Диспуты о драгоценной человеческой жизни

1. Обладаете ли вы драгоценной человеческой

жизнью, будучи в гневе?

Вопрос: Обладаете ли вы драгоценной человеческой жизнью?

Ответ: Да.

Вопрос: Есть ли у вас драгоценная человеческая жизнь, когда вы гневаетесь?

Ответ: Нет.

Вопрос: Так значит, нельзя сказать, что ваша человечес­кая жизнь драгоценна?

Ответ: Драгоценная человеческая жизнь - это не нечто объективно существующее. Она меняется в зависимости от состояния нашего ума: иногда она больше, иногда меньше, иногда она есть, иногда ее нет. Она колеблется, как пламя светильника.

2. Как не родиться богом?

Вопрос: Считаете ли вы, что для рождения в мире богов нужно больше заслуг, чем для рождения в мире людей?

Ответ: Нет.

Вопрос: Почему тогда мир богов считается выше мира людей?

Ответ: Для обретения драгоценной человеческой жизни нужно больше заслуг, чем для рождения богом.

Вопрос: Но когда человек только рождается, у него нет многих из 18-и характеристик драгоценной человеческой жизни, в частности, веры в Дхарму.

Ответ: Нельзя сказать, что тот, кто родился в мире богов, имеет в целом больше заслуг, нежели рожденный человеком. Даже бодхисаттвы порой рождаются в мире ада. Рождение в том или ином мире зависит только от ввергающей кармы, которая проявилась у существа в момент смерти, а не от его кармы вообще.

Вопрос: Вопрос именно о том, согласны ли вы, что более весомая благая карма ввергает в мир богов, а относительно менее весомая - в мир людей?

Ответ: Да.

Вопрос: Тогда как с практической точки зрения не «про­махнуться» в накоплении заслуг - попасть именно в мир людей, а не богов? Стоит ли ограничивать себя в накоплении заслуг, чтобы не «перелететь»?

Ответ: Нужно в момент смерти сделать что-то очень хорошее: принять прибежище, вспомнить о духовном настав­нике, породить сострадание к существам.

Вопрос: Да, это и называется чистой мольбой, необходи­мой для обретения драгоценной человеческой жизни.

3. Что нужно сделать, чтобы пришел Будда?

Вопрос: Драгоценная человеческая жизнь - это результат нашей кармы, т. е. наших действий в прошлом?

Ответ: Нет, это доброта Учителя.

Вопрос: Можете ли вы в силу одной лишь его доброты, ничего не делая, обрести драгоценное человеческое рож­дение?

Ответ: Да, если развивать преданность, можно просто лежать на диване.

Вопрос: Но разве развитие преданности - не ваше дей­ствие? И можно ли, лежа на диване, пусть даже с предан­ностью, выйти из сансары?

Ответ: Можно. Я считаю, что нет практики выше предан­ности.

Вопрос: А можно ли так достичь просветления? Зачем тогда Будда передал столько практик?

Ответ: Все практики в Махая не можно свести к предан­ности Учителю.

Вопрос: Но ведь преданность - это ваше действие? Зна­чит, драгоценная человеческая жизнь все же - плод ваших усилий?

Ответ: Да, это так.

Вопрос: Тогда ответьте - поскольку одна из характеристик драгоценной человеческой жизни - существование Будды в этом мире, что конкретно мы должны сделать, чтобы Будда появился в этом мире? Получается, что Будда появляется в мире в результате наших действий?

Ответ: Будда проявляется везде, где есть сильная вера в него.

4. Бывает ли драгоценная рыбья жизнь?

Вопрос: Известна легенда о рыбе, которая отказалась от поедания живых существ и умерла. Верно ли, что у нее вследствие этого решения возникла драгоценная рыбья жизнь? Может ли быть у собаки драгоценная собачья жизнь?

Ответ: Собака может создать причины для рождения человеком и в будущей жизни обрести драгоценную челове­ческую жизнь. Но в теле собаки ее возможности для практики очень ограничены.

Вопрос: Тем не менее, она обладает определенной сво­бодой выбора, поэтому ее собачья жизнь может быть драго­ценной?

