Тема 14. Развитие неклассической западной философии XIX в.

1. Социально-философская доктрина марксизма. Материалистическое понимание истории. Создание материалистической диалектики.

2. Возникновение и сущность позитивизма: основные представители и этапы его развития. Постпозитивизм (Т.Кун, К. Поппер, П.Фейерабенд).

3. «Философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) - родоначальники иррационализма и неоидеализма.

Ключевые понятия:«позитивная философия», махизм, критический рационализм, верификация, фальсификация, «научная революция», эпистомологический анархизм, иррационализм, воля, «идея Сверхчеловека».

Методические указания

В самом начале, раскрывая тему, стоит обозначить основные причины «бунта против классики» и появления в философии XIX в. целого ряда новых направлений, названных неклассической философией (марксизм, позитивизм, неоидеализм), каждое из которых имело собственные особенности. В первой половине ХIХ в. в марксизме как целостном учении, состоящем из социально-экономических и философских воззрений К.Маркса и Ф.Энгельса было открыто материалистическое понимание истории и создана материалистическая диалектика. Родоначальник позитивизма – О.Конт провозгласил доминирование позитивной науки и научного знания над метафизикой и философией. На рубеже XIX-XX вв. в результате изменений научной картины мира появляется эмпириокритицизма или махизма (второй этап позитивизма), названный так в честь своих создателей: Э.Маха и Р. Авенариуса. В начале ХХ в. возникла третья форма позитивизма — неопозитивизм или логический позитивизм. К числу его представителей принадлежат Л. Витгенштейн, Б. Рассел. В сер. XX в. возник постпозитивизм, студентам следует кратко проанализировать теорию научных революций Т.Куна, критический рационализм К.Поппера, эпистемологический анархизм П.Фейерабенда. В «философии жизни» происходит переход от рационального к иррациональному. Шопенгауэр, Ницше и др. внесли вклад в исследование сознания и бессознательного, в изучение духовно-психической жизни человека (интуиция, память, воля, переживания). Разработали новую модель человека в контексте его взаимосвязи с властью, религией и моралью (ницшеанский нигилизм и «идея Сверхчеловека»).

Дополнительная литература:

1. Ницше Ф. так говорил Заратустра. / Ф.Ницше. – М., 2010.

2. Гулыга А. Шопенгауэр / А. Гулыга. И. Андреева. – М., 2003.

3. Милль Дж.Ст. О.Конт и позитивизм. / Дж.Ст.Милль. – М., 2011.

4. Западная философия XIX века / под ред. А.Ф. Зотова. – М., 2005.

5. История западной и русской философии: учеб. пособие. / В.А. Фриауф . – Саратов. 2009.

Тема 15. Развитие русской философской мысли XI-XIX вв.

1. Становление и особенности развития русской философии (XI-XVII вв.)

2. Русская философия эпохи Просвещения (XVIII в.)

3. Русская философия XIX века: основные идеи и направления. Зарождение русской историософии (П.Я. Чаадаев, В. Соловьев, Н. Федоров).

Ключевые понятия: «Святая Русь», рождение «Русской идеи», теория «Москва — третий Рим», славянофильство и западничество, «Русь Свободная», историософия, Богочеловечество, философия «общего дела» и «всеединства».

Методические указания

В раскрытии темы стоит обратить внимание на то, что русская философия занимает достойное место в системе мировой философской культуры. Характерной ее особенностью является цельность в восприятии мира. Ее основы заложены в период зарождения первых религиозно-философских учений, которые складывались на основе христианского сознания – православия. Русская философия от XI вплоть до XVIII века не выделялась в особую форму интеллектуального творчества, а была вплетена в ткань религиозного мировосприятия и существовала в виде мудрости, «софии». Стимулирующее воздействие на развитие русской философии оказала духовная и философская культура античности и Византии. Святоотеческая традиция, аскетика и христианская мистика составили своеобразие русской православной мысли. Специфика национальной философии органично связана с книжностью Киевской Руси, с учениями митрополита Иллариона, Феодосия Печерского, Нила Сорского, Максима Грека. Благодаря реформам Петра Великого Русь европеизируется, идет постепенно проникновение гуманизма, просвещения, светского образа жизни (М.В.Ломоносов и А.Н. Радищев). В сер. XIX века русская философия развивалась в контексте полемики между западниками и славянофилами. Их волновала судьба и будущее отечества. Зарождается историософия (П.Я. Чаадаев). Так же значительную роль на содержание русской философии оказали идея «всеединства» и «соборности» (В.Соловьев) и «Философия общего дела» (Н.Федоров).

Дополнительная литература:

1. Зеньковский В.В. История русской философии. / В.В. Зеньковский. – М., 2011.

2. История русской философии / под ред. Б.В. Емельянова. В.Н. Русакова. – М., 2005.

3. Шапошников Л.Е. История русской религиозной философии / Л.Е. Шапошников. – М., 2006.

4. Русская философия. Энциклопедия. / П.Апрышко, А.Поляков. – М., 2007.

Наши рекомендации