Изучение философии сознания Кришны
67-04 Может быть, тебе нелегко будет редактировать мои лекции, но зато это станет для тебя своеобразной проверкой того, насколько внимательно ты меня слушал. Пусть это будет медленно, но зато надежно. Следи за моей деятельностью и дождись написания книги в должный срок. Я прошу Мукунду прислать мне экземпляр буклета, который он сделал для Шримана Брахмананды. (ПШП Киртанананде, 7 апреля 1967)
68-02 Что касается школы, то мы знаем, что современное образование в школах и колледжах не слишком полезно для развития сознания Кришны, но все же мы должны воспользоваться этими учреждениями, за неимением ничего лучшего. Однако я советую тебе, пока ты еще учишься в школе и должен прочитать и изучить множество книг, приобрести привычку к тщательному изучению и пониманию философии, а если у тебя возникнут трудности в понимании, Брахмананда, Раярама или я будем всемерно тебе помогать. Школа, может быть, и плоха, но учиться — это не плохо, это очень хорошо. Поэтому нам не следует отказываться от привычки к обучению, особенно, к изучению Бхагавад-гиты, Шримад-Бхагаватам и «Брахма-самхиты». (ПШП Роберту, 20 февраля 1968)
68-06 Нет, посылать книги Кальяны, как ты предлагаешь, пока не надо. Просто читай регулярно, раз за разом, Шримад-Бхагаватам, наши три тома. В чтении множества книг проку не много, лучше [прочитать и] усвоить одну, этого достаточно. (ПШП Хари-Виласе, 10 июня 1968)
68-11 Поскольку ты сейчас, что называется, в поле, тебе придется встречаться со множеством людей, настроенных недружелюбно. Их нужно будет умиротворять или с ними нужно будет сражаться, в обоих случаях используя утверждения Бхагавад-гиты и Шримад-Бхагаватам, поэтому ты должен быть весьма и весьма сведущ в истине. (ПШП Гурудасу, 30 [КМ-д60] сентября 1968)
68-11 Весьма вдохновляет то, что Девананда сражается с м-ром Джарвисом, представляющим Махариши Махеша. Да, при каждой такой встрече вы должны бросать вызов подобным людям, но при этом вы должны быть основательно вооружены утверждениями Бхагавад-гиты. В Бхагавад-гите ясно сказано, что наилучший йог — это тот, в чьем сердце пребывает вечный образ Кришны. Я не совсем понял, что сказал Девананда в ответ на утверждение Джерри Джарвиса, что он тоже поклоняется Кришне. Спорить с ним хорошо, пусть даже после этого встречи приостановятся, и это замечательный энтузиазм. (ПШП Сатсварупе, 18 ноября 1968)
68-11 Вы все должны очень внимательно читать Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гиту и уметь отвечать на вопросы, подобные этому, и только в редких случаях обращаться ко мне. Однако очень важно, чтобы наши ученики умели отвечать на любые вопросы, ибо только так можно стать настоящими проповедниками. (ПШП Хаягриве, 18 ноября 1968)
68-12 Я посмотрел последний присланный тобой макет «Учения Господа Чайтаньи», и в высшей степени его одобряю. Считаю, что каждый преданный должен приобрести по одному экземпляру всех наших книг, чтобы изучить их и в дальнейшем проповедовать. (ПШП Брахмананде, 11 декабря 1968)
69-01 По поводу твоих ответов на вопросы Виласа-Виграхи: все правильно. Если ты тщательно изучишь все наши книги, которые есть на сегодня, особенно «Бхагавад-гиту как она есть», в твоем распоряжении окажутся ответы на любые вопросы, какие только могут тебе встретиться. Пожалуйста, вдохновляй других читать эту Бхагавад-гиту, по меньшей мере, по одной главе в день. (ПШП Упендре, 6 января 1969)
69-01 Я очень рад, что через несколько дней ты заканчиваешь колледж и полон решимости трудиться ради распространения Движения сознания Кришны. Я также прошу тебя внимательно изучить «Бхагавад-гиту как она есть», потому что для такого умного юноши, как ты, найдется много ответственного служения в проповеди и распространении нашего Движения по всему миру. Перед тобой прекрасный пример твоего духовного брата Рупануги, так что продолжай помогать ему, и это будет твоим успехом. (ПШП Бхуриджане, 18 января 1969)
