Материалистическая диалектиа и ее альтернативы.

Термин диалектика возник еще в древности. Автор – Сократ. Смысл понятия менялся со временем. В древности диалектика понималась как способ нахождения истины, как искусство точно и адекватно определять вещи. В новое время диалектика подвергается критике и приобретает негативное истолкование. Диалектика начала воспринаматься как бесплодное истолкование. Так продолжалось до 18-19 веков. В философии Канта термин диалектика приобрел позитивный характер. Гегель в своих трудах тоже реабилитировал диалектику. Гегель разработал диалектический метод, его основные принципы:

Диалектика выступает как учение о единстве мира и месте человека, функционирования всеобщих законов его развития. Вместе с материалистической диалектикой существует негативная диалектика (Одорн), антологическая, экзистенциальная диалектика. В этих концепциях абсолютизируются фрагменты развития реальности. Одорн делает упор на процессы отрицания, считая, что человеку нужно критическое отношение к реальности. В современной диалектике различают:

I. Объективная диалектика – все формы связи в реальности.

II. Субъективная диалектика – отражение объективной диалектики в сознании человека.

а. Стихийная форма: нет худа без добра.

б. Теоретическая форма.

Исторические формы диалектики:

  1. Античной философии: диалектика, для которой характерно понимание мира как живого организма.
  2. Немецкой классической философии (Гегель считал, что субъектом развития является мировой разум, мировая идея).
  3. Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса.

Диалектика, как целостная теоретическая система включает в себя:

  1. принципы
  2. концепции
  3. категории
  4. законы.

1. Принцип – основополагающая идея мировоззрения.

а. Принцип единства мира.

б. Принцип развития.

Эти принципы отражены в определении диалектики.

2. Концепция – основополагающая идея, которая развернута в систему утверждений.

Две главные концепции диалектики:

А. Концепция всеобщей связи – концепция детерминизма.

Б. Концепция развития.

3. Категория – основа суждения.

Аристотель выделял 10 категорий: места, отношения и т.д.

В средние века разгорелся спор между нуменалистами и реалистами о природе общих категорий. Для реалистов общие понятия существуют реально. Для нуменалистов общие понятия не имеют бытия, это всего лишь колебания воздуха. Кант разработал теорию априорных форм рассудка. Категории по Канту – априорные (врожденные) формы рассудочной деятельности. Кант выделяет 12 категорий. Гегель понимал категории как общие формы самопознания абсолютной идеи, у него больше 100 категорий. Гегель делает акцент на саморазвитии понятий. Категории – не сама реальность, а отражение всеобщих форм самой реальности в сознании человека. Категории субъективны по форме и объективны по содержанию

4. Закон – определенная форма связи между явлениями, которая характеризуется постоянством повторяемостью. В реальности мы выделяем вещи, свойства и отношения. Отношения имеют следующие формы:

  • отношения относительной изолированности.
  • Отношения связи:

-постоянной зависимости

-дискретного действия.

Среди форм связи выделяется закон.

Детерминизм бывает в двух видах:

I. Механистический (Лапласовский): характерна абсолютизация механических явлений.

II. Диалектический: наличие многих форм связи.

Помимо механических форм есть и другие формы детерминации:

1. каузальная

2. системная

3. структурная

4. кондиционарная (детерминация условиями)

5. номонологическая (детерминация законами)

Законы детерминации выражаются в связи между такими философскими категориями, как единичное и общее. В единичном находит свое отражение общее. Второй закон детерминации – закон проявления сущности. Сущность – глубокая основа вещей. Явления есть обозначения сущности. В каждом явлении обнаруживается сущность. Третий закон детерминации диалектики – закон доминирования содержания над формой. Аристотель постулировал детерминирующую роль формы над содержанием. У Канта есть учение о чистых формах. В современной диалектике поддерживается неразрывная свзязь между содержанием и формой. Определяющая роль содержания над формой. Роль формы также велика.

Структура – инвариант во взаимоотношениях элементов. Комбинация элементов приводит к появлению новых качеств. Системы бывают суммативными (агрегативными, например, рукоделие) и органическими (например, организм). Целое характеризуется новым качеством, которое возникает в результате взаимодействия элементов, из которых оно состоит. Существует также закон причинности: все в мире причинно обусловлено. Признаки причинно-следственных отношений:

-предшествование причин следствию.

