КРиМинальнО-пСихОлОгичеСкий пОдхОд к изучениЮ личнОСти пРеСтупника
И пРеСтупнОгО пОведения
Личность преступника
как междисциплинарная категория
Объяснить противоправное поведение, раскрыть его источники, найти эффективные средства корректирующих воздействий и про- филактики возможно только при глубоком анализе всего того, что характеризует личность преступника.
Проблема личности преступника имеет междисциплинарный характер, что в значительной степени и определяет сложность ее изучения. Личность преступника относится к числу основных ка- тегорий, изучаемых юридической психологией, но в то же время эта проблематика разрабатывается и специалистами в области уголовного права и уголовного процесса, криминологии и криминалистики.
Несмотря на повышенный интерес, проблема остается крайне сложной и дискуссионной, нет единства в определении этого понятия в научной литературе, остается спорным вопрос и о самом существо- вании реальности, соответствующей понятию «личность преступни- ка». Начало дискуссии было положено в семидесятые годы прошлого века, однако ее отголоски обнаруживаются и в современной научной литературе. Ряд криминологов и специалистов в области уголовного права (например, И.И. Карпец, Ю.Д. Блувштейн, Г.М. Резник и др.) высказали сомнения в необходимости введения такого общего поня- тия. Аргументом в пользу этой точки зрения является то обстоятель- ство, что преступником по российскому законодательству является человек, вина которого установлена судом и в отношении которого вынесен судебный приговор. То есть по формальным правовым
признакам ни подозреваемый, ни обвиняемый, ни даже подсудимый преступником не является, а после вынесения приговора можно го- ворить о личности осужденного. Таким образом, понятие «личность преступника» размывается и теряет свою правовую основу. В силу этого в контексте наук юридического цикла категория «личность пре- ступника» используется наряду со смежными понятиями: лицо, со- вершившее преступление, личность виновного, субъект преступления, личность подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного, заключенного и пр. Объем и содержание каждого из этих понятий различны. В то же время они взаимосвязаны, ибо предполагают со- вокупность определенных свойств, качеств, характеризующих одного и того же человека, который, однако, рассматривается в различных аспектах – криминологическом, уголовно-правовом, криминалисти- ческом, пенитенциарном.
Другим аргументом в пользу этой точки зрения является при- знание того факта, что личность преступника не обладает никакими специфическими (преступными) свойствами, которые были бы харак- терны только лицам, осужденным за совершение преступлений, кроме одной формальной характеристики, а именно – вступление в силу обвинительного приговора. В силу этого необходимость специального изучения личности преступника отпадает как бы сама собой. Тем не менее остается вопрос, почему в одних и тех же обстоятельствах одни люди совершают преступления, а другие – нет.
И, наконец, последний довод приверженцев этой точки зрения заключается в том, что далеко не все лица, осужденные за совершение преступлений, являются преступниками. В криминологии традици- онно, еще начиная с Э. Ферри (1888), выделяется особая категория лиц, совершивших преступления случайно, в силу обстоятельств и особенностей ситуации. В настоящее время для большинства и юри- стов, и психологов является уже аксиомой положение А.Р. Ратинова о том, что «никакие внешние обстоятельства не могут являться определяющими причинами противоправного поведения, если они не положены одновременно и как личностные моменты активности человека, то есть если они не стали внутренними детерминантами человеческой деятельности» [1979, с. 18]. Для тех случаев, в которых мало что зависит от самого человека, в Уголовном кодексе РФ специ- ально оговариваются обстоятельства, исключающие преступность деяния (невиновное причинение вреда, крайняя необходимость, необходимая оборона и пр.).
Учитывая то, что содержание понятия «личность преступника» во многом определяется предметом и задачами той или иной науки, необходимо различать юридическое и психологическое понятия
«личность преступника».
В правовой науке проблема «личности преступника» рассматрива- ется с разных сторон, в зависимости от того значения, которое имеет это понятие для различных юридических дисциплин. Так, уголовно- правовое значение категории «личность преступника» определяется не- обходимостью реализации принципа справедливости, который гласит:
«Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (ч. 1 ст. 6 УК РФ). Уголовно-процессуальное значение этой категории связано с тем, что по части 3 ст. 73 УПК РФ установление обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, является обязательным, подлежащим доказыванию по любому уголовному делу.
Предметом психологии являются факты, закономерности и ме- ханизмы внутреннего мира личности и ее поведения, что и опреде- ляет специфику психолого-правового подхода к изучению личности преступника. Более того, за двухсотлетний период своего развития юридическая психология превратилась в сложную системную от- расль научного психологического знания, которая включает в себя уже целый ряд сложившихся автономных отраслей, обладающих собственным предметом, категориальным аппаратом и специфиче- скими методами исследования. В этом плане даже в рамках разных отраслей юридической психологии понятие «личность преступника» приобретает своеобразное содержание.