69-01 Аккуратно повторяй свои ежедневные шестнадцать кругов и читай «Бхагавад-гиту как есть», по одной главе в день. Строго соблюдай четыре заповеди, и, я уверен, Кришна проследит за тем, чтобы твоя жизнь в преданном служении день ото дня становилась все счастливее и счастливее. Твое настроение правильно, пожалуйста, поддерживай его всегда. (ПШП Арундхати, 26 января 1969)
69-01 Что касается чтения писаний вслух — это зависит от обстоятельств. Если смысл тебе понятен и при чтении про себя, тогда нет необходимости читать вслух, ведь это может беспокоить окружающих. (ПШП Джаяпатаке, 30 января 1969)
69-01 Юноши и девушки в Лондоне прекрасно справляются. Мой Гуру Махараджа послал одного санньяси, Свами Бона Махараджу, проповедовать сознание Кришны в Лондоне, году в 1933. Три года Гуру Махараджа оплачивал его пребывание там, но, несмотря на все усилия, ему не удалось сделать ничего значительного. Гуру Махараджа, недовольный, отозвал его оттуда. Если сравнить, так наши шестеро юношей и девушек не столь опытны в изучении Веданты и других ведических писаний, и они вовсе не санньяси. Но они проделали гораздо более весомую работу, чем удалось Бону Махарадже тридцать пять лет назад. Один только этот факт подтверждает слова Господа Чайтаньи, что проповедником или учителем может быть и домохозяин, и санньяси, и брахман, и шудра, и кто угодно, при условии, что он знает науку о Кришне. А знать науку о Кришне значит служить Кришне под руководством истинного духовного учителя. Если мы служим Кришне таким образом, Он с радостью являет Себя нам. Поэтому мы должны строго придерживаться ведического принципа: тому, кто обладает непоколебимой верой в Кришну и духовного учителя, только такому человеку открывается наука сознания Кришны. Тогда, став по-настоящему сведущими в откровениях сознания Кришны, мы сможем встретиться с любым противником и одержать победу. (ПШП Хаягриве, 31 января 1969)
69-02 Кроме того, ты должен не только посещать лекции, но и постоянно читать «Бхагавад-гиту как она есть», посвящая этому каждую свободную минуту. Тогда я, конечно, смогу подтвердить перед призывной комиссией, что ты серьезный ученик, изучающий под моим руководством Бхагавад-гиту. (ПШП Нара-Нараяне, 1 февраля 1969)
69-05 К обучению в колледже и университете нужно отнестись очень серьезно, потому что на эти места мы возлагаем очень и очень большие надежды. Я видел, какие удивительные вещи творит в Буффало Рупануга, некоторые студенты уже привлеклись сознанием Кришны. Тем же самым занимается Прадьюмна в Колумбусе (я увижу все это лично, когда поеду туда 9 мая). Итак, мы должны воспитать проповедников, и они пойдут в общественные учебные заведения, к студентам, и будут учить их сознанию Кришны. Так что если наши люди будут просто изучать наши книги и журналы, и хорошо усвоят то, что в них написано, попутно разрешая возникающие сомнения, тогда, конечно, мы вышибем всех этих так называемых йогов и проповедников, которые просто обманывают простодушных людей, чтобы решить свои финансовые проблемы. (ПШП Тамала-Кришне, 6 мая 1969)
69-07 По поводу того, чтобы кто-нибудь поехал туда и позаботился о детях в отсутствие Сатьябхамы, я напишу Лилавати в Бостон, может быть она сможет заместить ее на это время. Если же нет, придется еще что-нибудь придумать. Но куда бы ты ни поехал — в Нью-Вриндаван или в Нью-Йорк, прилагай усилия к тому, чтобы вычитать свои шестнадцать кругов, насколько это возможно. Конечно, если ты постоянно занят в служении Кришне и постоянно повторяешь «Харе Кришна», пусть даже не на четках, это тоже хорошее положение. Поскольку ты там один из основных работников и выполняешь множество важных обязанностей, особенно заботясь о коровах, у тебя может не быть времени повторять шестнадцать кругов. Это не большой промах, и ты не должен слишком из-за этого переживать.
