Направление 45.04.01 – Филология

АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ДИСЦИПЛИН

Направление 45.04.01 – Филология

Профиль 45.04.01.02 – Русская литература

Дисциплины (модули)

Базовая часть

Б1.Б.1 ФИЛОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО

ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины заключается в формировании у слушателей четкого представления о филологии как о важнейшей области общей системы современного гуманитарного знания, а также в уяснении студентом-магистрантом принципиальных теоретико-методологических основ современной филологии, которые соотносятся с ключевыми философскими, антропологическими и социокультурными доктринами гуманитарного знания конца XX – начала XXI вв.

Задачи изучения дисциплины

- закрепить и обобщить знания о современной научной парадигме филологии, а также о методологических принципах и методических приемах филологического исследования;

- сформировать четкое понимание связей, существующих между филологией и другими гуманитарными дисциплинами;

- стимулировать использование на практике новых знаний и умений в опосредованно связанных с филологией сферах деятельности;

- развить понимание текста не только как специфического объекта филологии, но одновременно и как универсального объекта других гуманитарных практик, оформляющего и результирующего разные виды социальной деятельности.

Основные разделы

1. Проблематика современной филологии.

2. Филология в контексте смежных гуманитарных дисциплин: философско-исторический, социологический, антропологический аспекты.

Планируемые результаты обучения (перечень компетенций):ОК-1, ОК-3, ОПК-3, ПК-2.

Форма промежуточной аттестации:1 семестр – зачет; 2 семестр – экзамен.

Б1.Б.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины - формирование навыка профессиональной ориентации магистра-филолога в современном научном сетевом пространстве, уверенном использовании отечественных и иностранных библиографических баз данных по лингвистике и литературоведению, знакомство с представленными в сети Интернет ресурсами, связанными с грантовой деятельностью и профессиональной мобильностью, развитие компетенций по работе с программным обеспечением, необходимым современному филологу.

Задачи изучения дисциплины:

Определить функции современных научных веб-платформ в области библиографического поиска, наукометрии, грантовой деятельности (РИНЦ-Elibrary, ИНИОН, JSTOR, РГНФ и др.).

Выявить возможности Интернета в сфере официального и неофициального научного общения (поисковые системы, пиринговые сети, файлообменники, филологические площадки в Livejournal и др.).

Научиться использовать необходимое современному филологу программное обеспечение, выявить его функции – PDF, DjVU, ABBYY Fine reader, экранные ножницы, архиваторы, программы работы с изображениями и т.д.

Ознакомиться со спектром возможностей, предоставляемых грантовым центром СФУ.

Основные разделы

1. Филологическая библиография и наукометрия в сети Интернет.

2. Грантовая деятельность и компьютерное моделирование текста в перспективе современной филологии.

Планируемые результаты обучения (перечень компетенций):ОК-3, ОК-4, ПК-3, ПК-14.

Форма промежуточной аттестации: зачет.

Б1.В.ОД.2 НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В КОНТЕКСТЕ

ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ХХ ВЕКА

Цель и задачи дисциплины:

Цель изучения дисциплины - формирование у слушателей-магистрантов представления о синтетическом характере русской литературы, ее глубинной философской природе, генетической связи русской философии с русской литературой; о специфических способах выражения философских категорий в литературном произведении: через «картину мира», бытийное существование (онтологию) литературных героев, через их целеполагание и практическую систему ценностей (аксиологию), выраженных в диалогах, монологах и поступках-функциях, через воплощение судьбы, ее смыслов в категории «сюжета-жизнеописания», через ориентацию героев на образцы, через интертекстуальность.

Задачи изучения дисциплины

– уяснение сходства и различия философского и литературного текста; исследование глубины постижения мира и человека в репрезентативных для данной темы текстах современной литературы;

– выявление истоков основного философского направления русского ХХ века, марксизма (в механистическом материализме, в примитивно физиологическом истолковании жизненных процессов, в успехах естественных наук и медицины, вызвавших «нигилизм», т. е. в пересмотре традиционной религиозной картины мира, что получило отражение в классических произведениях ХIХ-ХХ века);

– выявление природы «литературного марксизма» как обращенного христианства; подход к авангардистским литературным течениям начала ХХ века, а также к современным практикам постмодернизма как к философским системам.

Основные разделы:

1. Литературный процесс в аспекте смены культурно-философских картин мира: христианской, модернистской, марксистской, постмодернистской;

2. Категории филологии, описывающие картину мира как универсальную динамическую систему: «структура», «сюжет-жизнеописание», «сюжетно-мотивный комплекс», «интертекстуальность».