-необратимость причины и следствия.

Случайность – форма нашего познания, ничего случайного в мире нет.

Индетерминизм – отрицание закономерностей между явлениями. Современная наука различает две формы взаимосвязи между явлениями: необходимая и случайная. Динамическая связь (между явлениями существует жесткая зависимость). Статистическая связь (в больших совокупностях объектов выражаются случайные взаимодействия).

Вторая концепция детерминизма – концепция развития. Есть диалектическая и метафизические концепции развития. В последних развитие вообще отвергается или развитие понимается как уменьшение или увеличение уже существующего. Недиалектическая трактовка развития: развитие есть лишь в некоторых ограниченных областях реальности, развитие – это эволюционный процесс, который происходит без скачков. В другой концепции, развитие – это беспричинные взрывы, цепь несводимых друг к другу перерывов, спонтанный, свободный и лишенный детерминации процесс. С позиции диалектической концепции развитие выступает как многогранный процесс, описываемый тремя законами:

I. Закон единства и борьбы противоположностей.

II. Закон перехода количества в качество.

III. Закон отрицания отрицания.

Движение характеризуется такими свойствами как абсолютность, противоречивость. Развитие характеризуется направленностью, необратимостью, появлением нового, внутренней противоречивостью.

Рассмотрим более подробно три закона развития, описанных выше.

I. Этот закон раскрывает источник процесса развития. Противоречия – это единство противоположностей, оно и выступает как причина всего происходящего. Противоречия – отношения противоположностей. Отношения можно разделить на отражения изолированности (лед и огонь не могут существовать вместе), отношения зависимости (площадь круга зависит от радиуса), отношения действия.

Противоречия:

a) Существенные и не существенные.

b) Возможные и действительные.

c) Физические, биологические, социальные.

Движущая сила физических противоречий связана с изменением соотношения вещества и поля. Социальные противоречия характеризуются действием на трех уровнях:

1.Отношения между двумя субъектами. Реализация противоречий на уровне сущности.

2.Реализация противоречий на уровне социальных интересов.

3.Реализация противоречий на уровне социальных действий (митинги, акции протеста)

Противоречия, выражаемые действием, могут переходить друг в друга, побеждать друг друга.

Противоречия:

a)Антагонистические.

b) Неантагонистические.

Антагонизм – это конфликт. Есть два способа регулирования противоположностей:

1. умело сочетание их.

2. упразднение одной из противоположности.

Любое явление противоречиво, противоречия выступают как движущая сила и как источник развития. Противоречия многообразны.

II. Этот закон отвечает на вопрос: как происходит развитие?, раскрывает механизм развития. Развитие осуществляется на основе накопления количественных измерений и перехода их в качественные.

Качество – целостная устойчивая совокупность, характеризующая внутреннюю определенность. Количество – выражает сходство вещей с другими вещами и внешнюю определенность вещей.

Каждая вещь выступает как единство количественных и качественных свойств. Мера – это границы количественных измерений, в рамках которых вещь сохраняется в том виде, в котором была. С превышением меры происходит скачок. Скачок – это форма перехода вещи из одного качественного состояния в другое. Скачок выступает как разрешение противоречий, возникших на прошлой фазе. Скачки бывают внутри- и межсистемные, физические, биологические и социальные. Эти законы бывают и в обществе, и в сознании.

III. Этот закон раскрывает направленность процесса развития. Был сформулирован Гегелем. Отрицание – действие, выражающее процесс превращение вещи в нечто существенно иное. Отрицание характеризуется такими компонентами:

  1. упразднение старой формы объекта.
  2. сохранение каких-то свойств объекта.
  3. появление чего-то иного.

Виды отрицания:

a) деструкция (механическое разрушение).

b) снятие (сохранение элементов, тех или иных свойств объекта: например, развитие техники).

c) трансформация (изменение вещи как системы при переходе от одной стадии к другой).

