Рождение и воспитание детей.
Ответственность за рождение и воспитание детей.
Один из вопросов, который часто возникает у преданных-грихастх: «Нужны ли дети?» В разделе Вед карма-канда однозначно говорится, что нужны: потому что хорошо воспитанные дети, проводя определенные обряды, спасают своих родителей от греховных реакций и позволяют наслаждаться на райских планетах. Также в Бхагаватам говорится, что если дети становятся преданными, то их родители автоматически достигают освобождения (хотя, быть может и не в течение одной жизни). Все это так, но чистое преданное служение свободно от стремлений к райским наслаждениям или освобождению, поэтому подобные доводы не слишком привлекают последователей Господа Чайтаньи. Само по себе рождение и воспитание детей, хотя и может сыграть очень позитивную роль в культивировании личного сознания Кришны и проповеди, не является обязательной составляющей метода преданного служения. Это решение индивидуальное и ответственность также индивидуальная.
Как правило, большинство семейных преданных склоняется к тому, чтобы иметь детей. В особенности к этому склонны женщины – в силу физиологических и психологических особенностей тела, а также большей подверженности влиянию общественного мнения и традиций. Иногда преданные получают непосредственное указание или совет от духовного учителя родить детей – тому есть отдельные примеры и в вайшнавской истории, и в ИСККОН. Это, конечно, можно считать большой удачей. Иногда необходимость иметь детей диктуют преданным обстоятельства. В любом случае, перед зачатием детей необходимо попросить благословения у духовного учителя (желательно уже, по крайней мере, принять гуру, а еще лучше – получить посвящение), а также пройти ведический обряд бракосочетания (виваха-ягью). Принимая решение о рождении детей, необходимо понимать, что существенно вырастут финансовые затраты (если взрослые могут еще как-то перебиться, то дети должны получать все необходимое и самое лучшее), а также существенно уменьшится свободное время – как для личной жизни, так и для практического участия в проповеднической деятельности. Это в особенности применимо к первым трем годам жизни ребенка. Все эти и другие факторы необходимо взвесить перед тем, как принять решение, хотите ли вы иметь детей, сколько и когда.
В любом случае, Шрила Прабхупада отмечает, что поскольку рождение детей – это индивидуальная инициатива родителей, окончательная ответственность за их обеспечение, воспитание, обучение и т.д. лежит на них. Как говорит Махараджа Ришабхадева в Шримад Бхагаватам, человек не должен становиться отцом или матерью, если он не способен привести своих детей назад к Богу. Или, говоря языком этого материального мира, дети не нужны никому, кроме своих родителей. Любые попытки переложить эту ответственность на чьи-то плечи: родственников, знакомых, ИСККОН и т.д. – приводят к естественным отрицательным кармическим последствиям как для родителей, так и для детей. Шрила Прабхупада переводит термин варна-санкара как «нежеланные» или «нежелательные» дети. Ведический диктум гласит:
сарва дхарма питри пада, сарва сукха матри пада
То есть отец несет полную ответственность за дхарму или систему жизненных ценностей ребенка, а мать несет полную ответственность за его физическое здоровье и психологическое благополучие. Это не искусственные правила. Это констатация факта – так устроен мир. Родители являются для ребенка первыми гуру, представителями Кришны. Кришне нужны все живые существа и этот ребенок в частности. Он любит всех безусловно, не ожидая ничего взамен. В детстве человек поднимается до того духовного уровня, на котором он остановился в прошлой жизни, более или менее автоматически, под влиянием родителей и внешнего окружения. Поэтому живое существо, достигшее высокого уровня осознания своих взаимоотношений с Кришной, обязательно получит рождение у любящих его родителей. Если же ребенок является случайным или нежеланным, то это свидетельство того, что в прошлой жизни он еще не имел опыта близких отношений с гуру и Кришной. Это не является препятствием для его духовной жизни, но негативная карма сделает этот путь более сложным.