Кришна видит твою искренность в сознании Кришны, и Он будет очень добр к тебе, благодаря этому. Но по мере возможности старайся все-таки повторять по шестнадцать кругов ежедневно. Если из-за большого количества служения для Кришны ты не будешь успевать, пусть тебя это не беспокоит. Только не отступай слишком далеко от этого принципа. Это будет не хорошо. Кроме того, ты должен читать Бхагавад-гиту, по крайней мере, несколько стихов каждый день, и обдумывать их в течение дня. Лучше всего читать по одной главе в день, но если ты сможешь каждый день медитировать на несколько стихов Бхагавад-гиты, это лучше, чем просто читать каждый день по часу, а потом забывать о предмете до следующего чтения. (ПШП Парамананде, 29 июля 1969)
69-09 Относительно нашего судебного дела в Бостоне: надо получить заверенную копию решения суда. Это может пригодиться нам во многих отношениях. Если существует определение суда в отношении Нанда-Кишоры, его тоже надо получить. Есть такая мантра: мукам кароти вачалам пангум лангхайате гирим. Это значит, что по милости Кришны немой может ораторствовать, как Демосфен, а хромой может перейти горы. Милость Кришны прекрасна и удивительна. Так что если у нас есть вера в служение Кришне, нам не составит труда говорить перед кем угодно, когда в этом возникнет необходимость. В истории преданности немало упоминаний о таких случаях: даже пятилетние мальчики, такие, как Дхрува или Прахлада, могли прекрасно говорить. (ПШП Брахмананде, 19 сентября 1969)
69-12 Я очень и очень тебе благодарен за то, что ты так высоко оценил «Бхагавад-гиту как она есть». Эту книгу все мои ученики должны читать, по меньшей мере, по одной главе в день, и после киртана [КМ-д61] ее следует обсуждать шлоку за шлокой. Мы попытались объяснить в этой книге практически все основные понятия сознания Кришны. Если ты сможешь попросту вызубрить Бхагавад-гиту, ты несомненно станешь очень хорошим проповедником. (ПШП Хамсадуте, 3 декабря 1969)
69-12 Мы должны не просто печатать эти книги для посторонних, наши ученики должны очень хорошо знать все наши книги, чтобы быть готовыми одержать победу над любыми оппонентами в области самоосознания. (ПШП Хамсадуте, 3 декабря 1969)
70-02 Я также рад узнать, что теперь у тебя есть храм и полные энтузиазма энергичные преданные. Это очень вдохновляет. Пожалуйста, держи в центре внимания распространение нашего Движения санкиртаны и улучшение поклонения Божествам, следи за тем, чтобы преданные стабильно повторяли свои шестнадцать кругов на четках и не отклонялись от четырех заповедей духовной жизни и других правил и предписаний — это придаст им духовной силы. Ты сам увидишь, что когда эти обязанности должным образом выполняются, и преданные полностью погружаются в деятельность для Кришны, Кришна как Сверхдуша подсказывает ответы на все вопросы и дает необходимый разум, чтобы все развиваться в сознании Кришны. Пожалуйста, проследи за тем, чтобы все преданные очень серьезно отнеслись к программе изучения наших книг. Наша проповедническая деятельность требует, чтобы каждый из нас в деталях знал нашу философию. (ПШП Джагадише, 27 февраля 1970)
70-02 Что же до нас, то каждый должен повторять мантру на четках, согласно принятому обету, и соблюдать регулирующие принципы во всех областях нашей деятельности, это даст нам духовную силу убеждать слушателей в верности наших целей и задач. В каждом храме и центре должен быть преданный, искушенный в шастрах, который мог бы встречаться с учеными и философами и, в случае необходимости, с огромной силой убеждать их в серьезности нашего Движения и истинности нашей философии. (ПШП Тамала-Кришне, 20 февраля 1970)
70-02 Расшифровка записей лекций Шрилы Прабхупады.
Сейчас я хочу, чтобы, по меньшей мере, одна запись в два дня была расшифрована и готова к набору. Это не значит, что нужно полностью заканчивать одну запись в такой короткий срок, но следует организовать все таким образом, чтобы через некоторое время конвейер выдавал по 15 записей в месяц, то есть, в 30 дней. Дело нужно поставить так, как я уже рекомендовал для живописи, то есть: например, в понедельник ты получил запись номер 17, допустим, некто «А» расшифровал ее за два дня. В следующие два дня (дни 3-й и 4-й) некто «Б» редактирует ее. В следующие два дня (5-й и 6-й) над ней работает некто «В». Затем мистер «Г» ставит диакритические символы и сдает рукопись в набор.
