Личность преступника в криминальной психологии
Проблема «личности преступника» является первостепенно зна- чимой среди всего круга проблем, относящихся к предмету крими- нальной психологии. Тем не менее, в настоящее время криминально- психологическое понятие «личность преступника» по своему содер- жанию в значительной степени совпадает с соответствующей крими- нологической категорией, разрабатываемой в контексте внутренних причин и субъективных детерминант преступного поведения. Более
того, в ряде учебников по юридической психологии [см., например, Баранов П.П., Курбатов В.И., 2003] в соответствующих главах речь идет о криминологическом понятии «личность преступника».
Надо заметить, что криминологическая категория «личность преступника» построена на мощных заимствованиях из теории психологической науки, что вполне естественно и правомерно. Среди наук, изучающих человека, именно психологии, вскрывающей зако- номерности нормального и аномального развития, формирования и деформации личности, регуляторные механизмы просоциального и отклоняющегося поведения, принадлежит ведущая объяснитель- ная роль. В то же время в криминологии категории, разработанные в рамках общей, социальной, педагогической, медицинской и других отраслей психологии, и данные, вполне надежные в тех пределах и с теми ограничениями, которые предусмотрены условиями и задачами этих исследований, зачастую в неизменном виде распространяются на специфические ситуации правовой жизни, на совершенно иные условия психической деятельности людей. Такой механический перенос на криминологическую почву психологических данных, почерпнутых из разных источников, принадлежащих разным пси- хологическим школам, теориям и концепциям, совершаемый без должного переосмысления и проверки, чреват эклектизмом и не- корректными выводами.
Недостаточная разработанность категории «личность преступ- ника» связана и со слабостью методологических и теоретических основ криминальной психологии. Эта проблематика долгое время разрабатывалась юристами, в силу чего традиционный подход кри- минальной психологии к изучению механизмов индивидуального преступного поведения в значительной степени определяется влия- нием криминологических и уголовно-правовых воззрений. В них все непосредственные причины преступлений подразделяются на две большие группы: внешние (условия внешней, прежде всего, соци- альной, среды) и внутренние (психические процессы и личностные особенности субъекта преступления). Согласно этой концептуальной схеме индивидуальное преступное поведение является результатом взаимодействия стабильных личностных образований (потребностей, ценностей, интеориоризованных норм и пр.), характеризующих анти- общественную направленность субъекта, и криминогенной ситуации (конкретной жизненной ситуации, которая в силу своего содержания способствует совершению преступления).
Таким образом, личность преступника, человека, совершившего пре- ступление, всегда несет в себе такие характеристики, которые определен- ным образом проявляются в детерминации противоправного поведения. Другими словами, существует определенная психическая реальность, соответствующая понятию «личность преступника».
С точки зрения психологии, личность преступника – научная аб- стракция, обобщенно отражающая такие личностно-психологические характеристики, которые играют существенную роль в детерминации противоправного поведения.
Надо иметь в виду, что содержание понятия «личность преступ- ника» не совпадает с содержанием общепсихологической категории
«личность», с общеупотребительным значением этого слова, не есть личность человека в целом, личность как таковая. Это скорее некото- рый обобщенный комплекс характеристик, выделенных по критерию детерминации преступного поведения. Учет этого обстоятельства позволяет избежать целого ряда недоразумений. Необходимо четкое разведение общего, типичного («личность преступника») и единич- ного, индивидуального. В то же время следует помнить, что абстракт- ное понятие «личность преступника» не есть нечто противостоящее отдельной личности. Изучать личность преступника возможно не иначе, как изучая конкретную личность.
Все вышеизложенное позволяет дать определение личности пре- ступника.
личность преступника– динамическая, относительно устойчивая система индивидуально-психологических (психофизиологических, психологических и социально-психологических) свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих лицо, виновно нарушающее уголовный закон, и прямо или косвенно определяющих проявление противоправного поведения.
Образующая личность преступника совокупность, система индивидуально-психологических свойств складывается до преступле- ния как субъективное условие его совершения, которое реализуется в конкретной ситуации. Причем личность преступника не может рассматриваться как нечто неизменное, зафиксированное в период совершения преступления. Периоды расследования преступления, задержания преступника, его предварительного заключения, участия в судебном разбирательстве, отбытия им наказания и иные, следующие за преступлением события, отражаются на личности преступника, изменяя в той или иной форме многие ее черты.
Методологическая сложность изучения проблемы личности пре- ступника определяется тем, что в момент совершения преступления личность преступника недоступна научному изучению. Поэтому основное направление криминально-психологического исследования – изучение генезиса личности преступника, процесса ее становления.
В криминологии предполагается, что личность преступника отличается от законопослушной личности своей общественной опасностью.
