего бытия, меняет свой онтологический статус, изгоняется на границу мира. Там он получает опыт небытия, который позволяет ему научиться различать добро и зло.

Поэтому неизбежно путешествие: в далекую страну, на край света, на периферию мира; под землю, в бездну, в царство мертвых, на тот свет; или на небо, в царство богов, в сакральный центр мира. Для самой возможности путешествия необходимо выполнение одного онтологического условия - мир должен быть разделен на две части: “этот” мир, причастный божественному бытию, но подвергшийся опасности; и “тот” мир, где живет чудовище, угрожающее сакральному порядку нашего мира. Это зло необходимо предотвратить, победить, уничтожить, а для этого нужно переместиться из одного мира в другой.

На пути к месту назначения герой обязательно проходит испытания силы, смелости, находчивости; искренности и чистоты помыслов, готовности принять судьбу, смерть. После этого ему оказывается помощь: для свершения сверхчеловеческих деяний не достаточно человеческих сил, знаний, требуется сверхъестественное вмешательство, нужно чудо; в пути герою встречаются помощники - высшие, волшебные силы, которые обычно и устраивают испытания. А затем от них герой получает дары, которые оказываются незаменимы для совершения подвига.

Собственно сам подвиг. Это может быть битва героя с чудовищем, хаосом, бездной, тьмой; спасение мира, солнца, принцессы. Обиженные должны получить защиту. И герой ведет войну до победного конца безо всяких компромиссов и перемирий. Справедливость должна быть восстановлена. И герой вершит суд. Зло должно быть уничтожено полностью. И герой совершает казнь. Таким образом, тема подвига содержит в себе мотивы битвы, суда и казни. А герой выполняет функции воина, судьи и палача.

Свершению подвига обычно сопутствуют гибель и воскрешение героя: либо частичная гибель и восстановление, жертва отдельных частей тела, пожирание, расчленение; либо полная гибель и волшебное воскрешение. В сказках и мифах символом смерти выступают пещера, подземелье, чрево кита, могила или гроб. Именно смертельная опасность открывает возможность Спасения. После применения мертвой и живой воды с героем происходит метаморфоза, он преображается, становится сильным и красивым, совершенным, а иногда и бессмертным.

Любопытны варианты судьбы героя после совершения подвига: герой либо награждается, женится на принцессе, становится царем (что для нас важно); либо возвращается к своему прежнему статусу, состоянию; либо наказывается (как Прометей) или погибает (как Геракл). Тема смерти героя является мало разработанной и особо интересна для нас.

Здесь нужно сформулировать новую проблему о взаимосвязи героя и некой жертвы: герой либо освобождает красавицу, предназначенную в жертву чудовищу, отменяет жертву, убив дракона; либо хотя бы частично подменяет жертву собой, чем-то жертвуя, расплачиваясь частями своего тела и т.п.

Итак, с одной стороны, Герой = Приносящий жертву: он добрый, честный, справедливый - побеждает, убивает зло, как жрец совершает жертвоприношение, освобождая мир от зла и тьмы для добра и света. Уничтожение зла - это жертва, угодная богам. И поэтому герой получает помощь свыше. Подвиг можно рассматривать как магический акт, силовое воздействие на несовершенство мира, насильственное действие по отношению ко злу. В бою герой должен быть жесток и яростен, как воин на поле битвы, и безжалостен - как палач, исполняющий приговор суда. Подвиг - публичен, выполняется по строгим правилам как ритуал.

С другой стороны, Герой = Приносимый в жертву: он чистый, невинный, жертвует собой. Это лучшая жертва, самая “мощная”, самая эффективная. Самопожертвование - это высший подвиг. Жертва, видимое “поражение” - “сильнее” подвига, победы. Просто победив некоторое зло, герой остается в этом мире, не изменив принципиально своего статуса. А смерть - это мистическое событие, открывающее возможность искупления, Спасения и воскрешения. Смерть - это дверь в другое бытие, вечное и совершенное. Только через смерть с героем может случиться настоящее чудо, последняя Встреча, радикальная метаморфоза, необратимая трансформация, истинная трансценденция.

Наши рекомендации