Специфика теоретического знания. Структура и функции научной теории.
Структурирование научного знания. Структурировать науку можно по разным основаниям, например, выделить дисциплинарную организацию науки. Но наиболее продуктивным является выделение эмпирического и теоретического уровня организации научного познания.
Специфика эмпирического уровня – в том, что он направлен конкретно на объект.
Структура эмпирического уровня:
· данные наблюдений;
· научные факты – инварианты множества наблюдений;
· эмпирические закономерности – связь между собой научных фактов (сами по себе ничего не объясняют).
Методы эмпирического уровня:
· Наблюдение – есть постановка цели, план наблюдения, носит систематизированный характер. Предполагает максимальную приближенность к естественной сути процесса. Но есть проблема воспроизводимости. Проводятся в естественных условиях и не всегда позволяют выявить основные закономерности и могут быть опасными для наблюдателя.
· Эксперимент – исследование в искусственно созданных условиях. Вхождение в науку эксперимента связано с именами Галилея и Бэкона.
Свойства эксперимента:
- воспроизводим;
- момент абстрагирования – можно выделить только нужные явления;
- использование экстремальных условий, которых нет в природе.
· Описание – фиксация результатов в языке.
Тенденции развития эмпирического уровня.
В ходе развития научного познания, несмотря на огромные заслуги в этом процессе теоретического исследования, эксперимент не только не утрачивает свою ценность, но приобретает все большую значимость. Особенно ярко она проявляется, например, при изучении мега- и микромира, в осуществлении которого существенная роль принадлежит современным экспериментальным установкам и входящим в них сложным приборным комплексам, без обращения к которым невозможно не только зафиксировать важнейшие параметры изучаемой предметной области, но даже просто выявить объект исследования и сделать его точкой приложения исследовательских усилий.
Эмпирическое исследование призвано выявить и зафиксировать относительно неглубокие связи и характеристики изучаемых объектов, за которыми скрываются внутренние существенные и необходимые параметры, на изучение которых нацелено теоретическое познание.
Задачи эмпирическое исследование призвано описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию, а основной задачей теоретического познания является объяснение исследуемых явлений.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания взаимопредполагают друг друга.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания, как и научное исследование в целом, характеризуются особой структурной организацией. Для эмпирического уровня элементами структурной организации выступают непосредственные наблюдения и данные наблюдений во время эксперимента, научные факты и эмпирические закономерности, в совокупности образующие эмпирический базис научной дисциплины.
Научный факт представляет собой результат сложного процесса, предполагающего выявление некоего инварианта множества наблюдений (непосредственных или в качестве данных, полученных в эксперименте) с учетом тех теоретических представлений концептуального характера, которые находятся в распоряжении исследователей. Установление связи между научными фактами, зачастую представленной в форме математического выражения, позволяет сформулировать эмпирическую закономерность, объяснение которой предстоит дать в теоретическом исследовании. Выявление научных фактов, требующих своего объяснения и не получающих такового в рамках наличного научного знания, предполагает постановку проблемы.
Проблема - это “знание о незнании”, влекущее за собой поиск новых нетривиальных концептуальных средств для объяснения имеющихся научных фактов.
Специфика теоретического уровня – оперирование абстрактными понятиями, подчинёнными определённой задаче – идеальными конструктами.
Научная теория – это целостная, непротиворечивая система идей в обобщённой форме раскрывающая сущностные свойства и закономерные связи некоторой предметной области. Система, на основе которой осуществляется объяснение и предвидение событий, относящихся к этой предметной области.
Требования к научной теории:
- непротиворечивость – не должны возникать следствия исключающие друг друга;
- внутренняя логика связей – т.е. это логически организованное множество высказываний;
- полнота – объяснение всех явлений, относящихся к этой области.
Структура научной теории:
- частные теоретические схемы;
- фундаментальные теоретические схемы;
- математический аппарат;
- эмпирический базис теории (позволяет проверить).
В классической науке движение от частных теоретических схем к фундаментальным, в неклассической – наоборот.
Функции научной теории:
· Объясняющая
Схемы объяснений были разные в различные эпохи:
-схоластическая – поиск фундирующей основы;
-натурфилософская;
-позитивистская – сведение к уже известным свойствам;
-классическая наука – нахождение причин;
-неклассическая и постнеклассическая наука – проблема объяснения становится дискуссионной.
· Предсказывающая
· Синтезирующая
Собирает вместе явления, далеко отстоящие друг от друга в области науки.