Типы отрицания:

I. Естественные (физические, биологические, химические)

II. Исторические

III. Логические.

IV. Отрицание через действие.

В истории философии развитие понималось как движение по кругу. Развитие в древности понималось как постоянный регресс. Также некоторые философы (например, Гегель) понимали развитие как прогресс. Развитие имеет форму спирали: сохраняются некоторые элементы прошлых форм реальности, но на более высоком уровне. Развитие предполагает упразднение отживших форм.

Синергетика – наука о процессах самоорганизации в различных системах. Основоположник синергетики – Пригожий. Он получил Нобелевскую премию за исследование диспансивных систем. Синергетика не может заменить диалектику.

§4 Проблемы сознания.

Сознание – фундаментальное понятие социологии, психологии и философии. Сознание является основополагающей философской категорией. Существует несколько концепций сознания:

1.Субстациональная концепций сознания – сознание понимается как особая субстанциональная вещь, не требующая для своего существования других вещей. Человеческое сознание является частичкой мирового сознания.

2.Атрибутивная концепций сознания – сознание является всеобщим атрибутом материи. 3.Натуралистическая концепций сознания – сводит специфические качества сознания к характеристикам более низкого уровня – отражениям: а)вульгарный материализм: сознание – простое отправление физиологических процессов. Б)Монистический материализм: сознания не существует, существует только материалистические процессы.

К натуралистической концепции можно отнести трактовку сознания Фрейда, который понимал сознание, как функцию бессознательных процессов. Фрейд выделял 3 компонента в структуре человека: 1) сфера бессознательного: биологические инстинкты, деструктивное начало человека(либидо).

Сверх Я(супер эго)àэго(я)ßоно(Id) – социальная структура, навязанная обществом. Сознание – область вытеснения. Сублимация – преобразование энергии полового влечения в позитивные положительные сферы человеческой культуры.

4 Экзистенциальная концепция сознания и феноменологическая концепция.

Автором феноменологии был Э.Гуссерль. Сознание определяется свойством интенциональности. Сознание – субъективная реальность, экстенсивная в пространственном отношении. Сознание – неразрывная связь индивидума с предметом познания.

В структуре сознания выделяют: 1.ноэза – интенциональное переживание, 2. Гелетический материал.

Ноэза, активно несущая смысл, накладывается на гелетический материал, и в результате образуется ноэма – предметная сторона сознания, результат наделения смыслом чувственных данныхèсознание порождает предмет. Во временном контексте сознание – это экстенсивная реальность. Ретенция – это первичная память. Протенция – это ожидание будущего. Таким образом, сознание – это живое расстояние. В экзистенциализме сознание – это перспективная реальность.

5. Диалектико-материалистическая концепций сознания. Сознание понимается как специфическое чувство отражения реальности, присущее высшей форме реальности. Сознание выступает как идеальное отражение реальности в формах языка – символах, которые формируются в контексте человеческой культуры. Для природных процессов характерен обмен вещества и энергии, с развитием материи и органического мира к этим факторам добавляется информация. С добавлением человека к этим факторам добавляется человеческая деятельность.

В основе проявления сознания лежат 3 фактора: 1. Трудовая деятельность, 2. Коммуникация (общение), 3.язык (средиальность). Сознание – продукт естественной эволюции. Сознание – это знание, которое передается другим людям: возможно только в обществе. Сознание – социальный продукт.

Сознание: [познание – процесс получения информации, переживание – совокупность эмоций, отношение (действие)] – отражение реальности.

Отражение – более широкое понятие, чем сознание. Отражение – свойство материальных систем, при взаимодействии сохраняющих следы взаимодействия. Отражение – всеобщий атрибут материи.

При переходе к органической природе отражение становится более сложным понятием. Например: раздражимость – психическое отражение. Отражение сознания – рефлексия самосознания. Рассмотрим основные концепции самосознания: 1. Самосознание – это свойство самоотражаемости, 2. Самосознание – высший вид сознания. Сознание присуще высокоразвитым индивидуумам.

