Построение семейных отношений в зрелом возрасте
Среди плюсов поздних браков представители обоих полов отметили финансовую стабильность, ответственный подход к созданию семьи и готовность стать родителями. Материальные возможности в зрелом возрасте, как правило, позволяют лучше обеспечить детей, а жизненный опыт – вдумчиво и серьезно подойти к их воспитанию. Единственное, что вызывает беспокойство при обсуждении появления наследников – фактор здоровья. С возрастом состояние здоровья в целом и репродуктивные возможности как мужчин, так и женщин могут ухудшаться. Существует статистика, согласно которой у «взрослых» родителей выше вероятность появления малышей с отклонениями в развитии. Однако современный уровень медицины, генетических исследований и диагностики при беременности позволяет тысячам пар становиться родителями в зрелом возрасте. Таких примеров становится все больше. Во многих случаях мотивом вступления в брак в зрелом возрасте являются не романтические и теплые отношения, а материальная заинтересованность, желание избежать одиночества, чувства ненужности, потребность в заботе. С возрастом к этому невеселому списку могут прибавляться и болезни. Однако брак подразумевает взаимную поддержку и внимание. Без теплых чувств супругов друг к другу построить гармоничные отношения и достичь взаимоотдачи сложно. Именно поэтому при заключении брака в зрелом возрасте межличностным отношениям и чувствам стоит уделить особое внимание. Это одна из тех областей, где поддержка психолога может оказаться полезной.
13)Кризисы жизни- возрастной, акмеологический, стрессовый, патологическийВозрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий.Период зрелости 30-50-60 – по возрасту, по состоянию духа древние греки называли АКМЕ, что означает вершину, высшую степень расцвета сил, Личности, тождественность себе. Многие психологи считают, что с начала периода зрелости развитие как таковое прекращается, но это не совсем верно, процесс развития человека безграничен, так как развитие – основной способ развития Личности. Личность становится социально зрелой, хар-но:-Зрелое интеллектуальное отношение к жизни.-Личность социально активна: деятельностно-продуктивна.-Зрелое отношение Личности к себе. В зависимости от специфичности их патогенеза были выделены четыре уровня стрессовых кризисов – первого, второго, третьего, четвертого рангов, У людей, вошедших в первую группу,активную, возникало усиление эмоционально-двигательной, поведенческой активности при кратковременных, но достаточно интенсивных экстремальных воздействиях. У отнесенных ко второй группе лиц наблюдалось пассивное эмоционально-поведенческое реагирование при стрессе и уменьшение активности. Индивиды, причисленные к третьей группе, проявляли конструктивное эмоционально-поведенческое реагирование при стрессе в экстремальных ситуациях они не ощущали никакого усиления эмоциональных переживаний, кроме напряженной сосредоточенности своего внимания на решении возникших критических проблем. К четвертой группе, стрессово-нейтральной группе отнесли тех людей, для которых экстремальные воздействия ситуации еще не стали столь критическими, чтобы вызвать у них стресс, что было объяснено неопытностью, или неспособностью осознать надвигающуюся опасность ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС- Возрастные кризисы личности – явление физиологически нормальное. Но не все психологи и психотерапевты согласятся с таким утверждением, некоторые из них вполне уверенно считают, что появление возрастных кризисов у мужчин и женщин, есть процесс патологический, обусловленный рядом этиологических причин и зависимостей. И это нужно обязательно лечить, как любое психическое отклонение или расстройство.
14)потребности роста, развития самосовершенствования, как основа рассмотрения возрастных особенностей личности
Потребности в самоутверждении происходят от первичных потребностей обеспечения конкурентного существования среди других представителей животного мира. У духовно развитой личности оценка своей значимости, самоутверждение происходят на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях. Наконец, на высшем уровне потребности в самоутверждении переходят в стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию. Потребности в самовыражении являются трансформацией прежде всего половой потребности. В духовной сфере они порождают эстетические потребности: стремление к красоте, гармонии, симметрии, порядку. Каждый человек стремится реализовать их в своей деятельности, в своем окружении. Критерием красоты и гармонии является оценка окружающих, поэтому главной стороной потребностей в самовыражении выступает стремление нравиться другим, получать их высокую оценку. Потребности в безопасности выражаются у человека в стремлении быть защищенным, не чувствовать страха, избегать тревоги, неудач, обид, потрясений. Эти потребности удовлетворяются через ощущение эмоциональной близости, любви, симпатии, эмпатии, веры со стороны окружающих значимых людей и групп (родителей, друзей, педагогов и др.).Большое место в составе потребностей в безопасности занимает потребность в обществе себе подобных, в принадлежности к группе, в общении.Стремление к самозащите выражается также в саморегуляции своего состояния и поведения.Потребности в самоопределении развиваются на базе уже проявляющихся потребностей в познании, в самоутверждении, самовыражении, защищенности. Это уже чисто социальная, духовная потребность, основанная на осознании личностью самой себя, своих возможностей, способностей; она включает: выбор мест, ролей, позиций во всех сферах жизнедеятельности; прогнозирование своего будущего; изменение, формирование себя в направлении достижения своих притязаний.Потребности в самореализации. Осознание своих способностей к какой-либо деятельности вызывает потребности реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии), почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни, ее обстоятельств. В процессе такой реализации себя происходит выявление новых способностей, испытание себя на пределе возможностей.