Тема 16. Русская философия конца XIX- XX вв.

1. Философы Серебряного века о Боге, свободе, и смысле истории. (Н. Бердяев, Н. Лосский, С. Франк, П. Флоренский.).

2. Русский «космизм»: от антропоцентризма к антропокосмизму. Учение о ноосфере В. Вернадского. «Космическая философия» К. Э. Циолковского. Жизнь и космическая энергия. А.Л. Чижевский.

3. Трагизм русской философии послеоктябрьского переворота. Философия марксизма-ленинизма как идеология Советского государства. Реабилитация русской философии (кон. 80- 90-е гг.XX в.).

Ключевые понятия: свобода, эсхатологизм, апокалипсис, теософия, философия персонализма, антропокосмизм, коэволюция, «идея автотрофности», ноосфера, космическая этика.

Методические указания

Следует обратить внимание на то, что вначале XX в. развитие русской философии было на подъеме. Появилась целая плеяда одновременно философов-публицистов, историков, священников. Основные направления: марксизм (философия большевизма); религиозно-идеалистическая философия (Н.Бердяев, П.Флоренский, Л.Шестов, С.Франк и др.) и русский космизм, естественнонаучное крыло которого представлено именами В.Вернадского, К.Циолковского, А.Чижевского, Н.Умова. Студентам надо проанализировать основные идеи указанных направлений, в соответствии с планом темы. Важно отметить, какую роль на развитие отечественной философии оказала политическая история России в течение XX в.

Дополнительная литература:

1. Абрамов М.А. Идейные основания русского космизма / М.А. Абрамов. – Саратов, 2003.

2. Бердяев Н. А. Смысл творчества. / Н.А. Бердяев. – М.. 2011.

3. Готфрид П. Странная смерть марксизма / П. Готфрид. – М., 2009.

4. Назарова О. Философия истории С.Л. Франка / О. Назарова // Вопросы философии, 2009. №1 С 125-137.

5. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи / П.А. Флоренский. М., 2003.

Тема 17.Западная философия первой половины XX века.

1. Возникновение и сущность экзистенциализма (философии существования). Проблемы сущего, бытия и времени в философии М. Хайдеггера и К. Ясперса.

2. Тема свободы и Абсурда в философии французского экзистенциализма (Ж.П. Сартр, А. Камю).

3. Феноменология Э. Гуссерля как развитие классической теории сознания. Метод феноменологической редукции.

Ключевые понятия: экзистенция, бытие и время, «бытие-в-мире», «бытие-для-другого», ничто и свобода, «пограничная ситуация», абсурд, «миф о Сизифе», эпохэ, феномен, ноэма и ноэзис, интенциональность, интерсубъективность.

Методические указания

В начале контрольной работы студент должен обнаружить специфику культуры и идеологических установок XX века, так как именно в них кроются причины возникновения новых философских направлений. Экзистенциализм (в противоположность эссенциализму) утверждает, что главным в человеке является не его сущность, а его существование. Жизнь человека важнее смысла жизни. Именно существование человека формирует и смысл жизни, и сущность человека («эссенция»). Подлинное существование человека («экзистенция») не равно его предметному бытию, т.к. ускользает от научной объективности познания посредством терминов, понятий и абстракций. Человек всегда помещен в ситуацию выбора, он многократно меняется на пути к «самому себе». В начале ХХ века в Германии возникает феноменология, основоположник – Э. Гуссерль. Ее девиз: «Назад, к самим вещам!». Чтобы научиться видеть сами вещи, мало читать феноменологические тексты, нужно пытаться практиковать феноменологический метод (феноменологическая редукция), т.е. отказ от высказываний о мире без рефлексии («эпохэ»). Студентам следует использовать предлагаемые к теме ключевые понятия для успешного ее раскрытия.

Дополнительная литература:

1. Гуссерль Э. Общее введение в чистую феноменологию. / Э. Гуссерль. – М., 2009.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. / А.Ф. Зотов. –М., 2005.

3. Хайдеггер М. Время и бытие. / М.Хайдеггер. – М., 2007.

4. Камю А. Миф о Сизифе. / Камю А. – М., 2011.

Тема 18. Психоаналитическая философия и герменевтика XX в.

1.Психоанализ З.Фрейда как иррационалистическая философская концепция.

2.Последователи и оппоненты Фрейда (К.Юнг, А.Адлер). Неофрейдизм (Э.Фромм).

3.Проблема понимания в философской герменевтике. Герменевтическая трактовка языка (Дильтей, Хайдеггер, Гадамер).

Ключевые понятия:«Я», «Оно», «Сверх-Я», «эдипов комплекс», либидо, бессознательное, архетипы, предпонимание, «герменевтический круг».

Методические указания

В начале работы, стоит подчеркнуть, что психоаналитическая философия возникла в начале ХХ в., и обращена к исследованию природы и роли бессознательного в жизни человека и общества. Ее родоначальник - австрийский психиатр З. Фрейд. Ключевой для его философии становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития. Он исследует роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека — «либидо», которое активно ограничивается культурными нормами, запретами, что в результате «уменьшает» человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний, и порождает агрессию и неврозы. Ближайшими последователями учения Фрейда были К.Юнг и А.Адлер. К.Г.Юнг отошел от «классического» фрейдизма, полагая, что бессознательное носит коллективный характер, а его основное содержание составляют архетипы. Ведущим представителем неофрейдизма выступил Э. Фромм, который пересматривает феномен бессознательного, смещая акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социально-культурными причинами. Он называет капитализм «больным обществом» и предлагает «лечить» его на основе «гуманистического психоанализа».

В третьем вопросе речь должна идти о герменевтике как искусстве понимания чужой индивидуальности — «Другого». В. Дильтей выдвинул метод “понимания” как постижения некоторой духовной целостности, взамен методу объяснения, применимому в науках о природе. Многое, заимствуя у Дильтея немецкий философ Хайдеггер и его ученик Х.Г.Гадамер придали герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии. Усматривая основную проблему философии в проблеме интерпретации, трактовке языка.

Дополнительная литература:

1. Фрейд З. «Я» и «Оно». / З.Фрейд. – М., 2013.

2. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. / З.Фрейд. – М., 2009.

3. Философы ХХ в.: в 2 кн. М., 2004.

4. История западной и русской философии: учеб. пособие / В.А. Фриауф. Саратов. 2009.

Наши рекомендации