Христианская философия истории.
Античность, как и всякая аграрная цивилизация, тяготела к циклическому пониманию времени – мир возникает и со временем гибнет с тем, чтобы потом вновь возникнуть и вновь погибнуть, и так до бесконечности. Циклическое восприятие времени строится по аналогии с природными циклами. Причем, каждый отдельный цикл не имеет логики и смысла – это почти хаотическое нагромождение событий. Иногда некоторая логика все же возникает, если к пониманию цикла применяют концепцию движения человечества от золотого века к веку упадка.
Христианство в принципе не может придерживаться циклического восприятия времени. Время, а значит, и история, упорядочены в христианстве рубежными, сакральными событиями. События эти уникальны, и мысль о том, что они должны повториться вновь в следующем цикле, просто кощунственна – невозможно представить, что Спаситель будет висеть на кресте в каждом цикле.
Правда, это представление сложилось не сразу. Первые христианские мыслители были беспомощны в этом вопросе, и в итоге, подпали под влияние античных представлений. Так, например, Ориген (185 – 254 гг.) – христианский мыслитель, оказавший огромное влияние на последующую христианскую теологию, но почти сразу признанный еретиком, - полагал, что вслед за нашим миром Бог создаст другие миры. Но наш мир - наилучший, поскольку Спаситель появился лишь в нем. Безусловно, это точка зрения - ересь, ибо подразумевает, что иные миры лишены Богом спасения.
Таким образом, следуя самой сути своего учения христианство придерживается линейного понимания времени – время необратимо течет из прошлого в будущее через настоящее, оно не имеет цикла. Фактически, временная линия христианства является одним разомкнутым циклом. После того, как свершатся все предустановленные Богом события, история закончится, поскольку будут исполнены все замыслы и обетования Божии.
Для христианского сознания история – это не хаотическое нагромождение событий. Впервые история мыслится как упорядоченный, глубоко осмысленный, сакральный процесс – жизнь человечества направляется божественным провидением. Можно сказать, но христианину так говорить не следует, что история человечества является пьесой, трагедией, поставленной Богом. Совсем неслучайно один из величайших поэтов европейской цивилизации Шекспир заявил, что мир – это театр, а люди в нем - актеры.
Конечно, некоторые предпосылки к подобному видению истории существовали и до христианства. Так, например, зороастризм – религия, распространившаяся в Персидском царстве – рассматривал мир как поле битвы между светом и тьмой, между добром и злом. В конце веков зло должно быть побеждено. Но этот взгляд не мешает предположить существование последующих циклов. Лишь христианство наиболее блестяще и четко сформулировало концепцию провиденциального течения линейной истории.
Бог изначально знает, как и куда повернет история и чем она закончится. Более того, Он руководит историей, насколько это возможно при наличии свободной человеческой воли. Для Бога это возможно! Правда, здесь мы выходим на сложнейшую проблему соотношения абсолютного божественного могущества и ничем не детерминированной свободной человеческой воли.
Таким образом, все, что свершается в человеческой истории не бессмысленно. Божественное провидение пронизывает все течение дел человеческих. Именно поэтому настоящий историк, а таковым может быть лишь историк-христианин, прежде всего, стремится раскрыть скрытый, сакральный смысл события. Просто так кирпичи никому на голову не падают, царства не рушатся и варвары никуда не вторгаются. Во всем присутствует промысел Божий, и христианин должен этот промысел узреть. Ибо каждое событие, в этом отношении, оказывается знаком для верных.
Такое понимание истории радикально меняет античные представления о месте человека в историческом времени.
Согласно этим представлениям человек живет просто для того, чтобы жить. Конечно, и Античность знала определенные целеполагания. Например, древнегреческое искусство предлагало человеку в качестве прекрасного образца - жизнь для славы. Ахиллес – классический тому пример. Ахиллес был любимым героем Александра Македонского, и Александру удалось сравниться с ним. Древние римляне также жили для славы, прежде всего, для славы рода. В Древнем Риме высокоразвитое индивидуалистическое сознание удивительным образом соединялось с сознанием клановым, фамильным. На каждого небезродного римлянина взирали его предки, и он, достигая высшего пика славы, служил им и родному городу. Чем славнее предки, тем больше почтения римлянину. Чем славнее римлянин, тем больше славы и почтения его предкам. Прославляя себя, он вновь и вновь прославлял предков. Подобная жизнь – пик смыслообразования античного мира. Ничего более осмысленного, ничего более высокого античная цивилизация не могла и не хотела предложить человеку.