После того, как расставлена диакритика, один экземпляр поступает ко мне на вычитку. Смысл в том, что эта запись номер 17 готовится к набору в течение недели. А в это время запись номер 18 поступает в начало этого конвейера через два дня после того, как была получена запись номер 17. Если вы будете делать все как я сказал, то в конце концов мы придем к тому, что каждые два дня будет выдаваться готовая запись. Итак, если мы будем выпускать по 15 записей в месяц, это выйдет примерно 300 страниц ежемесячно. Следовательно, по самому скромному подсчету, мы будем выдавать по книге в два месяца, то есть, по 6 книг в год. Мы рассчитываем написать минимум 60 книг, это займет 10 лет. Если вы будете придерживаться указанного метода, мы можем надеяться написать за 10 лет 60 книг. И время отводится вполне разумное. (ПШП Сатсварупе, 28 февраля 1970)
70-02 Дискуссия с д-ром Стаалем требует некоторых познаний в шастрах, [надо знать то,] что называется сиддхантой. В Чайтанья-чаритамрите сказано, что пренебрегать сиддхантой нельзя, потому что ее выводы укрепляют человека в сознании Кришны. Эти выводы упоминаются во всех моих книгах, и юноши и девушки, входящие в наше Общество Кришны, должны уделять больше внимания самому внимательному изучению наших книг. А чтобы обрести силу, нужно повторять на четках по шестнадцать кругов ежедневно, не пропуская ни дня. Так преданный будет постоянно занят в сознании Кришны, а Кришна изнутри подскажет ему, как сделать свой прогресс в сознании Кришны неуклонным. Надеюсь, ты попросишь всех юношей и девушек в вашингтонском центре следовать этому методу, ибо впредь мы не раз еще встретимся с учеными и философами, дабы утвердить наше Движение сознания Кришны. (ПШП Кришна-деви, 17 февраля 1970)
70-03 Я также рад узнать, что ты упражняешься в заучивании наизусть различных важных стихов из наших писаний. Это авторитетный метод: махаджана йена гатах са пантхах, «следовать по стопам великих авторитетов сознания Кришны, таких, как Нарада и другие ачарьи». Сейчас мы просим своих учеников тщательно изучить нашу литературу, чтобы мы могли представлять нашу философию даже самым образованным людям. Это очень важно, поскольку наше Движение сейчас растет и привлекает к себе все больше внимания. (ПШП Рудра-дасу, 9 марта 1970)
70-03 Меня очень радует, что ты так прилежна и постоянно занята. И твой рассказ о проповеди в школе меня чрезвычайно вдохновил. Все это очень хорошо, и это превосходное занятие для тебя. Когда Махараджа Прахлада учился в школе, он делал то же самое. Как только у него появлялась хоть малейшая возможность, он проповедовал своим одноклассникам. Одноклассников его проповедь приводила в изумление, и они спрашивали: «Дорогой Прахлада, где ты научился всему этому? Мы учимся у одних и тех же учителей, так кто же научил тебя этой науке?» Они задавали вопросы, и Прахлада объяснял им, что его духовный учитель — Нарада Муни, и что он обучался, находясь еще в утробе матери. Представь себе, как могущественны духовные наставления, если они дошли даже до ребенка, находившегося в утробе матери. И ты, если будешь повторять мантру и читать книги, станешь могучим проповедником, и все, кто тебя услышит, обратятся [в вайшнавизм]. Такова духовная жизнь. (ПШП Экаяни, 15 марта 1970)
70-03 Но я вижу, что у тебя много вопросов, касающихся нашей философии. В данных обстоятельствах было бы неплохо, если бы ты приехал в Лос-Анджелес и некоторое время пожил здесь, слушая вопросы и ответы на ежедневных утренних лекциях. Это прекрасная возможность разрешить любые сомнения и [устранить] непонимание, и лучше всего тебе было бы приехать сюда. Я сам еженедельно читаю здесь лекции для наших преданных. (ПШП Харер-Наме, 15 марта 1970)
70-04 По поводу твоего магнитофона, который уложили вместе с моими вещами: ты получишь его весьма скоро. Его везет Читралекха, жена Упендры, она едет в Австралию через Гавайи и отдаст тебе прибор. Я очень рад, что ты отремонтировала свой диктофон и жаждешь работать на нем. Пока что я могу послать тебе записи моих лекций, и ты будешь их расшифровать — хоть с помощью диктофона, хоть без него, как тебе удобно. Ты или Гаурасундара, или любой другой образованный человек, можете отредактировать эти расшифровки, чтобы их можно было напечатать. Ты, я надеюсь, будешь рада делать эту работу, поскольку ты всегда рада слушать, когда я говорю. Посылаю тебе записи отдельным отправлением, и ты немедля начинай работать. Если ты сочтешь работу по расшифровке моих записей интересной, у тебя ее будет вдоволь. Таких записей много в Нью-Йорке, Бостоне и, может быть, в других местах тоже. (ПШП Говинда-даси, 7 апреля 1970)