В любом акте сознания есть не только отражение объекта, но и отражение отражения. Мы всегда можем переключить наше внимание с самого объекта на его отражение. Это свойство дает возможность человеку сделать предметами внимания не только сами объекты, но и внутренний мир человека. С позиции 2-й трактовки сознание – это способность высокоразвитой личности давать оценку своему внутреннему миру, т.е. сознание присуще исключительно интеллектуалам. Сознание базируется на свойстве самоотражаемости. Некоторые люди (Горький) считают, что писательский талант – это способность следить за своим внутренним миром. Сознание, как внешняя рефлексия, выражается через чувственый образ. Сознание, как самосознание, выражается через абстрактное мышление.

Формы чувственного отражения: 1.ощущения, 2.восприятия, 3.представления : непосредственное отражение реальности.

Ощущения – результат воздействия внешних объектов на органы чувств, элементарная форма чувственного отражения; в ощущениях отражаются лишь отдельные стороны объектов. Восприятия – это отражение целостного образа воспринимаемого объекта. Представления – воспроизведение в памяти объекта, воспринятого раньше.

Существует концепция иероглифов : ощущения – являются лишь символами. Однако эта концепция неправильна, т.к. символ – отображение другой реальности, которая напоминает что-либо из нашей реальности. Например, слово или дорожный знак – это символы.

Формы абстрактного мышления: Рассудок и разум. Рассудок – это оперирование понятиями по заданной схеме. Разум – это способность оперировать понятиями, выходящими за пределы заданной схемы. Рассудок и разум – опосредованное (через понятия) отражение реальности. Интеллект – способность оперировать понятиями в рамках рассудка и разума.

Разновидности интеллекта: 1.Животный – предметное мышление, животное может только схватывать отношение между конкретными вещами, 2.Человеческий – оперирование понятиями на уровне рассудка и разума, 3.Искусственный – логические операции, осуществляемые машиной, 4.Гибридный – мышление по схеме “человек-машина”.

Сознание также выступает как единство психических явлений и физиологических процессов. Сознание характеризуется: познавательными процессами и мнемоническими функциями (память).

Современная наука различает первичную и вторичную память. Сознание – совокупность “прошлого, настоящего и будущего”. Сознание характеризуется также целенаправленностью, иррациональностью (т.е. неорганизованность, хаос, беспорядок). Сознание есть абстрактная мысль, реализующаяся в слове. Язык – это система символов, в которых воплощается мышление.

Функции языка: 1.Коммуникативная (общение), 2.Сигнификация (слово – символ, обозначающий предметы), 3.Обобщающая(человек во внутреннем плане может оперировать знаками, обозначающими целый класс предметов), 4. Говорящая (интонация человека играет большую роль), 5. Трансляционная (опыт передается из поколения в поколение).

Сознание, как отражение реальности в абстрактных символах, есть идеальное отражение, «идеальное есть ни что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней,» - это известная цитата. Еще одна трактовка идеального: идеальное закодировано во всех продуктах человеческой деятельности. Идеальное – это вербализированное материальное, т.е. выраженное в абстрактных символах.

Сознание характеризуется также единством индивидуального и общественного сознания. Инд. Сознание характеризуется неповторимостью и реализуется в знании, понимании и отношении. Общественное сознание функционирует в религиозном, научном, философском, экономическом сознании. Обществ. Сознание функционирует на 2-х уровнях: а)обыденно психологический, б) теоретико-идеологический.

§5 Проблемы познания

а) проблемы познания в истории философии. б)структура познавательного действия.

Раздел философии, который изучает эту проблематику, называется гросеалогией (учение о знаниях). Уже в глубокой древности люди ставили вопросы: «как познать мир?», «можно ли вообще познать мир?». Это вторая сторона главного философского вопроса. Может ли бытие правильно быть отражено в сознании? Мышление = бытие? – тождество?

I а) Скептицизм (пирронизм): древнегреческий философ Пиррон считал, что М¹Б, т.е. истина недостижима. Б) иррационализм: реальность иррациональна, и поэтому непознаваема. В) агностицизм (Д.Юмм, Кант): отрицание познаваемости мира; наличие ощущений – единственная истина, доступная человеку; человек не может понять причину ощущений. Ноумены (вещи в себе) – нечто такое, природа чего нам недоступна.

II Познаваемость мира.