Христианское мировосприятие в корне меняет ситуацию. История – это не нагромождение событий, а упорядоченное божественным провидением и высшим сакральным смыслом развертывание исторического действа. Мир – это поле битвы, на котором дьявол сражается с Богом и через которое Бог ведет к спасению человечество. Ни один человек не может остаться в стороне от этой битвы. Либо он оказывается на стороне сил зла, либо служит добру. В этой борьбе значимы все действия человека. Каждое дело, каждая мысль, малейшее желание и побуждение оказываются на чаше весов и способны склонить их в ту или иную сторону. Но при этом Бог всегда знает, как поступит человек. Божественное провидение заранее предусмотрело этот поступок и его последствия. У Иуды был выбор: он мог не предавать Христа, но Бог знал, что он предаст, и это предательство оказывается необходимым звеном в исторической цепи.
Перипетии истории зависят от свободного выбора людей, но ее финал – предопределен Богом. Свободный человеческий выбор способен спасти или погубить человека, принести страдание и благо другим людям. Но он не способен изменить общую логику истории. Все основные вехи пути человечества и его конечный итог предопределены. Все закончится божественной гармонией!
Именно поэтому христианин не может просто жить. Христианин участвует в этой великой вселенской драме. И с него со временем спросится, что он сделал для себя и для других во время этих событий.
Одна из самых привлекательных идей религии – идея воздаяния. Эта идея очень древняя. Она укоренена в самой природе человека, ибо дает ему надежду, что он абсолютно прав, и что он будет отомщен даже в том случае, если нет возможности отомстить. Воздаяние – это надежда на реализацию агрессии.
В заключение главы о христианстве я позволю себе высказаться относительно моего отношения к этой религии. Хотя, думаю, из предыдущего текста уже многое в этом вопросе стало ясным.
Я – атеист. Именно атеист, а не агностик. Агностик утверждает, что он не может иметь достоверного знания о Боге. Он не может ни доказать Его существование ни опровергнуть. И он осознает всю искусственность и тщетность наших представлений о Боге. Атеист же прямо сомневается в существовании Бога или даже отрицает его.
Я не могу прямо опровергнуть то, что Бог существует. Вряд ли такое опровержение по силам современному разуму – про будущее не решаюсь судить. Впрочем, сами условия задачи так, как их ставят верующие, уже сами по себе выходят за рамки рационального. Попробуйте рационально опровергнуть существование того, что не имеет материальных характеристик и якобы проявляется вне какой-либо регулярности.
Но я могу представить множество косвенных доказательств, отрицающих Его существование. Самое главное из них: Бог, дающий людям мораль, следование которой может спасти их душу или погубить ее – фигура совершенно бессмысленная.
Человек – это существо, экзистенциально невменяемое. Как правило, человек не ведает, что творит. История знает множество вариантов, множество образов жизни человека. Какие-то из них рассматриваются нами положительно, какие-то - отрицательно. Но все они достаточно далеки от заветов христианского Бога. Люди же, укорененные в этих образах жизни всегда довольны ими и самими собой. Человек может быть членом дикого племени, убивающего и поедающего любого, кто встретиться на его пути, но при этом этот человек доволен собой. Свой образ жизни он рассматривает как положительный образец человеческой жизни. Мнение племени и местных богов ему в том порука. Человек может быть членом современного общества и вести жизнь, осуждаемую всеми заповедями Нового Завета. Но при этом он также доволен собой, да еще и убежден, что живет, сообразно заветам Господа. Чтобы человек не творил, он, как правило, убежден, что совершает законное доброе дело. И вы никогда не сможете переубедить его в обратном.
Это мое заявление выглядит в глазах большинства читателей крайне сомнительным, если не абсурдным. Хорошо. Тогда начнем сначала.