70-06 Об одном я должен сообщить тебе в этой связи: что касается нашей деятельности в сознании Кришны, каждый из нас должен прочитать эту книгу внимательнейшим образом, потому что все выводы и основные понятия мира бхакти содержатся в этой трансцендентной, бесценной книге. Это суть всех ведических писаний, трактующих о сознании Кришны. Любой, кто прочитает «Нектар преданности» с полным вниманием, получит все необходимое руководство в области бхакти. Итак, на лекциях в храме нужно регулярно обсуждать отрывки из этой книги. (ПШП Адвайте, 18 июня 1970)
70-06 Пожалуйста, изучай нашу литературу и трудись над распространением движения Господа Чайтаньи, то есть, движения санкиртаны, и будь счастлива. Вот чего я хочу. Прилагаю к этому письму, наряду с начитанными должным образом четками, экземпляр списка качеств и правил и предписаний для преданных. (ПШП Сандини, 19 июня 1970)
70-06 Способность говорить, так же, как и все остальное, зависит от практики и обучения. Я помню, когда один из старших духовных братьев впервые пригласил меня выступить, я очень боялся, потому что не имел практики публичных выступлений. Со временем, выступая перед людьми, а также слушая и читая, я набрался опыта, и сейчас мы можем говорить сорок пять минут, пятьдесят минут, час, не прерываясь. Ты должен очень внимательно читать наши книги, черпая из них мысли, тогда тебе не будет трудно говорить часами. Это требует практики. Так что внимательно читай свои книги, особенно «Нектар преданности», который недавно напечатан, и упражняйся в публичном выступлении. Все будет хорошо. (ПШП Упендре, 24 июня 1970)
70-07 Я рад, что ты так умело управляешь расписанием работы своего центра. Конечно, санкиртана — наше главное занятие, но все остальные храмовые программы должны продолжаться без каких-либо перерывов. Ежедневное исполнение своих обязанностей очень быстро поднимает нас на духовный уровень. Я просмотрел образец контрольной работы[, который взял] у Шримати Джоанны, и он мне понравился. Нужно внедрять эту практику вопросов и ответов среди преданных. Это поможет им научиться отвечать на вопросы посторонних. Да, ты прав в том, что, по мере того, как преданность наших преданных усиливается, непреданные тоже начинают слушать нас. Развиваться в духовной жизни в преданном служении Кришне означает набираться духовных сил, а эти духовные силы нужны для того, чтобы внедрять преданное служение в сердца падших душ. Все вы должны стать опытными проповедниками и показывать пример жизни в преданности, вы должны поддерживать свое духовное здоровье строгим исполнением регулирующих принципов. (ПШП Джананивасе, 7 июля 1970)
70-07 Я очень рад, что ты читаешь нашу литературу и задумываешься над прочитанным. Я всегда рад ответить на твои вопросы, но тебе следовало бы научиться получать ответы от мужа и попытаться найти их, продолжая читать наши книги. Ты получишь ответы на все свои вопросы, если будешь просто читать наши книги очень внимательно, регулярно повторять мантру и строго соблюдать все правила и предписания. Наш принцип состоит в том, что духовная наука открывается преданному из сердца по мере того, как он предается Кришне. Ты очень разумная преданная, я возлагаю на тебя большие надежды, так что продолжай терпеливо трудиться для Кришны, Он откроет тебе путь в сознание Кришны, и ты будешь продвигаться по нему все дальше и дальше. (ПШП Экаяни, 25 июля 1970)
70-11 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 30 сентября 1970, и обрадовался, видя, как внимательно ты читаешь мои книги. Пожалуйста, продолжай. Чтобы убедить весь мир принять сознание Кришны, нам понадобится много проповедников, основательно знающих писания. Я рад, что ты и другие каждый день посвящаете час написанию сочинений. Это парампара. Все наши предшественники, ачарьи нашей традиции много писали о науке сознания Бога, так что мне нравится, что мои ученики делают то же самое, и я очень вдохновлен этой программой, которую вы начали. (ПШП Вриндаван-Чандре, 9 ноября 1970)
71-01 Хорошо, что ты цитируешь вайшнавские шастры. Прошу тебя внимательно и вдумчиво изучать все наши книги и постараться понять возвышенный смысл философии сознания Кришны. Основной принцип развития в сознании Кришны выразил Господь Чайтанья: если человек просто повторяет без оскорблений харе-кришна-маха-мантру и твердо верит в Кришну и духовного учителя, он будет прогрессировать, и только такой человек способен понять глубокий смысл сознания Кришны. (ПШП Стивену, 4 января 1971)
71-03 Думаю, тебе весьма подходит атмосфера питтсбургского храма, так что продолжай внимательно изучать нашу литературу вместе со своими духовными братьями и сестрами, трудитесь вместе, чтобы это возвышенное движение достигло как можно большего числа людей. (ПШП Шатадханья-дасу, 30 марта 1971)
