Нейрофизиологические механизмы готовности к речи в норме и при заикании

В теории системной динамической локализации психических функций А. Р. Лурии (1969) детально проанализированы все фак­торы, входящие в функциональную систему речи, за исключением выделяемого им (Лурия, 1948), но не локализуемого фактора го-

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 040680194.

© Ж. М. Глозман, А. В. Вартанов, А. А. Кисельников, Н. Л. Карпова, 2004

товности к речи. Нарушение этого фактора центрально управляе­мой настройки периферического речевого аппарата для соверше­ния речевого действия считается в дефектологии основным меха­низмом заикания (Абелева, 1976). Малоисследованны также воп­росы меж- и внутриполушарного взаимодействия в осуществлении речевой деятельности при заикании, хотя многие авторы указыва­ли на то, что дезорганизация интеграции лево- и правополушар-ных процессов в реализации психической активности может быть одним из механизмов этого расстройства речи (Шкловский, 1976; Лохов, 1996; Дмитриева, Зайцева, 1998; Sussman 1982; Greiner et al., 1986; Webster, 1990; Forster, Webster, 2001). Есть данные, что при возникновении заикания в раннем детском возрасте происхо­дит прерывание процесса формирования специализации полуша­рий в отношении как сенсорных (всех модальностей), так и рече­вых функций (Матоян, 2001).

Спорным в литературе является также вопрос о том, отражает ли заикание только моторную проблему, или проблему высшего уровня организации когнитивных и моторных процессов. Сочета­ние нейропсихологических и психофизиологических методов ис­следования, как нам представляется, может пролить свет на лока­лизацию механизма готовности к речи и его связь с нейропсихоло-гическими паттернами когнитивных нарушений при заикании.

Цель настоящей работы — исследовать мозговые механизмы нарушения речи при заикании на основе комплексного нейропси-хологического и психофизиологического исследования процессов восприятия и порождения речевых звуков. Нас интересовал преж­де всего вопрос, как функционирует механизм подготовки выска­зывания и как он нарушается в этих случаях.

В работе были применены следующие методы:

— комплексное нейропсихологическое обследование испытуе­
мых по схеме А. Р. Лурии (1973) с качественной и количественной
оценкой полученных данных (Глозман, 1999);

— исследование латеральной организации сенсорных и мотор­
ных функций (метод дихотического прослушивания и набор воп­
росов и тестов для определения латерализации психических функ­
ций);

— метод вызванных потенциалов при восприятии и произнесе­
нии звуков русской речи;

— метод дипольной локализации вызванных потенциалов для
пространственного определения внутри мозга источников активно­
сти по усредненным вызванным потенциалам (Вартанов, 2002).

В нейропсихологических и психофизиологических эксперимен­тах приняли участие 17 испытуемых — десять заикающихся и

семь нормально говорящих, в возрасте от 15 до 25 лет, все правши, со средним или неоконченным высшим образованием.

При нейропсихологическом обследованиигруппы заикающих­ся испытуемых были выявлены, качественно и количественно ква­лифицированы и диагностированы многочисленные нейропсихоло-гические симптомы нарушений праксиса, речи, памяти, отдельных составляющих интеллекта и нейродинамики протекания психи­ческой деятельности (рис. 1). Мы видим, что в наибольшей степе­ни у наших испытуемых были представлены нарушения памяти (при запоминании пар слов и предложений, 10 не связанных смыс­лом слов, серий картинок и движений), а также примерно одинако­вое количество двигательных и нейродинамических симптомов. На­рушения в остальных сферах были единичными. Речевые симпто­мы ограничивались нарушением плавности речи.

Общим для всех заикающихся был симптом повышенной тор-мозимости следов, сочетающийся у большинства из них со снижен­ным объемом запоминания и нарушением его избирательности. При этом нарушения памяти носили модально-неспецифический характер. Наиболее характерными двигательными нарушениями при заикании были трудности усвоения двигательной программы в динамическом праксисе и импульсивность. У трети этой группы наблюдались также тенденция к истощаемости в графической про­бе на переключение и легкие кинестетические нарушения. Нейро-динамические нарушения выявлялись у 90% испытуемых с заика­нием, однако, как правило, они охватывали не все психические сферы (кроме одного случая), а одну из них: снижение общей рабо­тоспособности, либо брадикинезия, или брадифрения. Мы видим,

