Определите объект, предмет и функции философии научного познания.

Опишите постановку вопросов научного познания в древнеиндийской философии.

Индийская философия – одна из наиболее древних философий в мире. История индийской философии делится на следующие периоды: 1. Ведийский период. 2. Классический период. 3. Пост классический схоластический период 4. Новейшая индийская философия. Специфика индийской философии заключается, по мнению многих исследователей в ее поразительной широте и стремлении к отысканию истины. Любая проблема, исследуемая индийскими философами – исследуется со всех точек зрения - логики, психологии, этики, метафизики и теории познания. Несмотря на наличие множества различных школ взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Этот всеобъемлющий характер индийской философии – терпимость одних ее философских школ по отношению к другим - имел то положительное значение, что каждая философская система принимала обоснованный и завершенный вид, каждая система становилась энциклопедической по своему подходу к тем или иным идеям. Основные понятия инд. Философии: сансара- учение о переселении души из тела в тело, колесо реинкарнации. Карма- закон воздаяния. Ахимса- не причинять вред живому. Общие понятия всей древнеиндийской философии яв-ся представление а том что вся земная жизнь наполнена страданием. Страдания будут продолжаться вечно поскольку существует сансара. Конечная цель каждой философской теории поиск пути освобождения от страданий. Буддизм и ведантизм представляют собой основные философские направления этого государства. Как уже говорилось, постулаты второго направления зафиксированы в так называемых «Ведах». Это своеобразные сборники мифических сказаний, идеи которых дошли и до наших дней. Некоторые современные индийцы до сих пор принимают философские учения, которые прописаны в «Ведах». По сути, они считались неким священным писанием, которому следовало соответствовать. Представители высшей касты брахманы выступали главными проповедниками ведического учения, которое долгое время являлось главным философским направлением этой загадочной страны.

Раскройте сущность искусственного разума «Матрицы». Выявите его сходство и различие с теорией познания Р.Декарта.

Опишите методы теоритического познания (три метода на выбор): анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, абстрагирование и идеализация, историческое и логическое, метод восхождения и абстрактного к конкретному, моделирование

На теоретическом уровне исследования используются такие общенаучные методы, как идеализация, формализация, принятые гипотезы, создание теории.

Идеализация – это мысленное создание объектов и условий, которые не существуют в действительности и не могут быть созданы практически. Она дает возможность лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств или мысленно наделить их нереальными, гипотетическими свойствами, позволяя получить решение задачи в конечном виде. Например, в различных областях знаний (физика, теплопередача) широко применяются понятия абсолютно черного и абсолютно белого тел, абсолютно твердого тела, идеального газа и идеальной жидкости.

Идеализация достигается многоступенчатым абстрагированием, мысленным переходом к предельному случаю в развитии какого-либо свойства (абсолютно черное тело) или простым абстрагированием (несжимаемая жидкость). Естественно, любая идеализация правомерна лишь в определенных пределах.

Формализация – это метод изучения различных объектов, при котором основные закономерности явлений и процессов отображаются в знаковой форме, с помощью формул или специальных символов. Формализация обеспечивает обобщенность подхода к решению различных задач, позволяет формировать знакомые модели предметов и явлений, устанавливать закономерности между изучаемыми фактами. Символика искусственных языков придает краткость и четкость фиксации значений и не допускается двусмысленных толкований, сто невозможно в обычном языке.

Гипотеза – научно обоснованная система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления. Гипотеза является формой перехода от фактов к законам, переплетением достоверного, принципиально проверяемого, но недоступного проверке опыта прошлого и представлении о будущем, уже используемого и лишь потенциально возможного.

В своем развитии гипотеза проходит три основные стадии. На этапе эмпирического познания происходит накопление фактического материала и высказывание на его основе некоторых предложений. Далее из сделанных предложений развертывается предположительная теория – формируется гипотеза. На заключительном этапе осуществляется проверка гипотезы, ее уточнение. Таким образом, основу превращения гипотезы в научную теорию составляет практика.

Определите объект, предмет и функции философии научного познания.

Философия (Пифагор автор слова фило — любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.

Философия есть наука о всеобщем. Мудрец (философ) — это тот человек, который знает всё о действительности, но может не обладать знаниями о конкретных предметах. Т.о. объектом философии (объект есть то, что изучается наукой) является мир в целом, как единое целое. Объектом философии являются основные системы действительности в целом, например общество в целом (цивилизация или человек вообще или природа) и связи между этими системами. Предметомнаучного познания является: природа познания как целого, его возможности и границы, отношение знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, формы и уровни познания.

Основные функции философии: Философия по сравнению с естественными науками является многофункциональным предметом и в этой связи возникают трудности с определением предмета философии: общенаучная функция то, что в рамках философии создаются базисные (всеобщие теоретические концепции). Философия — есть наука о всеобщем, методологическая функция то, что философия является всеобщим теоретическим базисом для всех остальных наук, социальная функциято, что в рамках философии исследуются всеобщие закономерности развития общества (как целостной системы), нормативная функция в рамках философии создаются этические теории, т.е. Философия является и этикой, мировоззренческая функция, т.е философия является теоретическим мировоззрением в отличие от других типов мировоззрения.

2. Изложите становление научного познания в античном мире.

Античная ( от латинского слова "antuquus" - давний, старый, древний) философия - это та философская мысль, которая возникла и развивалась в государствах Средиземного моря - в рамках Греции и Римской империи - с конца 7 столетия до нашей эры до 6 столетия нашей эры.
Античная философия возникла и сформировалась сначала в Древней Греции, которая на заре человеческой истории появилась еще в начале второго тысячелетия до нашей эры - в эпоху бронзового века. Античная философия не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями-математическими, естественно-научными с зачатками политических понятий, а так же мифологией и искусством. В античном мире, а точнее в древней Греции пытаются описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей его составляющих. Эти представления получили название натурфилософских. Натурфилософией называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающееся на естественнонаучные понятия. Характерные черты греческой науки и философии:

- люди, деятельность которых заключается только в производстве новых знаний;

- умозрительность знания – попытки логического обоснования знания;

- дедуктивность познания – стремление составить общее представление о мире;

- формирование общенаучных философских категорий;

- становление науки одновременно с философией. Основная проблема – проблема происхождения мира. Например, Фалес, которого обычно считают первым философом и ученым, полагал, что началом сущего является вода, но это была первая попытка разума и интуиции постичь природу вещей.

Гиппократом было представлено первое в истории человечества изложение основ геометрии, базирующейся на методе математической индукции. Сократ отличается от упомянутых выше философов. Которые имели дело с природой, а потому их называют натурфилософами. Натурфилософией называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Сократ тоже хочет понять мир, но в другой манере, двигаясь не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. Сократ как никто другой уловил, что существует родовое, общее. Платон объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества. Аристотель создал систему знаний о мире, наиболее адекватную сознанию своих современников. В эту систему вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии. Согласно Аристотелю, истинным бытием обладает не идея (как, у Платона), не число, а конкретная единичная вещь, представляющая сочетание материи и формы. Возникает 2 типа философского мировоззрения-материализм ( линия Демакрата) и идеализм( линия Платона). Этим самым античная философия внесла исключительный вклад в развитии мировой цивилизации.

Наши рекомендации