Результаты обучения (перечень компетенций): ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2.

Форма промежуточной аттестации: экзамен.

ТРАДИЦИОНАЛИСТСКОЙ ПРОЗЫ

Цели и задачи дисциплины.

Цель изучения дисциплины-изучение специфики русского литературного процесса 1960 – 1990-х годов, связанного с формированием традиционалистской литературы.

Задачи изучения дисциплины

– Представить основные тенденции в развитии отечественной литературы 1960-х – 1990-х годов.

– Продемонстрировать специфику трансформации традиционалистской и модернистской художественно-философских парадигм в литературе 1960-2000-х годов;

– Охарактеризовать традиционалистское направление во всем многообразии его проявлений, наметить дискуссионные линии, связанные с осмыслением развития литературы этого времени, ее связь с формами средневековой культуры, идеологией старообрядчества.

– Наметить круг эстетических исканий художников-традиционалистов, представить варианты модификации искусства реализма как мифореализма.

– Прочертить связь традиционализма с важнейшими идеологическими системами ХХ века, прежде всего, утопией.

Основные разделы:

1. Ведущие направления и представители традиционалистской литературы;

2. Поэтика современной традиционалистской прозы;

3. Своеобразие героя (от ранних текстов «деревенщиков» до произведений 2000-х годов).

Формируемые компетенции: ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2

Форма промежуточной аттестации:экзамен

Русской литературы XX в.

Цель и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является создание у студентов целостного представления о функционировании рецептивных механизмов в отечественной словесности, связях литературы XX века с русской классикой, специфике формирования классического канона и его эстетического осмысления в постклассическую эпоху.

Задачи изучения дисциплины:

– исследовать особенности формирования классического канона в постклассическую эпоху;

– рассмотреть закономерности функционирования рецептивных механизмов в русской литературе XX века;

– осмыслить влияние русской классики на историко-литературный процесс XX века;

– выявить специфику теоретико-методологического подхода к изучению традиции и рецепции.

Основные разделы:

1) Рецепция и традиция в русской литературе;

2) Классический канон в русской литературе;

3) Роль литературных юбилеев в формировании классического канона;

4) Типы рецепции в русской литературе XX в.;

5) Деканонизация жанров в русской литературе XX в.

Результаты обучения (перечень компетенций):ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2.

Форма промежуточной аттестации – зачет.

Б1.В.ОД.7 СИБИРСКИЙ ТЕКСТ В

Б1.В.ОД.8 ФЕМИНИЗМ И

СОВРЕМЕННАЯ ЖЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Цель и задачи дисциплины

Цельюизучения дисциплины является формирование представлений об отечественной женской литературе в контексте современной культуры, овладение основными принципами феминистской критики и гендерного анализа текста.

Задачи изучения дисциплины:

– охарактеризовать женскую литературу как культурный феномен рубежа ХХ-XXI веков: современная женская драма (К. Драгунская, О. Михайлова, О.Мухина, Н. Садур и др.); дамский роман, женский гламурный роман (О.Робски, Т. Огородникова и др.); женский детектив (психологический, иронический); разрушение гендерных стереотипов в художественной прозе Т.Толстой, Л.Петрушевской; гендерная идентичность в драматургии М.Арбатовой; современная женская поэзия (Е.Горбовская, В.Павлова, Е.Фанайлова, С.Кекова).

– сформировать представление об особенностях «гендерной поэтики» на материале произведений ведущих представительниц современной женской литературы; исследовать «гендерный конфликт», «гендерные стереотипы», «гендерные маски» и их репрезентации в современной культуре.

– рассмотреть дискуссии о месте женской прозы в русской литературе в гендерном аспекте.

– сформировать представление о философских и социально-психологических основах теории феминизма.

– сформировать навыки подготовки учебно-методических материалов по дисциплине.

Основные разделы:

1. Проблемы гендера и явление феминизма в культуре ХХ века

2. Феминизм и женская проза рубежа ХХ-ХXI вв

3. Феминизм и женская драматургия конца ХХ в.

4. Феминизм и женская поэзия рубежа ХХ-ХХI вв.

Результаты обучения (перечень компетенций):ОПК-3, ОПК-4, ПК- 1, ПК-2.

Форма промежуточной аттестации – зачет.

Высшей школе

Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины является создание у студентов целостного представления о специфике преподавания литературоведческих дисциплин в высшей школе.