Ответ: Она может быть драгоценной лишь с точки зре­ния последствий. Ее свободы и условия не тождественны свободам и условиям драгоценной человеческой жизни.

Вопрос: В чем разница?

Ответ: Она родилась в мире животных (значит, одной свободы у нее уже нет), вследствие этого ее умственные и коммуникативные возможности ограничены. Даже услы­шав учение, она не может ни понять его, ни задать вопрос Учителю.

Диспуты о прибежище

1. Бывают ли бодхисаттвы без прибежища?

Вопрос: Иногда бодхисаттвы в силу собственной негатив­ной кармы попадают в ад. Это возможно?

Ответ: Да, это возможно.

Вопрос: Значит, бодхисаттва, попадающий в ад, либо не имеет прибежища, либо прибежище не может защитить его от перерождения в низшем мире.

Ответ: Без прибежища невозможно стать бодхисаттвой. А почему вы полагаете, что наличие прибежища - это гаран­тия защиты от перерождения в низших мирах?

Вопрос: Потому что защита от рождения в низших ми­рах - одно из преимуществ, обретаемых с принятием при­бежища.

Ответ: Значит ли это, что мы все, принявшие прибежи­ще, гарантированно защищены от низших миров? 270

Вопрос: Я говорю не о нереализованных существах, а о бодхисаттве.

Ответ: До достижения уровня терпения на пути подго­товки бодхисаттва может попасть в ад в силу кармы, как и мы, здесь находящиеся.

Вопрос: Значит, до достижения уровня терпения он не имеет прибежища?

Ответ: Имеет.

Вопрос: Почему же оно не защищает его от низших миров?

Ответ: Можно защититься от низших миров, лишь со­блюдая закон кармы.

Возражение вопрошающей стороны: Сейчас он соблю­дает закон кармы, но кармический отпечаток рождения в аду он мог создать тысячи жизней назад.

Встречный вопрос отвечающей стороны: У бодхисаттвы могут быть омрачения?

Ответ вопрошавшей стороны: Да.

Ответ вопрошающей стороне: Его омрачения являют­ся топливом для проявления негативной кармы. Если этого топлива достаточно много, чтобы она проявилась, тогда ни­кто не может защитить его от падения в низшие миры.

Вопрос: Здесь и заключается противоречие: получается, что буддийское прибежище не защищает от проявления такой негативной кармы, хотя мы его принимаем из страха низших миров и с целью защиты от них.

Гвше Тинлей: Если прибежище присутствует в уме в момент смерти, тогда бодхисаттва не может попасть в ад. Но во время смерти бодхисаттвы тоже иногда могут забыть о прибежище. Под влиянием гнева или привязанности он тоже может создать условия для проявления негативной ввергаю­щей кармы.

Вопрос: Но он остается бодхисаттвой в это время?

Гзше Тинлей: Конечно. Бодхисаттвы, если не идет речь о бодхисаттвах высшего уровня, тоже могут попасть под влияние омрачений.

Вопрос: То есть бодхисаттва остается бодхисаттвой, даже когда иногда не имеет прибежища?

Гзше Тинлей: Когда вы спите, у вас есть прибежище? Наличие прибежища не означает, что вы всегда держите в памяти мысль о нем.

2. Есть ли прибежище у Будды?

Вопрос: Что такое прибежище?

Ответ: Опора на Будду, Дхарму и Сангху.

Вопрос: Есть ли у Будды прибежище?

Ответ: Да.

Вопрос: Значит, он опирается на себя, свое учение и своих учеников?

Ответ: Нет. Он довел до совершенства свою практику прибежища, и эта реализация пребывает в его уме без дегра­дации.

Вопрос: Будда принимает в себе прибежище?

Ответ: Да.

Вопрос: Почему тогда обычные существа не могут при­нимать в себе прибежище, ведь у всех есть природа Будды?

Ответ: Природа Будды подобна семени, а состояние Будды - дереву. Семя и дерево - не одно и то же. Если мы принимаем прибежище в дереве, это не значит, что мы при­нимаем его также и в семени.

Наши рекомендации