Расскажите о творческой биографии З. Фрейда
В чем заключается метод психоанализа Фрейда?
Как представлял структуру личности З. Фрейд?
Назовите законы восприятия, открытые гештальтпсихологией?
Какое объяснение явления инсайта дал В. Келер?
В чем заключается сущность понятия «психологическое поле» по К. Левину?
Чем различаются волевое и полевое поведение по К. Левину?
Рекомендуемая литература
86. | Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М. 1987. |
87. | Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М.: Изд. Российское педагогическое агенство, 1997. |
88. | Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. – М. 1930. |
89. | Коффка К. Основы психического развития. – М. 1934. |
90. | Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: Сенсор, 2000. |
91. | Уэллс Г. Павлов и Фрейд. – М. 1989. |
92. | Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М. 1991. |
93. | Фрейд З. Я и Оно. // Фрейд З. Труды разных лет. Книга 1. - Тбилиси: Мерани, 1991. |
94. | Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998. |
95. | Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. |
ГЛАВА 8
ПСИХОЛОГИЯ
В СЕРЕДИНЕ 20 ВЕКА
Развитие психоаналитического направления
Разрушение целостного мировосприятия в эпоху позитивной науки породило новый, еще невиданный по своим масштабам, кризис духовной жизни в промышленно развитых странах мира. Начавшись в 19 веке в высших формах духовной жизни – науке и искусстве, в 20 веке этот кризис затронул уже широкие слои общества, став причиной утраты важнейших гуманистических принципов предшествующей эпохи.
Три десятилетия, разделяющие начало и окончание первой и второй мировых войн, буквально заполнены событиями, не мыслимыми в 19 веке. В начале применение отравляющих газов и бессмысленная гибель миллионов жизней в первой мировой войне; затем массовые жестокости гражданской войны в России; установление тоталитарных режимов в ряде европейских стран, и, наконец, вандализм и массовое истребление мирного населения в годы второй мировой войны. Причем следует заметить, что хотя инициатива в применении варварских способов ведения войны и ответственность за создание не бывалой в мировой практике системы уничтожения целых народов, безусловно, принадлежала одной из воюющих сторон – Германии, жестокости по отношению к мирному населению и бессмысленное уничтожение культурных ценностей практиковали все воюющие стороны. До сих пор немецкие города хранят следы грандиозных бомбардировок англо-американской авиации 1944 – 1945 годов. Жертвами этих бомбардировок стали не только всемирно известные дворцы, церкви и кварталы исторической городской застройки, но и сотни тысяч гражданского населения. В одном ряду с разрушением почти 90% немецких городов стоит и ядерная бомбардировка американской авиацией не имевших военной промышленности японских городов Хиросимы и Нагасаки.
Но более всего обнажало духовный кризис эпохи даже не убийство миллионов на расстоянии, с помощью новейшей техники – в этом, по крайней мере, виделся технический прогресс. Подлинным лицом тотального кризиса европейской культуры стало возрождение в Европе давно уже забытых, средневековых пыток. А.И. Солженицын, сам прошедший тюрьму и лагеря, с горьким юмором заметил, что если бы чеховским интеллигентам, все гадавшим, что будет через тридцать – сорок лет, ответили бы, что через сорок лет будет пыточное следствие и перечислили только некоторые из деталей применявшихся пыток - ни одна бы чеховская пьеса не дошла до конца, все герои сошли бы с ума. (Солженицын А.И. Архипелаг Гулаг, гл. 3, 1991).
Все эти события, прямо или косвенно, не могли не отразиться на развитии психологии. Первым и наиболее чувствительным индикатором происходящих в обществе разительных перемен стал психоанализ. Сам основатель психоанализа, Фрейд, под влиянием итогов первой мировой войны, вынужден был дополнить свое представление о важнейших влечениях человека – влечением к смерти. Позже, уже в глубокой старости, в 1938 году, оказавшись в руках гестапо, он вынужден был дать подписку в том, что лично к нему пытки не применялись. Прибавив при этом, как говорит легенда, что он даже рекомендует гестапо, как универсальное средство от неврозов на любовной почве…
Эпоха тотальных общественных конфликтов сказалась и в творчестве ближайших коллег и учеников Фрейда. Один из его бывших сподвижников, Карл Юнг, развил свою оригинальную версию психоанализа, названую им «аналитической психологией». Теория Юнга уже в явном виде предусматривала зависимость человеческой психики от стереотипов общественного сознания. Основными отличиями этой теории от теории Фрейда было, во-первых, более широкое понимание энергии либидо, которая трактовалась Юнгом как жизненная энергия вообще, а не только как энергия сексуальная; и введение понятия коллективного бессознательного, во-вторых. Коллективное бессознательное - это, по Юнгу, наиболее глубокий уровень психической деятельности человека, вырастающий из врожденного опыта предшествующих поколений. Его основу составляют архетипы поведения, т.е. сложившиеся в том или ином этносе, а также у человечества в целом, типические эмоциональные и поведенческие реакции в типичных и наиболее значимых для человека жизненных ситуациях. В учении о коллективном бессознательном и его архетипах проявилось предчувствие нарастающего давления общества на личность и стремления манипулировать ее интересами.
Еще в более явном виде социальные факторы выступали в концепции другого знаменитого представителя психоанализа, Альфреда Адлера (1870-1937). Одним из стержневых моментов созданной им теории личности (получившей название индивидуальной психологии) стало понятие социальной мотивации, направленной на самоутверждение среди других личностей. Недостаточная реализация базового стремления к самоутверждению
Юнг Карл Густав
1875 - 1961
Выдающийся швейцарский психолог и психиатр. Получил медицинское образование в университетах Базеля и Цюриха, после чего работал в Цюрихской психиатрической клинике под руководством д-ра Блейлера (известного психиатра, предложившего термин «шизофрения»).
Заинтересовавшись проблемой бессознательного, Юнг в 1906 г. знакомится с З. Фрейдом и становится его другом и учеником. В 1909 г. Юнг и Фрейд совместно совершают триумфальную поездку в Америку, выступая с лекциями во многом способствовавшими значительному росту популярности психоанализа. В 1911 г. по предложению Фрейда Юнг становится первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако вскоре независимая научная позиция Юнга и ряд личных мотивов приводят его к полному разрыву отношений с Фрейдом. В последующие два десятилетия, Юнг занимался частной практикой, много путешествовал и собирал этнопсихологический материал. В это время окончательно формируется его концепция коллективного бессознательного.
В 1933-1941 гг. он работал профессором в Федеральном политехническом университете Цюриха, а в 1943 году непродолжительное время занимал должность профессора психологии в Базельском университете.