Задачи изучения дисциплины:

– исследовать особенности научно-педагогической деятельности в области филологии;

– рассмотреть основные методы, приемы и формы преподавания дисциплин литературоведческого цикла;

– осмыслить специфику формирования филологического профессионального мышления, взаимообусловленность научной и педагогической деятельности в работе преподавателя высшей школы;

– изучить методы формирования навыков самостоятельной работы при обучении студента литературе в высших учебных заведениях.

Основные разделы:

1. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в высшей школе;

2. Виды и формы проведения занятий по литературе в высшей школе.

Результаты обучения (перечень компетенций):ОПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-15.

Форма промежуточной аттестации – экзамен.

Дисциплины по выбору

НАРРАТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Цель и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины – создание у студентов целостного представления о теории повествования и нарратологическом анализе в репертуаре тех аналитических приемов, которыми должен владеть магистрант-филолог, работающий с повествовательным художественным текстом.

Задачи изучения дисциплины:

– изучить теоретические исследования по нарратологии, а также по ряду смежных гуманитарных дисциплин;

– составить представление о терминологическом аппарате и системе аналитических приемов теории повествования;

– осмыслить историю нарратологических научных школ, их предшественников и последователей;

– применять методику нарратологического анализа при работе с повествовательным художественным текстом.

Основные разделы:

1) Проблема автора в нарратологии (конкретный автор, абстрактный автор, фиктивный автор), способы его выявления;

2) Функция героя-повествователя в произведении с точки зрения нарратологического подхода;

3) Соотношение конкретного читателя, абстрактного читателя и фиктивного читателя в нарратологии, «знаковое» выражение в тексте;

4) Приёмы нарратологического анализа художественного текста;

5) Ведущие научные школы теории повествования: концепции нарратологии В. Шмида и Ж. Женнета.

Результаты обучения (перечень компетенций):ОК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2.

Форма промежуточной аттестации – зачет.

Цель и задачи дисцилпины

Целью изучения дисциплины является создание у студентов целостного представления о формировании и развитии «лагерной прозы», ее истоках, основных признаках, проблематике, жанровом своеобразии, методологии исследования, а также осмысление места и значения «лагерной прозы» в отечественной литературе второй половины XX века.

Задачи изучения дисциплины:

– исследовать особенности становления и развития «лагерной прозы» в социально-политическом и общекультурном контексте;

– рассмотреть вариации воплощения «лагерной темы» в произведениях наиболее значительных авторов;

– осмыслить нравственно-философский потенциал «лагерной прозы», определить ее жанровое своеобразие и особенности выражения авторской позиции;

– выявить специфику теоретико-методологического подхода к изучению «лагерной прозы».

Основные разделы:

1. Пенитенциарная система как культурный механизм;

2. «Каторжная проза» русских писателей XVII-XIX века как прообраз «лагерной прозы»;

3. Основные направления «лагерной прозы» (историческое и экзистенциальное);

4. Проблематика и поэтика «лагерной прозы»;

5. «Тюремный текст» в литературе русской эмиграции.

Результаты обучения (перечень компетенций): ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2.

Форма промежуточной аттестации– экзамен.

Б1.В.ДВ.4.1 НОВЕЙШАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА В

РЕЦЕПЦИИ КРИТИКИ

Цель и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является создание у студентов целостного представления об основных тенденциях, направлениях и жанрах новейшей зарубежной литературы в свете критических исследований отечественных и европейских литературоведов.

Задачи изучения дисциплины:

– знакомство с художественными текстами и критической литературой, закрепление и уточнение теоретических понятий и развитие аналитических навыков в ходе исследования поэтики;

– создание четкого представления об историко-ли­тературном контексте эпохи и современных научных концепциях, изучение научно-исследовательской литературы;

– освоение различных подходов к исследованию современной зарубежной литературы.

Основные разделы:

1.Современная английская литература в рефлексии отечественной и зарубежной критики.

2. Новейшая немецкая литература в свете критических исследований.

3.Французская литература рубежа XX – XXI вв. и ее осмысление в отечественном и европейском литературоведении.

Результаты обучения (перечень компетенций):ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2.

Форма промежуточной аттестации – зачет.

ХХ-ХХI ВЕКОВ

Цель и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины – формирование у слушателей-магистрантов профессионального представления о двух типах текстов культуры – литературного и аудиовизуального / кинотекста, о принципах и этапах перевода первого во второй, о потерях и о новых возможностях на этом пути, о специфических средствах киноязыка при воссоздании мира художественного произведения.