71-07 Да, мне нравится, что ты склонен со всей серьезностью читать и изучать наши книги. Большое тебе спасибо. И вывод твой очень хорош. Так что продолжай [трудиться] со всей искренностью. Нам нужны и отличные проповедники. Проповедь не должна лежать полностью на мне. Все мои ученики должны стать хорошими проповедниками, а для этого нужно внимательно читать книги, чтобы прийти к верным заключениям. (ПШП Хридаянанде, 5 июля 1971)
71-08 Учение Валлабхачарьи авторитетно. Различия во мнениях присутствуют всегда. Например, ты отличаешься от своего мужа, но это не означает, что или ты, или твой муж — не преданные. (ПШП Экаяни, 31 августа 1971)
71-11 Твой поход в школы и колледжи — совершенно верный тактический ход, потому что школьники и студенты — это наиболее подходящие кандидаты на получение духовного знания, философии Кришны. Если ты будешь просто повторять то, что говорю я — предварительно сам придя к полной убежденности в нашей философии — твоя проповедь будет иметь успех. Наша философия, без сомнения, способна освободить любого человека из темнейших областей невежества и привести его в царство света и полного сознания. Сила уже имеется, тебе нужно только научиться обращаться со словом и говорить с полной чистотой, и тогда я буду очень тобой доволен. (ПШП Лалита-Кумаре, 15 ноября 1971)
71-11 Я одобряю твое предложение обучать людей нашей философии. Но если мы искусственно попытаемся объяснять шастры своими словами, мы рискуем пасть в толкования и спекуляции. Сначала ученик должен научиться повторять то, что говорит гуру, а затем, через некоторое время, он приобретет необходимую квалификацию, чтобы применять те принципы, которые он выучил слово в слово, в конкретных ситуациях. Мы не сухие [приверженцы] философии догм и лозунгов. Нет. Язык сознания Кришны всегда свеж, на нем можно объяснить все. Мой Гуру Махараджа однажды три месяца читал лекции по одному стиху Шримад-Бхагаватам. Однако следует всемерно оберегать неприкосновенность основополагающих принципов, которыми мы руководствуемся, и не изменять их только потому, что нам хочется услышать нечто новое. (ПШП Бхакта-дасу, 20 ноября 1971)
71-11 Я очень рад, что ты взял на себя ответственность за управление таким важным центром, как Беркли. Я знаю, что в этом городе много студентов, так что просто привлекай их к Движению сознания Кришны, давая им прасад и нашу философию Кришны. Мы можем сразиться с любой их дурацкой философией. Сократ, Платон, Кант, Дарвин — с ними со всеми. Полным-полно умствующих мыслителей, которые жонглируют словами и увлекают людей в тупик. Теперь твоя задача разоблачать их и вывести на чистую воду, чтобы люди могли оценить истинную философию. Мы сейчас должны стать очень серьезными, чтобы вызволить человечество из этого опаснейшего положения. Поэтому приобрети стойкую убежденность в нашей философии сам, и тогда твоя проповедь заработает. И постарайся продавать как можно больше книг по школам и колледжам. Это научное знание, безупречная наука. Пожалуйста, помоги мне в этой великой работе, и знай наверняка, что через этот искренний труд ты очень, очень скоро вернешься домой, к Богу.(ПШП Лочана-дасу, 24 ноября 1971)
71-12 То, что люди приходят и по собственному почину дают пожертвование — очень хороший признак. Это доказывает силу твоей проповеди. Если мы просто будем поддерживать собственную чистоту и убежденность в нашей философии сознания Кришны, любой нормальный человек согласится с тем, что мы говорим. И если мы решительно настроены радовать Кришну своей повседневной деятельностью, несмотря ни на какие финансовые затруднения, Он облегчит наше положение. Вот увидишь. Если проповедь сильна, управление тоже будет сильным. Таков закон. (ПШП Дамодаре, 3 декабря 1971)
71-12 Вы квалифицированные и опытные проповедники. Так какой же смысл вам погружаться в какую-то второсортную деятельность, когда вокруг столько работы для проповедника? Практически говоря, наша философия Кришны спасет мир в самый опасный момент, это точно. Сейчас вы просто сами приобретите твердую убежденность в этом и помогайте мне распространять это Движение на благо всего мира с полной убежденностью и вниманием. Таким образом вы будете заняты высшим видом деятельности и очень скоро вернетесь домой, к Богу, не сомневайтесь в этом. Я не возражаю против того, чтобы вы поклонялись домашним Божествам. (ПШП Ваманадеве и Индира-даси, 8 декабря 1971)
71-12 Наш делийский пандал также был прекрасно принят. С раннего утра, с 6 часов, до поздней ночи, а иногда и за полночь, тысячи людей приходили туда, чтобы посмотреть и послушать. Большой популярностью пользовалась палатка «Вопросы и ответы», в которой на огромной вьясасане сидел один из наших старших преданных и отвечал на вопросы посетителей. Там разыгрывались такие дискуссии, они привлекали столько людей, что палатка была открыта ежедневно, по меньшей мере, до полуночи, чтобы удовлетворить всех любопытствующих. Всем нравятся живые обсуждения и философские дебаты. (ПШП Рупануге, 10 декабря 1971)