Убивать, обманывать, красть, насильничать, оскорблять, унижать, мошенничать, презирать, прелюбодействовать и т.д. – нельзя: это зло и это грех. Теперь оглянитесь вокруг и спросите себя – многие ли люди свободны от этих грехов? Очень немногие! Если же вы будете внимательны и строги в отборе, то вы признаете, что таковых нет вообще. Если человек не крадет, так обманывает; не мошенничает, так оскорбляет; не убивает, так унижает, то есть убивает чужую душу. Разве тот, кто свысока взирает на бедную или неуместную одежду ближнего или на отсутствие у него необходимых талантов, не унижает этого человека? И разве, занимая определенное место в обществе, вы не отбросили тем самым других, кто хотел занять это место, поближе к краю пропасти?!
Несомненно, вы удивлены этой логике и даже возмущены ею. Хорошо видя грехи других, вы не замечаете грехов своих. Если же вдруг вы проявите силу и приметесь судить себя непредвзятым и строгим судом, то и в этом случае вы выйдете вполне симпатичным человеком – ваше бессознательное придет к вам на помощь и сохранит ваше положительное восприятие самого себя. Это психологический закон.
Таким образом, христианский Бог обращает свои заповеди в пустоту. Все слышат их, все приветствуют их, но никто не применяет их к себе, но только к другим. Сама история прочтения Нового Завета – тому свидетельство. Простые, но обязывающие вещи, написаны в нем недвусмысленно, ясно и понятно. Но какие странные выводы из прочитанного делает подавляющее большинство христиан!
Я вовсе не собираюсь заниматься морализаторством, хотя все, что я сказал выше, очень похоже на это. В отличие от проповедников, которые говорят все это от начала времен (одно это уже указывает на то, что дела обстоят именно так, как они говорят), я не собираюсь судить людей в тайной надежде, что в процессе суда они одумаются и исправятся. Из фактов, на которые так часто указывают моралисты и проповедники, я делаю совершенно иной вывод – человек не способен к подлинно моральному поведению. Для того чтобы быть моральным необходимо осознавать, что ты делаешь и необходимо быть хозяином самого себя. Человек же, как правило, на это не способен. Почему дело обстоит так, вы сможете узнать, если обратитесь к новейшим изысканиям социологии, психологии и психотерапии.
Еще раз напоминаю, что это доказательство иллюзорности христианского проекта лишь одно из множества.
Кроме того, я хочу быть последовательным! Дожив до сорока трех лет, я уже имею богатый опыт общения с различными жуликами и мошенниками. Как житель большого города я постоянно подвергаюсь со всех сторон изощренным атакам людей и организаций, желающих завладеть моим имуществом или его частью. Чаще всего объектом вожделения являются мои деньги, как наиболее удобная для перемещения из кармана в карман часть моего имущества. Естественно, что в этой ситуации я выработал изрядную долю недоверия и определенные средства противостояния мошенникам. Так, в частности, я не спешу расставаться с деньгами без твердых и надежных гарантий того, что они не будут просто похищены. Кроме того, чем большее благо я могу приобрести за меньшие деньги, тем более обостряется моя подозрительность – бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке. И если кто-то заявит мне, что за сумму, равную моей зарплате, я через год смогу стать миллионером (или обрету райское блаженство), то, безусловно, я прогоню этого человека как наглого и незатейливого мошенника. Большинство моих современников также обладают теми талантами, которые я только что так хорошо расписал.
Соответственно, я хочу быть последовательным. Если я проявляю такую осторожность по отношению к собственному имуществу, то тем более, я должен проявить еще большую осторожность по отношению к собственной душе, или разуму. Уверяю вас: ваша душа, или разум обладает большей ценностью, чем ваше имущество. Вор, похищающий у вас имущество, довольствуется лишь частью его – например, он оставляет в неприкосновенности то, что вы заработаете после его кражи. Вор же, похищающий вашу душу, накладывает свою лапу на все - и на ваше тело, и на ваше здоровье, и на ваше настоящее и будущее имущество, и на ваши будущие радости и обретения. Владея вашей душой, он может заставить вас отдать ему все что угодно. Именно поэтому в области духовного следует проявлять еще большие осторожность и недоверчивость, чем в области материального.