Для материализма бытие является познаваемым, т.к. практика дает возможность удостовериться в правильности отражения мира. Существует различие в способах познания мира: а) (Бэкон, Фейербах) Сенсуализм : все знание – из опыта; источник знаний – органы чувств; Дж. Лок сформулировал основной принцип сенсуализма: «в разуме нет ничего, чего до этого не было бы в чувствах», б) рационализм: источник познания – это разум (Спиноза, Декарт, Платон), в)Интуитивизм: главный инструмент познания – интуиция (Лопатин, Ницше).

Принципы гросеалогии: 1. Признается существование объективного мира, который является предметом познания, 2.Отвергается кантовское противопоставление вещей в себе и познаваемых явлений, 3.Признается сложный противоречивый характер познавательного процесса, 4.Категория практики, которая понимается как основа познания.

Введение практики в гросеалогию – это заслуга К.Маркса. Познание при это понимается как процесс, состоящий из определенной совокупности познавательных действий, которые являются разновидностью социальных действий. Соц. Действия – это дискретный ряд действий, реализуемый в определенном пространстве и времени.

Структура соц. Действия: 1)Субъект, 2)Объект, 3)Цель действия, 4)Средства действия, 5)Результат действия. Соц. Действия бывают: 1) производственные, 2)Социально- политические (выборы, забастовки…), 3)Коммуникативно - идеологические (религиозные,…), 4)Познавательные.

Метафизический материализм считает, что субъект определяет объект. Субъективно-идеалогическая гросеология считает, что субъект определяет объект. Диалектико-материалистическая идеология считает, что существует взаимосвязь объекта и субъекта. Практика – совокупность предметно-преобразуюих действий людей.

Структура познавательного действия. Взаимосвязь субъекта и объекта опосредована практикой. Субъект и объект познания не существуют в готовом виде; они орпеделяются уровнем развития общественной практики. Объект познания не есть постоянная величина. Современная техника проникает в такие тонкие структуры материи, которые не были доступны людям как объект познания еще 10 лет назад. Процесс познания начался с распредмечивания. I Процесс распредмечивания – это выявление свойств предмета в определенных познавательных действиях (перцептивные) (ощущения, восприятия и представления). Параллельно с перцептивными развиваются логические действия – действия, связанные с формированием понятий. Понятия – первичная и главная форма логических операций. Понятия бывают единичные и общие, положительные и отрицательные, пустые и непустые. Понятия формируются на основе определенных действий.

Формулы абстропирования понятий: 1.Идеализация (объект в чистом виде), 2.Изолирующая.

Суждение – это связь 2-х и более понятий. Человеческая мысль существует в форме суждений. Суждений бывают полож. И отрицательными. Умозаключение – это когда из нескольких суждений делаются новые выводы. Суждения могут быть: индуктивными (частноеàобщее) и дедуктивными (общееàчастное).

II Законы логики (логические действия):

1. Закон тождества (в ходе рассуждения предмет рассуждения не меняется).

2. Закон противоречия (запрещает утверждать об одном т том же противоположные вещи в одном и том же отношении).

3. Закон исключенного третьего (третье не дано).

4. Закон достаточного основания (любое утверждение должно быть аргументировано).

III Познавательный процесс предполагает такие чувственные интеллектуальные действия, как сомнение, вера и интуиция.

Интуиция – целостное схватывание объекта, она характеризуется очевидностью и бессознательностью. Интуиция бывает чувственная, сознательная, мистическая, эмоциональная, инженерная.

После совершения вышеперечисленных познавательных действий возникает вопрос о том, насколько сформировавшаяся модель предмета соответствует реальному объекту – это процесс опредмечивания. Тут возникает вопрос: то такое истина? Существует несколько концепций истины:

1) Субстанциональная (реальность – это истина);

2) Прагматическая (истина – любое знание, приводящее к успеху);

3) Конвенциональная (истина понимается как результат договоренности);

4) Феноменологическая (под истиной понимают соответствие интенционального переживания предмету переживания);

5) Корреспондентская (истина – это соответствие мысли реальности);

С диалектико-материалистической точки зрения истина идеальна, объективна, единство абсолютного и относительного. Абсолютная истина – это объективное знание. Абсолютная истина понимается как констатация единичного факта и как полное исчерпывающее знание по предмету. Относительные истины – это совокупность относительных истин. Истина всегда конкретна. Наиболее общим критерием истины является практика.