71-12 Я слышал, ты собираешься в Гейдельберг (Германия), где находится очень крупный университет. Это самое лучшее поле для нас. Стань сам убежденным в нашей философии Кришны, изучи ее как следует, а затем неси ее в такой университет и зарази ею всех. Мы без страха бросаем вызов любым мирским философам и побеждаем их, потому что они действуют на постоянно меняющейся платформе ума, и, следовательно, не обладают никаким реальным авторитетом. Мы же слушаем Источник полного знания, Кришну, через Его представителей, святых и ачарий, стоящих в цепи ученической преемственности, поэтому наше понимание зиждется на прочном основании. Если мы полны решимости проповедовать таким путем, класс разумных людей оценит нас и присоединится к нам, и это будет твой успех в Германии. Если какой-то Маркс смог заставить огромное количество людских умов последовать его несовершенной философии, что же может совершить Кришна, Высшее Совершенство! Если мы будем поддерживать собственную чистоту и проповедовать другим чисто, мы достигнем полного успеха, и весь мир будет слушать нас и будет спасен из своего крайне опасного положения. Большое тебе спасибо, что помогаешь мне в этой огромной работе. Думаю, ты убежден, что это самая возвышенная деятельность из всех. (ПШП Шивананде, 12 декабря 1971)
72-01 Все вы должны внимательнейшим образом изучить все наши книги, чтобы в случае необходимости своими словами изложить их смысл. Кроме того, я был бы очень доволен, если бы ты писал статьи для журнала «Обратно к Богу». Если ты будешь регулярно писать, то будешь лучше понимать прочитанное сам. Как можно больше читай, повторяй мантру и проповедуй. Это смысл нашей жизни. Придерживаясь этой простой формулы, мы, без сомнения, одержим победу всюду, где бы мы ни оказались, и очень скоро станем единственной религией в мире. (ПШП Хридаянанде, 6 января 1972)
72-01 Наше дело — просто сеять семя преданного служения всюду, где только можно, и давать каждому человеку почувствовать вкус этой духовной, сладостной деятельности. Если мы сами глубоко убеждены в верности философии Кришны, тогда мы сможем внести это семя преданного служения в сердца людей, им нужно дать возможность и вдохновение слушать Шримад-Бхагаватам и повторять «Харе Кришна», тогда, благодаря такому поливу, семя прорастет, и лиана начнет расти. Сейчас ты взял на себя огромную ответственность — посадить семя сознания Кришны в Кардиффе (Уэльс), и я думаю, если ты отнесешься к делу серьезно и хладнокровно, Кришна заметит тебя и даст тебе все возможности. Таким образом, поскольку ты ответственный лидер, Кришна будет подталкивать тебя, чтобы ты прогрессировал в сознании Кришны. (ПШП Кулашекхаре, 10 января 1972)
72-01 Чтобы серьезно заниматься искусством осознания Кришны, нам ничего не остается, как стать очень и очень ответственными, поскольку этот мир полон разных соблазнов, которые будут постоянно стаскивать нас вниз. Если хотя бы несколько человек будут поддерживать чистоту этого искусства, они смогут спасти остальных от величайших опасностей. Я считаю, что ты и твои духовные братья относятся к тем немногим людям, что серьезно встали на путь возвращения домой, к Богу, и теперь мы должны постараться сохранить это возвышенное положение, и не отступать, не пренебрегать нашими высочайшими стандартами практики преданного служения. Таким образом, метод чистой любви к Богу, который дал Господь Чайтанья Махапрабху, и который я принес в западные страны, должен постоянно распространяться все шире и шире, спасая людей. В противном случае он постепенно угаснет и превратится в нечто механическое, как все остальные так называемые религиозные движения. Я очень на тебя надеюсь. Пусть эта мысль придаст тебе глубокой убежденности в нашей философии сознания Кришны и решимости взять на себя полную ответственность за обучение других в чистоте. (ПШП Ранадхире, 17 января 1972)
72-01 Я был чрезвычайно рад получить твое чудесное письмо от 10 января 1972 и рад был отметить, что ты задаешь очень разумные вопросы. Это естественное положение для начинающего преданного, искренне стремящегося понять, чтó есть Абсолютная Истина. Меня очень порадовало, что ты так разумен — как и твой отец — и что вся твоя семья прогрессирует в сознании Кришны. Пусть Кришна пошлет тебе все благословения. Господь Чайтанья встретился с муллой в Саре (Уттара-Прадеш), а не в Аллахабаде. Цитируя Коран, Он убедил муллу в том, что сознание Кришны, или чистая любовь к Богу в настроении самоотверженного преданного служение является высшей целью жизни.