Рис. 1. Выраженность нарушений в различных психических сферах при заикания

таким образом, что в наибольшей степени при заикании обнару­живается слабость задне-лобных и глубинных структур, связан­ных с серийной организацией и энергетическим обеспечением дви­жений и действий. При топической квалификации симптомов ме­тодом соотнесения с числом возможных симптомов, порождаемых дисфункцией каждой зоны мозга (Глозман, 1999), далее в степени заинтересованности в процессе следуют теменно-височно-затылоч-ные (11%) и затылочные (10%) зоны мозга. В меньшей степени страдает функционирование теменных (8%), передне-лобных (6%) и височных (5%) зон мозга. Эти данные о локальной соотносимо-сти нейропсихологических симптомов позволяют думать о дефи-цитарности достаточно разных областей головного мозга заикаю­щихся, вместе с тем — они, скорее, отражают общее неблагополу­чие мозга, в то время как «точка действия» этого неблагополучного неврологического фона локальна и представляет определенное зве­но в системе речи, которое в наибольшей степени связано с дисфун­кцией глубинных и заднелобных структур. Межполушарная топи­ческая квалификация полученных нами нейропсихологических сим­птомов показывает, что в патологическом процессе более заинтере­совано правое полушарие, что соответствует данным и других ис­следователей.

Результаты методики дихотического прослушивания (средний коэффициент правого уха по группе заикающихся равен +12,7%, а = 12,6) показывают, что у заикающихся по речи умеренно доми­нирует левое полушарие. В целом можно сказать, что заикающие­ся немного менее (на уровне тенденции) латерализованы по речи, чем норма.

Исследование зрительной асимметрии показало, что у 70% заи­кающихся ведущим является правый глаз, у 10% наблюдается симметрия, у 20% доминирует левый глаз. В мануальной асиммет­рии в нашей выборке мы выявили (по данным эксперимента) 70% правшей и 30% амбидекстров (по данным опроса, левшами и ам-бидекстрами себя никто не считал). Это соответствует норматив­ным показателям для группы здоровых людей, полученным на большой выборке В.А. Москвиным (2002).

В психофизиологической части исследования после обработки были получены 96 вызванных потенциалов. Рассмотрим сначала потенциалы речевой готовности к произнесению, зафиксированные за 1000 мс до начала произнесения. Важно отметить, что в нашем случае испытуемому требовалось не пассивно слушать звуки, но слушать их с установкой на последующее воспроизведение, то есть активно, что подразумевает включение механизмов внимания, со­знательного контроля, памяти, идентификации и категоризации.

При локализации волны, полученной в ответ на восприятие фонем
оказалось, что главные генераторы этой волны расположены в ви­
сочной коре, включая ближайшую подкорку и островок. Также
были обнаружены и глубинные срединные генераторы (что соот­
ветствует данным Smith, Sidman (1982), хотя в этих исследовани­
ях генератор расположен билатерально-симметрично, а у нас _

только в левой височной доле). Возможно, это связано с тем, что стимулами у нас были не невербальные щелчки, а звуки, что долж­но подключать левополушарную вербальную систему. Далее для выявления специфики в локализации у нормы и группы заикания был проведен сравнительный анализ волн, полученных в ответах на восприятие фонем в группах нормы и заикания. Было обнару­жено, что данные потенциалы отличаются функционированием и взаимодействием следующих локусов: правой теменной, теменно-затылочной и базально-лобной коры. Эти результаты соответству­ют данным нейропсихологического обследования, свидетельствую­щим о несколько большем вовлечении правого полушария в па­тологические процессы, а также о наличии теменно-височно-заты-лочных и базально-лобных симптомов у обследованных заикаю­щихся.

Рассмотрим потенциалы речевой готовности, как наиболее ин­тересующие нас в аспекте изучения механизмов заикания (рис. 2). У группы нормы на отрезке от 1000 до 600 мс до реакции развива­ется сложная волна, состоящая из комплекса нескольких низко­амплитудных (0,5-2,0 мкв) негативных и позитивных отклоне­ний. Амплитуды и латенции этих отклонений обладают большой межиндивидуальной изменчивостью, однако можно выделить не­которые тенденции. В период от 1000 до 600 мс до начала речевой реакции потенциал мало отличается в группе нормы и группе заи­кания, но после 600 мс до вокализации различия в его форме ста­новится значительными.

Обобщая, можно сказать, что при локализации полученной вол­ны речевой готовности главные генераторы этой волны расположе­ны в лобно-височной коре левого полушария и срединных подкор­ковых структурах. Таким образом левая височная кора участвует и в процессе восприятия речи, и в обеспечении речевой готовности. В группе нормы и группе заикания эти потенциалы отличаются функционированием и взаимодействием следующих локусов: ак­тивностью глубинных (срединных) структур (Варолиев мост и ствол мозга), правых подкорковых ядер (головка хвостатого ядра, блед­ный шар), правой фронтальной коры, левой средней височной коры. Эти результаты соответствуют данным нейропсихологического об­следования о вовлечении подкорковых структур при заикании,





а также факту некоторой правополушарной асимметрии выявлен­ных симптомов.