§6 Научное познание

В области научного познания становится задача поиска и накопления знаний. Научные знания имеют свои особенности:

1. Они должны быть адекватными (объективными);

2. Они характеризуются системностью;

3. Научные знания непротиворечивы;

4. Научные знания должны ориентироваться на практическую реализацию;

Наука в современном обществе – это разветвленная дифференцируемая система знаний.

НАУКА: естественные науки; гуманитарные науки(знания об общественных явлениях); технические науки; интегративные науки (кибернетика).

Познание – это цель познавательных действий, но в науке эти действия ориентированы на выработку истинных знаний. Субъект познавательных действий в науке – это ученый. В современной науке познавательные действия совершаются коллективными субъектами – научными сообществами (институту, НИИ).

Субъекта характеризуют:

1) определенный уровень культуры;

2) определенные ценности;

3) опеределенные нормы и идеалы, а также стили научного мышления. Стиль современной науки - кибернетический, информационный и компьютерный;

4) Определенные средства научного познания;

5) Определенные формы научного познания. Средства научного познания – это материальные структуры, заменяющие человека как мыслящие, действующие и чувствующие.

Методы научного познания – это те или иные способы приобратения знаний, приближения к научному объекту. Формы – это структуры научного знания, которые служат для понимания истины. Стили научного познания: научные факты, научные гипотезы…

Фундаментальные науки à прикладные науки à инженерные разработки à производство.

Объектом научного исследования становится та часть реальности, которую человек стремиться познать. В соответствии с этим подбирают средства научного познания (напр. компьютер). После этого проводятся определенные действия – измерения, на основе которых фиксируются определенные эмпирические зависимости, на основе которых, в свою очередь, появляется научный факт. Факты науки бывают эмпирические и теоретические.

Далее происходит включение данного научного факта в систему знаний. Если научный факт не стыкуется с системой знаний, то возникает научная проблема, которая мобилизует научное общество на поиски ее решений, в результате этого появляются новые идеи. Они приводят к появлению научной гипотезы.

Функции гипотезы:

1. Она должна согласовать научные факты с системой знаний.

2. Она должна предсказывать новые факты.

3. Она должна быть проверяемой.

Наиболее жизнеспособной из конкурирующих систем является наиболее простая. Гипотеза, которая подтверждается экспериментально, становится научной теорией, которая имеет целый рад функций:

1. Объяснение

Типы объяснений:

а) структурное (раскрытие структуры);

б) каузальное;

в) куриенологическое (раскрытие и формирование новых законов);

2. Прогнозтическая функция (предсказание новых фактов);

3. Методологическая функция;

4. Прогматическая (выход на практику)

Закономерности научного познания:

1) Дифференциация (появление новых наук);

2) Интеграция научного знания (изучение экосистем возможно лишь при наличии вычислительной техники);

3) Познавательный процесс в современной науке реализуется в единстве революционных и эвалюционных составляющих. Изменяются пародигмы – совокупность принципов научногомышления. Иногда происходит крутая ломка пародигмов (напр. В 19в).

Метод – это определенный способ исследования. Методы бывают:

1) Специальные (используются в конкретных науках);

2) Общенаучные:

а) Методы операций (наблюдение, эксперимент, измерение);

б) Методы процедуры (системные анализы);

3) Философские методы:

а) Формально-логические (индукция, дедукция);

б) Метод диалектической логики;

Эти методы действуют на разных уровнях научного познания;

I. Эмпирический метод: метод операций. Наблюдение – это исследование объекта без внешнего воздействия. Эксперимент – это исследование объекта с внешним воздействием.

II. Теоретический уровень (метод): метод формализации, матаматизация – выражение структуры объекта через знаковые математические структуры; метод аксиматизации – число утверждений (определенное число) берется без подтверждений; исторический метод – раскрытие истории данного объекта; метод диалектической логики – при изучении реальности требуется рассматривать явления через их историю, требуется использование критерия практики (практика- критерий истины), требуется конкретика. Важную роль в исследовательном процессе играет интуиция. Наука – определенный организм. Новое знание преодолевает преграды на пути к признанию и очень сложно.

Наши рекомендации