Задачи изучения дисциплины:

– рассмотреть процесс перевода литературных текстов в киносценарий и фильм, принципы отбора и перекомбинирования эпизодов, сцен, сюжетных линий, утраты и обретения в данном процессе;

– уяснить специфику киноязыка, ограничения и возможности воссоздания на экране предметного мира литературного произведения: пейзажа, интерьера, костюмов, деталей быта ушедшей эпохи, а также портретного сходства героев (проблемы подбора актеров);

– выявить средства киноязыка, приемы обрисовки «внутреннего человека», передачи психологического состояния героев: крупный план, деталь, работа со светом, шумы, музыкальное сопровождение, монтажное столкновение эпизодов и др.;

– понять запросы современного зрителя, выбор сценаристом и режиссером в зависимости / независимости от этих запросов или от собственных предпочтений литературного произведения, трансформацию исходной литературной концепции (вплоть до вмешательства в ее структуру, переделки) на пути к киноверсии;

– приобрести профессиональные навыки анализа кинопроизведения;

– уяснить синтетический, культурологический характер подходов к предмету исследования и соответствующий характер гуманитарного знания.

Основные разделы:

1. Модель параллельного анализа двух знаковых систем: текста литературного произведения и текста экранизации, компетентные выводы.

2. Специфика киноязыка, его ограничения и дополнительные возможности при переводе литературного текста в аудиовизуальный монтажный ряд.

Результаты обучения (перечень компетенций):ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2.

Форма промежуточной аттестации – зачет.

Б1.В.ДВ.5.1 Литература русского зарубежья

Цель и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является создание у студентов целостного представления о формировании и развитии литературы русского зарубежья, ее истоках, этапах становления, связях с русской классикой, основных признаках, проблематике, жанровом своеобразии, методологии исследования, а также осмысление места и значения литературы русского зарубежья в отечественном историко-литературном процессе XX века.

Задачи изучения дисциплины:

– исследовать особенности становления и развития литературы русского зарубежья в социально-политическом и общекультурном контексте;

– рассмотреть вариации воплощения литературы русского зарубежья в произведениях наиболее значительных авторов;

– осмыслить нравственно-философский потенциал литературы русского зарубежья, определить ее жанровое своеобразие и особенности выражения авторской позиции;

– выявить специфику теоретико-методологического подхода к изучению литературы русского зарубежья.

Основные разделы:

1. Социальные и культурные механизмы формирования литературы русского зарубежья;

2. (Авто)биографические жанры в системе литературы русского зарубежья, механизмы писательской автолегитимации;

3. Концепции памяти в литературе русского зарубежья;

4. Периодизация литературы русского зарубежья.

Результаты обучения (перечень компетенций):ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2.

Форма промежуточной аттестации – экзамен.

СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ

Цель и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины – формирование представлений о русской утопической традиции, истоках и этапах ее формирования, идеологии и художественного своеобразия русской повествовательной утопии, о развитии утопии как метажанра («вторичного жанра», по М.М. Бахтину).

Задачи изучения дисциплины:

– рассмотреть становление утопии, связь утопии и мифа, утопии и традиции, утопии и идеологии;

– проследить эволюцию отечественной утопической традиции: от утопий эпохи Просвещения до игровых проектов постмодернистов;

– очертить проблемы эволюции и художественной специфики русской утопии ХХ века;

– выработать собственно филологическую, а не только идеологическую систему критериев оценки прозы соцреализма как гностической и утопической;

– обозначить связь между типами культур и определяющими типами творчества (реализм, модернизм, соцреализм, постмодернизм в дискурсе утопии).

Основные разделы:

1.Утопия как метажанр, теории метажанра

2. Генезис утопии, специфика русской литературной «тутопии» (А.Эткинд).

3. Основные направления русской художественной утопии: интеллектуальная утопия и «низовая», восходящая к народным легендам.

4. Поэтика интеллектуальной утопии

5. Своеобразие воплощения мотивов народной утопии в литературе ХХ века.

6. Литература соцреалистического реализма в дискурсе утопии.

7. Современная традиционалистская проза в зеркале Утопии.

8. Постмодернизм и игровые версии утопий в современной литературе.

Результаты обучения (перечень компетенций):ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2

Форма промежуточной аттестации – зачет.

Факультативы

ФТД.2 ЛИТЕРАТУРА КАК ПРОСТРАНСТВО

АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ДИСЦИПЛИН

Направление 45.04.01 – Филология

Профиль 45.04.01.02 – Русская литература

Дисциплины (модули)

Базовая часть

Наши рекомендации