Все испытуемые с заиканием проходили комплексную социоре-адаптацию (Карпова, 1997), составляющую единство психолого-пе­дагогического, психотерапевтического и логопедического воздействия и состоящую из 4 этапов: пропедевтического, сеанса эмоциональ­но-стрессовой психотерапии, активной логопсихотерапии и поддер­живающей логопсихотерапии. Улучшение речевой деятельности коррелировало с положительной динамикой в части показателей нейропсихологического и психофизиологического обследования.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать некоторые выводы:

1. Обнаруживаются различия в восприятии речевых звуков при необходимости их повторения нормально говорящими и заикаю­щимися испытуемыми, что проявляется в изменении амплитуды компонентов N100 и Р200 ВП и связано с различием в функцио­нировании и взаимодействии правой теменной, теменно-затылоч-ной и базально-лобной коры.

2. Различия ВП при исследовании речевой готовности нормаль­
но говорящих и заикающихся испытуемых оказываются связан­
ными с изменением активности глубинных (срединных) структур
(Варолиев мост и ствол мозга), правых подкорковых ядер (головка
хвостатого ядра, бледный шар), правой фронтальной коры, левой
средней височной коры у заикающихся.

3. Заикание не является изолированным речевым нарушением,
оно сочетается с синдромом специфических мнестических, нейро-
динамических и двигательных дефектов, отражающих дисфункцию
заднелобных и срединных структур мозга (I и III функциональные
блоки, по А. Р. Лурии), а также личностными расстройствами, тре­
бующими комплексного нейропсихологического и психотерапевти­
ческого воздействия.

Литература

Абелева И. Ю. Психологический аспект заикания (на материале взрослых больных) / Автореф. канд. дис. М., 1976.

Вартанов А. В. Многофакторный метод разделения ЭЭГ на корковую и глубинную составляющие // Журнал высшей нервной деятельности. 2002. Т. 52. N 1.С. 111-118.

Глозман Ж. М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М., 1999.

Дмитриева Е. С., Зайцева К. А. Особенности латерализации речевой функ­ции у заикающихся в зависимости от пола испытуемых // Физиология чело­века. 1998. № 2. С. 45-50.

Лохов М. И. Особенности электрической активности полушарий головного мозга при нарушениях и коррекции ритмики речи // Физиология человека. 1996. № 6. С. 35-42.

Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. М., 1948.

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при ло­кальных поражениях мозга. М., 1969.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

Матоян Дж. С. Асимметрия тактильного восприятия и межполушарных взаимодействий у заикающихся //Физиология человека. 2001. № 2. С. 62-67.

Москвин В. А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. М.; Оренбург, 2002.

Шкловский В. М. Значение доминантности полушарий головного мозга по речи при заикании // Дефектология. 1976. № 1.

Forster D. С., Webster W. G. Speech-motor control and interhemispheric relations in recovered and persistent stuttering // Developmental Neuropsychology. 2001. Vol. 19. P. 125-145.

Greiner J. R., Fitzgerald H. E., Cooke P. A. Bimanual hand writing in right-handed and left-handed stutterers and nonstutterers // Neuropsychologia. 1986. Vol. 24. P. 441-447.

Smith D., Sidman R. et al. Evoked potentials in clinical testing. London, 1982.

Sussman H. M. Contrastive patterns of intrahemispheric interference to verbal and spatial concurrent tasks in right-handed, left-handed and stuttering populations // Neuropsychologia. 1982. Vol. 20. P. 675-684.

Webster W. G. Evidence in bimanual finger-tapping of an attentional component to stuttering // Behavioural Brain Research. 1990. Vol. 37. P. 93-100.

Глозман Жанна Марковна, докт. психол. наук, ведущий научный сотруд­ник лаборатории нейропсихологии, проф. ф-та психологии Моск. гос. ун-та. E-mail: [email protected]

Вартанов Александр Валентинович, старший научный сотрудник ф-та психологии Моск. гос. ун-та.

Кисельников Александр Александрович, аспирант ф-та психологии.

Карпова Наталья Львовна, профессор Психологического ин-та РАО. Москва.

И. А. Поварова

ФОРМИРОВАНИЕ У ЗАИКАЮЩИХСЯ

ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ

Наши рекомендации