В жизни я требую гарантий, когда речь заходит о материальных ценностях. Вполне логично, что и в духовной сфере я требую гарантий, когда речь заходит о том, кому и чему должна принадлежать моя душа.
Я отлично знаю, будучи философом, то есть экспертом в сфере духовного, как много рыщет вокруг нас убийц, воров, мошенников от мировоззрения. Есть и просто развлекающиеся, так сказать, «свободные художники». Всякий, кто имеет дело с компьютером, прекрасно знает, какое множество вирусов рыщет в виртуальном пространстве. Многие из них созданы шутниками и озорниками, но это озорство способно погубить наш компьютер, нашу работу, наши деньги. В области духовного также обитает множество мировоззренческих вирусов, созданных людьми, склонными донимать и морочить ближних, либо же наслаждаться чувством власти над ними.
Против этих ловцов душ человеческих мне нужны надежные средства защиты. Наука такие средства мне дает. Эмпирическая и рациональная проверка – это наилучший антивирус в области идей и мировоззрений. Обоснование фактами и логикой дает мне уверенность, что я обладаю реальной, а не мнимой ценностью – истиной, то есть адекватной информацией. В сфере же религии я таких средств не имею. В этой сфере, пожалуй, есть одно такое средство – мистический опыт. Но он доступен не всем. Вернее, он доступен единицам. Мне этот опыт недоступен, потому я и не суюсь в религию и прочие вненаучные мировоззрения. Здесь я легко могу стать жертвой мошенников и властолюбцев.
Большинство надеется избежать опасности, ориентируясь на традицию. Я не могу рассматривать традицию как надежную гарантию. Если ваш старый компьютер заражен вирусами, то заразится и новый, если вы в него перенесете информацию со старого. Вера отцов и дедов не является гарантией истинности и благотворности. Наши предки (у кого ближние, у кого дальние) были каннибалами. Но это не означает, что каннибалами должны быть и мы.
Таким образом, религия представляется мне сферой крайне сомнительной и даже опасной. Опасной потому, что вера легко становится причиной насилия над инакомыслящими. Я же, как человек и как философ, полноценно могу существовать лишь в ситуации свободы слова, мысли и совести, в ситуации мировоззренческого плюрализма.
Но мой отказ от религии не сопровождается желанием уничтожить религию. Было бы жестоко отобрать игрушку у малыша и костыли у инвалида. Человек – очень слабое существо. А жизнь полна ужасов и трагедий. Большинство людей не в состоянии пересечь поле жизни, не имея поддержки в каких-либо фантазиях и мифах. Наука этой поддержки дать не может.
Кроме того, как умный человек, я не могу быть уверен, что обладаю абсолютной истиной. Следовательно, было бы неправильно желать уничтожения того, что, пусть и с малой долей вероятности, может оказаться в дальнейшем истиной. Пусть расцветает сто тысяч цветов!
Единственное, что я не терплю, - это лицемерия и двоедушия. Верующий человек, который живет сообразно своей вере, безусловно, вызывает мое уважение, даже если я считаю его веру иллюзорной. Признаюсь по секрету, что с юности обожаю читать рассказы о святых и монахах, преодолевающих своей верностью Богу соблазны, нечистую силу и самих себя. Эти рассказы наполняют меня радостью и восхищением (правда, истины ради, вынужден признаться и в своей любви к чтению рассказов о проделках нечистой силы; Гоголь – один из моих любимых писателей).
К сожалению, подавляющее большинство верующих (я почти не встречал в своей жизни ни одного настоящего христианина, хотя и слышал о них) страдает лицемерием и двоедушием. Эти люди верят в одно, делают же прямо противоположное. Своими делами и своей жизнью они глумятся над собственной верой. Их пример – лучший аргумент в пользу атеизма. Подозреваю, что если Бог существует, то я окажусь в лучшем положении, чем они. Я, по крайней мере, честен в своем атеизме. Они же своим двоедушием и своим пагубным примером подают соблазн другим и дискредитируют Истину, лукаво клянясь Ей в верности.