Проанализируйте вклад средневековой арабо-мусульманской философии в развитие научного познания.
Постепенно у арабов развилась собственная оригинальная философия, в определенной мере связанная с теологией. Крупнейшими арабо-язычными философами средневековья являются Аль-Кинди (800-879), Аль-Фараби (870-950), Ибн-Сина (Авиценна) (ок. 980-1037), Омар Хайям (1049-1123), Ибн-Бад-жи (Авемпаце) (конец XI в-1138), Ибн-Рошд (Аверроэс) (1126-1198) и многие другие. Значительный вклад в становление арабской философии внес Аль-Кинди. В его учении на первое место вышли гносеологические проблемы. В своих работах он стремится средствами логики и математики доказать, что все природные и общественные явления происходят по жестким законам бытия. Бога он рассматривает лишь как «отдаленную причину» всех вещей и явлений. Скептически относясь к Корану, философ, тем не менее, соглашался с теологами, которые считали, что «тело мира» сотворено Богом, но, в отличие от них, он стремился это доказать логическими рассуждениями. Аль-Кинди при этом различал три ступени познания:
1) логика и математика;
2) естественные науки и медицина;
3) метафизические проблемы.
Продолжателем дела Аль-Кинди считается Аль-Фараби -«первый философ арабов», среднеазиатский тюрк. Он очень высоко чтил все естественные науки и медицину. Первенство в науках он отдавал математике и логике. Он считал, что только философия способна дать человеку понимание сущности бытия. В своем учении Аль-Фараби удавалось сочетать философию Аристотеля и Платона с учением неоплатоников. Мыслитель верил в существование Бога как перво-двигателя. Его философия нацелена на вопросы познания и внешнего, и внутреннего мира человека. Аль-Фараби выступил против платоновской идеи «припоминания», выдвинув свою концепцию познания мира как единства и взаимозависмости чувств и разума.
Наиболее выдающимся арабоязычным философом Средневековья был таджик по происхождению Ибн-Сина (в европейской транскрипции Авиценна). Он написал более 300 работ по медицине, философии и другим наукам. Не было, пожалуй, ни одной науки, где бы его гений не оставил свой значительный след. Но особенно ярко проявился талант Ибн-Сины в медицине и философии. Его «Канон врачебной науки» и по сей день представляет научный интерес. Всемирную известность получила также его медицинская поэма. Ибн-Сина фактически продолжил линию философствования Аль-Фараби, значительно усовершенствовав его учение. Философия, по определению Ибн-Сины, есть учение о бытии как таковом. Он делит ее на три части: физику (учение о природе), логику (учение о путях познания природы, общества и человека) и метафизику (учение о понимании бытия в целом). Ибн-Сина обращает при этом внимание на взаимную связь физики, логики и метафизики.
Признавая существование Бога, Авиценна учил, что материальный мир вечен и никем не сотворен. Интересна позиция Ибн-Сины в вопросе об универсалиях. Согласно его учению, последние имеют три уровня и существуют:
1) в божественном разуме;
2) в самой вещи, ибо всеобщее есть сущность вещи;
3) в человеческом рассудке.
Заметный след в развитии арабской философии, математики, астрономии, литературы оставил Омар Хайям. В знак наивысшего уважения правитель Бухары во время бесед сажал его рядом с собой. Это был в подлинном смысле энциклопедист: знаменитый врач, известный математик, признанный астроном, неподражаемый поэт.
Особым взлетом науки, медицины и философии отмечен период расцвета Испании в ХП столетии. Здесь жили и творили тогда прославленные ученые, врачи, знаменитые философы Ибн-Баджи (в латинской транскрипции Авемпаце), Ибн-Рошд (в европейской транскрипции Аверроэс) и другие. Интересны, например, размышления Ибн-Баджи об идеальном государстве, где не нужны ни полиция, ни суд, ни медицина, потому что в этом государстве все правильно питаются. Болезни же от внешних причин исцеляются естественным путем. Насилия в таком государстве тоже нет, так как там правят Любовь и Справедливость. А Ибн-Рошд, будучи последователем Аристотеля, которого он ставил «выше всех философов», отвергал аристотелевское понимание материального мира как «возможного» бытия. Он считал, что материя и форма не существуют отдельно друг от друга. Их можно разделить только мысленно.
Арабская философия оказала большое влияние на развитие европейской философской мысли. Она оживила античную традицию и внесла свежую струю в средневековую философию.
7. Раскройте сущность вопросов научного познания в философии аль-Фараби.
Аль-Фараби является основоположником арабоязычного перипатетизма[12]. Поэтому его идеи о бытии близки идеям аристотелизма, а также — неоплатонизма.
Согласно учению Абу Насра аль-Фараби, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия.
1. Первую ступень бытия занимает Первый Сущий. (Первый Сущий есть первопричина существования всех существ в целом.»)За ним следуют:
2. вторые сущие (Вторыми сущими являются небесные сферы.)
3. деятельный разум (Когда душа человека, будучи совершенной, соединяется с деятельным разумом, человек находится на вершине счастья.)
4. душа
Человеческая душа не запечатлена в материи. Условием существования души является тело.
Ей свойственны различные способности или силы:
питающая сила, посредством которой человек питается.
сила ощущения (чувственная сила), посредством которой воспринимает ощущаемое.
сила воображения, посредством которой сохраняет ощущения
мыслящая сила, посредством которой воспринимает умопостигаемые объекты интеллекции.
Все эти силы связаны с телесными органами и процессами, происходящими в них.
5. Материя
6. Форма
«Материя – это самое высшее и самое значительное из всех бытий.»10
Воспринимая форму материя становится субстанцией.
Материальные бытия также располагаются по ступеням и восходят от менее совершенного к более совершенному. Наименее совершенной к более совершенному. Наименее совершенной является общая первичная материя. Затем следуют:
элементы
минералы
растения
животные, лишенные рассудка
разумное животное, которое никто не превосходит.
Реализуясь в форме, материя принимает жар, холод, сухость и влагу, в результате чего образуются четыре элемента: огонь, воздух, вода и земля. Эти элементы являются началами сложных субстанций. «Вначале элементы смешиваются между собой и таким образом производят многочисленные противоположные тела. Затем эти последние частично смешиваются между собой, частично как между собой, так и с элементами, таким образом, образуют следующую за первой вторую смесь…Некоторые тела происходят из первой смеси, другие – из второй, третьи – из третьей, иные из последней смеси.»11
Материя существует благодаря наличию формы. Форма же не может иметь ни бытия ни субстанции без материи. Она существует для того, чтобы телесная субстанция стала актуальной.
Материя может принимать различные формы.
Материя выступает как носитель единства, форма – как носитель множественности.
Начала по своему характеру разделены на два типа: возможно сущие и необходимо сущие. К первому типу относятся вещи, из сущности которых не вытекает с необходимостью их существования. Для вещей второго типа, характерно то, что из их сущности необходимо вытекает их существование. Всё, что относится к возможно сущему, для своего бытия нуждается в определённой причине. Такой причиной является необходимо сущее или единосущее божество, которое производит в вечности мир.
Остальным причинам присуща множественность. Из первой причины образуются вторые причины —небесные тела. Третьей причиной является космический разум, который заботится о космосе как «разумном животном» и стремится довести его до совершенства. Остальные причины связаны с реальными земными предметами.
К философским сочинениям аль-Фараби относятся:
1.Слово о субстанции, книга о законах, существо вопросов,книга разума идр.