Факт совершения преступления является основанием для каче- ственно новой социальной оценки личности – как личности пре- ступника. Общественная опасность действий, которая составляет их главное социальное качество, означает, что они причиняют вред или создают реальную возможность причинения вреда объектам уголовно-правовой охраны – общественным отношениям, интересам (благам) конкретной личности, общества или государства. По сути дела, общественная опасность личности есть прогноз вероятности проявления ею общественно опасного поведения.
Это принципиальное положение, ибо понятие личности пре- ступника применимо лишь к тому, кто проявил свою общественную опасность в совершении конкретного преступления. Однако, в силу того, что «общественная опасность» личности как присваиваемое ей социальное качество имеет внешнее происхождение, она не является собственно психологической характеристикой, а выступает как некая интегральная оценка сочетания и соотношения присущих личности свойств в плане влияния на вероятность асоциального и антисоци- ального поведения. Вопрос же о том, чем психологически отличаются общественно опасные личности, остается открытым.
Правовое понятие «личность преступника» включает психологи- ческие, демографические, социологические, правовые, возрастные и иные признаки. С точки зрения психологии, социальные характери- стики человека рассматриваются лишь в плане их влияния на фор- мирование и особенности проявления их внутренних, личностных характеристик.
В настоящее время в криминальной психологии доминирует компонентный подход к изучению личности преступника, ориен- тированный на изучение роли отдельных личностных характери- стик и свойств в генезе преступного поведения. Так, изучена роль в этиологии преступного поведения таких качеств, как агрессивность [Ениколопов С.Н., 1979], жестокость [Михайлова О.Ю., 1986], ригид-
ность [Замуруева Э.П., 1976], тревожность [Антонян Ю.М., Гульдан В.В., 1991] и др. Количество таких научных работ достигло критической массы, позволяющей сделать вывод о неперспективности этого под- хода к изучению личности преступника и о необходимости поиска принципиально новых средств исследования ее механизмов. Надо заметить, что, в рамках такого подхода криминальная психология остается на уровне описания своего предмета. Личность как неко- торая психическая реальность фактически исчезает из поля зрения исследователей, превращаясь в неструктурированную совокупность отдельных качеств. Новые исследования в этом ключе будут только добавлять все новые и новые свойства личности, играющие роль в формировании индивидуального преступного поведения, причем этот список никогда не будет исчерпан.
За последние 15 лет рядом авторов предприняты попытки выде- лить некоторый комплекс индивидуально-психологических свойств личности как непосредственную детерминанту индивидуального пре- ступного поведения [Крейдун Н.П., 1991, Ермаков П.Н., Падун О.А., 2004]. Тем не менее, и в этом случае личность рассматривается как некоторые достаточно статичные условия, определяющие направле- ние и эффективность ее деятельности. В указанной теоретической конструкции утрачивается основная характеристика психического, его процессуальность (С.Л. Рубинштейн).
В настоящее время накоплен достаточно большой эмпирический материал, позволяющий наметить новые подходы и перспективы дальнейших исследований.
Основным принципом криминально-психологического исследо- вания должно стать сопоставление личностной структуры субъекта со способом ее реального функционирования, что предполагает необходимость системного анализа личности преступника. Этот подход представляется перспективным как в плане теоретико- экспериментального научного познания, так и при разработке прак- тических мероприятий по профилактике преступности.
Идеи системного подхода в психологии не новы. Принципы си- стемного подхода в психологии были сформулированы Б.Ф. Ломовым [1990] и получили развитие в отечественной психологии в целом ряде концепций общетеоретического плана, реализующих этот подход применительно к личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков, А.В. Брушлинский, Л.Г. Дикая, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.С. Мерлин, В.Д. Шадриков и др.).
В рамках изучения проблемы личности такие исследования проводятся с позиций процессуально-динамического подхода, ко- торый активно разрабатывается в общей психологии [Абульханова- Славская К.А., 1991; Анцыферова Л.И., 1990 и др.]. Надо сказать, что такого рода исследования имеются и в юридической психологии при- менительно к проблеме изучения личности преступника и криминаль- ных форм поведения. Ряд работ посвящен исследованию деформаций жизненного пути личности и формированию представлений о смысле жизни (Ю.М. Антонян, А.Р. Ратинов и др.). Однако специальных на- учных исследований в этом плане явно еще недостаточно.
Как уже отмечалось выше, личность преступника определяется в контексте ее поведения. Это личность человека, совершившего умышленно или по неосторожности предусмотренное Уголовным кодексом РФ общественно опасное деяние. В силу чего «крими- нальное», или, шире, «девиантное поведение» является ключевым понятием, отправной точкой в анализе «личности преступника» как категории криминальной психологии.