Что касается разницы между умозрительными рассуждениями и философскими рассуждениями, мы считаем, что знание приходит благодаря философской деятельности ума, так что философские рассуждения — это то же самое, что и умозрительные рассуждения, если они представляют собой случайную, неуправляемую деятельность ума, стремящегося понять все и строить теории, «если бы да кабы». Но если философские рассуждения направлены на шастры и гуру, и если целью таких философских усилий является достижение Вишну, тогда такие философские рассуждения нельзя назвать умственными рассуждениями. Вот, например, Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Я — вкус воды». Философское рассуждение в описанном духе означает попытку понять, под руководством гуру и шастр, каким образом Кришна является вкусом воды. Утверждения Бхагавад-гиты, хотя они просты и совершенны, можно изучать под бесконечно разнообразными углами зрения, поэтому наша философия отнюдь не суха, как умозрительные рассуждения. Подобающая уму деятельность или психология состоит в том, чтобы осознать все в соответствии с Кришной, с точки зрения Кришны, и такому осознанию нет предела, поскольку Кришна беспределен, и хотя можно сказать, что преданный, который знает Кришну, знает всё, (Бхагавад-гита, 15‑я глава), все же процесс философствования не прекращается, и преданный продолжает расширять свое знание, пусть даже он знает всё. Постарайся это понять — это очень хороший вопрос.
Возможно, у Господа Чайтаньи были длинные волосы в самом начале его жизни грихастхи, но это не означает, что мы должны подражать Господу Чайтанье. Чайтанья и голову брил, и шикху носил. Важно следовать указаниям и предписаниям, оставленным для нас великими святыми и ачарьями нашей традиции, а они советуют брить голову, однако строгих правил на этот счет нет. Если по практическим соображениям нужно отпустить длинные волосы, так и надо сделать. Но мы не должны отращивать длинные волосы в подражание Господу Чайтанье.
Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии и приятном расположении духа. Твой отец прекрасно служит в Дели, печатая наши книги и журналы на хинди, и я также очень им доволен. Оберегай свою добрую мать, братьев и сестер, помогай им развиваться в сознании Кришны, ежедневно устраивай у себя дома пение и сделай алтарь. Если ты очень серьезно вознамеришься достичь высшего счастья жизни, ты будешь, я думаю, с большим энтузиазмом практиковать метод сознания Кришны и тебе будет сопутствовать всяческий успех. (ПШП Чатурбхуджу, 21 января 1972)
72-02 Я очень рад, что ты так строго придерживаешься расписания и каждый день читаешь мои книги. Если ты будешь продолжать так и дальше, из тебя вырастет первоклассный проповедник сознания Кришны. А это наивысшее служение, которое только можно совершить. (ПШП Экендра-дасу, 3 февраля 1972)
72-02 Для стихов Гиты существует особая мелодия, но ты можешь воспользоваться любым подходящим мотивом. Самое главное — это чтобы мелодия была очень простой. (ПШП Сурешвара-дасу, 3 февраля 1972)
72-05 Теперь я хочу, чтобы мы сосредоточились на том, чтобы сделать наших преданных сознающими Кришну и самим стать сознающими Кришну. Не надо так сильно стремиться распространять себя все шире и шире, но без всякого духовного наполнения. Это как молоко: когда его кипятишь, оно становится гуще и слаще. Теперь делай именно это — кипяти молоко. (ПШП Рупануге, 9 мая 1972)
72-06 В последнее время я настаиваю на том, что мои ученики должны читать мои книги и стараться понять их под разными углами зрения. Каждую шлоку можно рассмотреть под множеством разных углов зрения, ты должен развить в себе такую способность. Если мы продаем книги и даже не знаем, что в них написано, это превратится просто в фарс, особенно если ты проповедуешь и продаешь книги эдинбургским студентам. (ПШП Трибхуванатхе, 16 июня 1972)
72-06 Я настаиваю на том, чтобы все мои ученики были сведущи в философии сознания Кришны, чтобы они читали наши книги очень внимательно, по меньшей мере, один или два часа в день, и старались рассмотреть их предмет под разными углами зрения. Здесь, в Лос-Анджелесе, мы проводим в храме утренние лекции, я читаю их с 7 до 8 утра. Метод такой: мы проходим главы Шримад-Бхагаватам по шлоке в день, читаем санскрит вслух. Я произношу стих слово за словом, а ученики повторяют за мной. Потом мы читаем шлоку хором несколько раз, пока не выучим ее, а затем разбираем ее смысл очень тщательно, рассматривая его с разных сторон и наслаждаясь новыми и новыми открытиями. Итак, введи эту систему во всех центрах своей зоны, и ты увидишь, как все оживут, благодаря таким ежедневным упражнениям. Читай одну шлоку и обсуждай ее, на следующий день переходи к следующей шлоке, и т.д., и даже если ты будешь обсуждать по одному стиху ежедневно, то для того, чтобы прочитать таким образом весь Шримад-Бхагаватам, потребуется пятьдесят лет. Так что у нас весьма обширный запас знания, которое можно изучить. Набираясь этого знания все больше и больше, ученики без дополнительных усилий обретут убе